Перейти к основному контенту
31.08.2017 13:21

Пароход «Адмирал Нахимов» 31 год покоится на дне Цемесской бухты

31 августа 1986 в 23:20 круизный пароход потерпел крушение в 15 километрах от Новороссийска

Новости рубрики Жизнь
Фото: http://admiral-nakhimov.net.ru
Фото: http://admiral-nakhimov.net.ru

31 августа 1986 в 23:20 круизный пароход потерпел крушение в 15 километрах от Новороссийска.

В день трагедии пароход «Адмирал Нахимов» прибыл в Новороссийск из порта Ялта. В городе-герое ему предстояло стоять до позднего вечера. Около 22:00 на борт судна поднялся последний пассажир. «Адмирал Нахимов» отдал концы и отправился в свой последний рейс. На борту в тот момент находилось 1243 человека. В 23:12 «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Пётр Васёв». Несмотря на то, что судоводители обоих судов вели между собой переговоры, они так и не смогли разойтись в море. 

В результате столкновения судов, «Пётр Васёв» вошёл своей выступающей частью, бульбом, в корпус «Адмирала Нахимова» на несколько метров между машинным и котельным отделением. Пробоина в правом борту круизного парохода с каждой секундой увеличивалась, так как по инерции «Адмирал Нахимов» продолжал двигаться вперед, разворачивая сухогруз. По оценке экспертов, размер пробоины после расцепки судов составил 80 квадратных метров. 

В момент столкновения в кинозале парохода «Адмирал Нахимов» проходил показ фильма «Я любил Вас больше жизни» (азербайджанский советский фильм режиссёра Расима Исмайлова). На 42 минуте картины и произошло столкновение.

На «Нахимове» была объявлена «шлюпочная тревога».

Пароход стал заваливаться на правый борт. После удара «Нахимов» был полность обесточен. Пассажиров охватила паника. Позже экипаж запустил аварийный дизель-генератовр, на шлюпочной палубе заработало аварийное освещение. Оно работало всего 2 минуты. Эти несколько минут многим пассажирам спасли жизнь. Они успели спуститься на шлюпки.

Крен корабля на правый борт постоянно увеличивался и в какой-то момент составил 45 градусов. Людям приходилось цепляться за канаты, и за все, за что можно было ухватиться. Многим удалось перебраться на левый борт и спуститься по нему в воду. Самая страшная участь ждала тех, кто оказался заблокирован в собственных каютах. Через 7 минут после столкновения, имея крен на правый борт около 60°, «Адмирал Нахимов» полностью ушёл под воду. Единственным средством для спасения утопающих служили надувные плоты. Около 1000 человек оказались в воде на месте крушения.

Весть о крушении тут же дошла до капитана порта Новороссийск, который отдал приказ всем судам следовать к месту крушения. Первыми на место катастрофы снялись буксиры портофлота, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета».

2-й помощник капитана «Адмирала Нахимова» Александр Чудновский, который управлял судном в момент столкновения, понял, что «Нахимов» обречен. Он спустился в свою каюту и запер дверь на ключ, тем самым ушел под воду вместе с кораблем. Капитан с рулевым и начальником радиостанции оставались на мостике до тех пор пока не оказались вместе с погружающимся судном под водой, а затем выброшенными на поверхность.

Из заключения экспертной подкомиссии при правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств столкновения т/х "Пётр Васёв" с п/х "Адмирал Нахимов" Черноморского морского пароходства и кораблекрушения п/х "Адмирал Нахимов" на подходе к Новороссийску:

«Судоводители обоих судов допустили грубые нарушения требований нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания, так как не предприняли своевременных и эффективных действий по предотвращению чрезмерного сближения судов, создали аварийную ситуацию, не выполнили маневра последнего момента, что привело к столкновению и кораблекрушению парохода "Адмирал Нахимов" с гибелью большого числа людей».

Лицами, виновными в кораблекрушении являются:

- Капитан теплохода "Петр Васев" Ткаченко В.И. нарушил Устав службы на судах ММФ что привело к кораблекрушению с гибелью людей.

- Капитан п/х "Адмирал Нахимов" Марков В.Г. нарушил Устав службы на судах ММФ, Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ, Международные правила предупреждения столкновения судов, что способствовало кораблекрушению и гибели большого числа людей. 

Оба капитана, Ткаченко и Марков, получили по 15 лет лагерей.

- Вахтенный помощник капитана п/х "Адмирал Нахимов" Чудновский А.Р. нарушил Устав службы на судах ММФ, Правила предупреждения столкновения судов, Наставление по организации штурманской службы на судах ММФ, что привело к несвоевременному маневрированию для избежания столкновения.

На протяжении уже многих лет к месту гибели парохода организовывались рейсы памяти. 

Сегодня, 31 августа, исполняется ровно 31 год с тех пор, как «Нахимов» затонул. Жертвами катастрофы стали 423 человека. О тех трагических событиях в Новороссийске помнят до сих пор. Каждый год выжившие в трагедии и родственники погибших собираются почтить память жертв крушения "Нахимова". 

Гриф секретности с уголовного дела до сих пор не снят.

История парохода «Адмирал Нахимов».

«Нахимов» - советский пассажирский пароход. В течение 29 лет совершал круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии. Пароход «Берлин» был построен в Лоббендорфе (Германия) и спущен на воду 24 марта 1925 года, а уже 26 сентября 1925 года вышёл в свой первый рейс в Нью-Йорк. В годы Второй Мировой он использовался как пассажирский лайнер, но с началом войны его переоборудовали под госпитальное судно. 31 января 1945 года в «Поморской бухте», на рейде Свинемюнде «Берлин» подорвался на мине. Несмотря на пробоину 6×8 м, судно продолжало двигаться. Вскоре он получил вторую пробоину от повторного подрыва и судно оказалось подтопленным на глубине 13 метров. 17 сентября 1947 года, после судоподъема пароход получил новое название — «Адмирал Нахимов» и позже был отведен в док Кронштадтского завода для частичного ремонт.

Первый капитан корабля под советским флагом — Николай Антонович Соболев. Он сравнил убранство «Нахимова» с «дворцом или музеем. Одной из главных проблем, что из-за низкой посадки судна вода часто заливала каюты. Спустя 10 лет, благодаря стараниям капитана Соболева, судно было переоборудовано и соответствовало всем требованиям на тот момент. 

В 1962 году, во время Карибского кризиса, «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу.  

В 1977 году экипаж судна во главе с бессменным капитаном отпраздновали 20-летие безаварийного плавания. В 1978 году капитан Соболев вынужден был покинуть судно по состоянию здоровья. 

В 1980 году на борту парохода «Адмирал Нахимов» проходили съёмки художественного фильма «Дамы приглашают кавалеров».В 1984 году капитаном «Адмирала Нахимова» становится 56-летний Вадим Георгиевич Марков.

В 1986 годк пароход терпит крушение в координатах: широте 44о 36,15' сев., долготе 37о 52,35' вост..

Источники: Википедия, сайт Аdmiral-nakhimov, Администрация города Новороссийск, Открытые источники.