Михаил Михайлович Зощенко, известный как автор многочисленных повестей, пьес и киносценариев, его любили читатели, но все же настоящую славу он испил благодаря своим юмористическим рассказам. Свои небольшие рассказы он публиковал в журналах и газетах, таких как «Крокодил», «Огонек», «Известия». Небольшие юмористические рассказы он также включал в свои книги, где они были представлены автором как рассказы о темноте и невежестве. Чаще всего они повествовали о тех, кто не вошел в историю. Но чаще всего это были рассказы сатирические.
С годами рассказы Зощенко, в которых он описывал быт в деталях, начали восприниматься читателем как рассказы с элементами гротеска и фантасмагории. Также и герои Михаила Зощенко воспринимаются современным читателем как нереальные. Да только автор всегда в своих рассказах показывал реальную жизнь, он ненавидел мещанство и очень реалистично отображал в своих произведениях все события того времени. Над кем же презрительно посмеивался Зощенко? Главным объектом насмешки был темный и невежественный человек, который не имел четкого представления ни о правах, ни о свободах.
В рассказе «Тяжелые времена» автор прямо смеется над тем, какие люди непросвещенные и темные, главному герою не позволили лошадь завести в лавку, так он возмущался: «Ну и времечко. Лошадь в лавку не допущают..». Рассказ «Столична штучка» повествует отм, как в деревне председателем выбрали Лешку Коновалова, вора, что выдавал себя за знающего и умного. Люди думали, что он столичная штучка, а он простой неграмотный вор. Да только выдал он сам себя своим речами: ««Говорить можно...
Отчего это не говорить, когда я все знаю... Декретзнаю или какое там распоряжение и примечание. Или, например, кодекс... Все ето знаю. Два года, может, терся... Бывало, сижу в камере, а к тебе бегут. Разъясни, дескать, Леша..».
Не один Леша, два года отсидевший в Крестах, но и многие другие персонажи рассказов Михаила Зощенко уверенны в своей правоте и рассудительности. А реально это дикие и примитивные особи, неграмотные и грубые.
Но все же главный объект сатиры Зощенко - это мещанство. Читая его рассказы так и хочется начать борьбу с этой грязью и хамством. Зощенко умело показал все стороны мещанской жизни, и экономическую, и моральную, и философскую.
Что тут добавить, смех – главный двигатель по жизни, без него намного сложнее пережить тупость, невежество, хамство и несправедливость.