Банк ВТБ - и оптом, и в розницу
Финансовые эксперты утверждают, что будущее банковской системы за розничным бизнесом, благодаря которому кредитным организациям удастся выжить в жесткой конкурентной среде. Розничные клиенты позволяют банкам формировать "подушку безопасности" - они обеспечивают фондирование в виде вкладов, приносят высокомаржинальный доход от потребкредитования, дают диверсифицикацию кредитного портфеля. История развития российского розничного банкинга достаточно молода. Это направление кредитные организации стали развивать в новом тысячелетии, когда уровень жизни населения пошел вверх - у граждан появились накопления, уверенность в будущем, желание тратить и брать кредиты. На этой волне банки начали продвигать розничное кредитование. Тогда же о развитии нового для себя направления задумался и ВТБ (на тот момент Внешторгбанк), специализирующийся на обслуживании крупных корпоративных клиентов. "Президенту банка Андрею Костину удалось сформировать профессиональную команду людей, умеющих принимать правильные решения. К 2004 г. Внешторгбанк стал крупным финансовым институтом с широкой корпоративной клиентурой, имевшей большое количество сотрудников. А им также требовалось банковское обслуживание", - вспоминает Михаил Кузовлев, в 2002-2004 гг. работавший вице-президентом Внешторгбанка (ныне он глава Банка Москвы - БМ). Сегодня ВТБ-24 занимает второе место среди розничных банков России. "На рынке ипотечного кредитования доля ВТБ-24 составляет около 16%, по кредитным картам - примерно 10%, - отмечает Эмиль Юсупов. - Перспективы лучше, чем у специализированных банков, так как есть больше возможностей для кросс-продаж". В целом по объему кредитов физлицам банк занимает 11,4% рынка, что в 2,8 раза меньше, чем у Сбербанка, но в 3,4 раза больше, чем у третьего банка - Росбанка. По объему вкладов физлиц ВТБ-24 занимает 7% рынка, что в 7,6 раз меньше Сбербанка, но в 3,2 раза больше третьего банка - "Газпромбанка". Второе преимущество ВТБ-24, по словам Юсупова, это возможность пополнять клиентскую базу за счет сделок M&A головной структуры. ВТБ продолжает скупать крупных игроков на рынке. В прошлом году был приобретен контрольный пакет в принадлежащем РЖД "Транскредитбанке" (ТКБ). В этом году доля госбанка будет доведена до 100%. Интеграция с ТКБ дополнит региональную сеть ВТБ-24 еще 100 городами присутствия, а бизнес банка - почти двумя миллионами активных клиентов - это работники железной дороги и смежных предприятий. В итоге объединенная сеть к концу 2013 г. станет насчитывать 1000 офисов. Другая сделка - покупка Банка Москвы в 2011 г. - была неоднозначно воспринята банковским сообществом. После затянувшихся переговоров ВТБ заполучил структуру с "дырой" в балансе размером в 360 млрд руб. "Сейчас уже всем понятно, что, хотя Банк Москвы и имел проблемы, его покупка была выгодной из-за широкой сети банка и сформированной клиентуры. И ВТБ-24 сможет использовать эти преимущества сейчас в своем развитии", - отмечает президент Ассоциации региональных банков России и депутат Госдумы Анатолий Аксаков. ВТБ-24 самым активным образом сотрудничает с другими банками группы "ВТБ", в том числе с зарубежными "дочками". "ВТБ-Украина" - крупный игрок на рынке обслуживания физлиц, - говорит Дмитрий Руденко. - Во Франции и Германии мы стали первым российским банком, который смог составить реальную конкуренцию местным игрокам. В частности, на рынке дистанционного обслуживания граждан по приему вкладов". Но оставаясь главным "куратором" розничных услуг по всей группе "ВТБ" во всех странах присутствия, сам ВТБ-24 генерирует значимую долю прибыли в холдинге, тем самым показывая, что российская розница остается действительно перспективным и доходным направлением банковского бизнеса. "Очень хорошо, что на рынке появляется банк, который может составить реальную конкуренцию Сбербанку, - резюмирует Анатолий Аксаков. - Конкуренция позволяет повышать качество продуктов и снижать ставки. Очевидно, что чем больше будет на рынке конкурентов Сбербанка, тем активнее станет развиваться банковская розница".
Другие новости этой же рубрики