По мере того, как авиакомпании всеми силами стараются снизить издержки и предложить пассажирам более дешёвые авиабилеты, число летающих туристов будет расти.
1. Всё больше авиационных экспертов всерьёз поговаривает о перспективе появления аэропортов самообслуживания. Забудьте о таком архаизме, как багажный носильщик! Более того, такие гиганты рынка авиаперевозок, как Iberia и Qantas, прямо сейчас разрабатывают схемы, которые позволят пассажирам самостоятельно взвешивать, регистрировать и распечатывать бирки для своего багажа. Весь процесс обработки: от проверок до отправления чемодана в багажную зону – в ближайшее время будет автоматизирован.
Пока невозможно сказать, приведёт ли это к увеличению процента потерянных единиц поклажи: оценивать результаты пока рано, однако, необходимость действовать самостоятельно многих пассажиров определённо приведёт в замешательство и лишит чувства уверенности в судьбе своих сумок. Ведь если сотрудники авиакомпаний, опытные в вопросах регистрации багажа, нередко допускают ошибки, что говорить о новичках в этом деле?
Некоторые пассажиры возмущаются, что на их плечи ложатся задачи, которые раньше авиакомпания брала на себя. Но тренд таков, что даже IATA (Международная Ассоциация воздушного транспорта) полностью идёт на поводу у аэропортов и авиакомпаний и предлагает путешественникам не только самостоятельно оперировать своим багажом, но и сканировать посадочные талоны перед входом на борт лайнера. В случае отмены рейса в скором времени можно будет самостоятельно сдать или забронировать новый билет. Жалобы также будут подаваться в электронном виде. Всё это – звенья одной инициативы IATA под названием «Ускоренное путешествие».
Что будет с теми, кто не в состоянии справиться с возложенными на них новыми задачами? Очевидно, им придётся дополнительно заплатить.
2. Приятной обратной стороной медали будет повышенный комфорт в аэропорту и дополнительные развлечения в самолёте. Сейчас многие аэропорты предлагают расширенную зону не только с ресторанами, сувенирными лавками и магазинами алкоголя, но и с бассейнами, spa-центрами и кинотеатрами! В настоящее время, если сравнивать с периодом несколько десятков лет назад, аэропорты стали куда более приятным местом препровождения (особенно сильно контраст ощущается в Европе и Азии). Информационные технологии внедряются тоже очень быстро. Тут впереди американские аэропорты. В некоторых из них можно увидеть, к примеру, «голографических помощниц», напоминающих пассажирам о необходимости соблюдения правил безопасности при перевозке багажа.
3. Снижение цены на авиабилеты, если и будет происходить в дальнейшем, то только …за счёт пассажиров. Авиакомпании нашли выход привлекать клиентов выгодными тарифами: базовая стоимость будет минимизирована, поскольку в неё не будут входить дополнительные услуги. Платы потребует провоз избыточного по массе багажа (при весьма скромных его нормах), сдача и обмен билетов, ранняя регистрация на рейс и т. п. Особенно усердствуют в этом авиакомпании-дискаунтеры (easyJet, airBaltic, Ryanair). 2012 год ознаменовался целой серией скандалов с участием этой ирландской авиакомпании: самым громким оказался случай, когда женщине пришлось заплатить несколько сотен фунтов за распечатку посадочного талона. По мнению руководства Ryanair, если человек не может придумать способ сделать этого самостоятельно, он должен платить за отсутствие находчивости и сообразительности крупной суммой денег.
4. Туристы будут искать авиабилеты и путешествовать по миру более свободно и самостоятельно. Интерес к индивидуальному туризму подогревает возможность забронировать интересную экскурсию или мастер-класс на месте: современные программы для индивидуальных туристов включают буквально всё – от частной коктейльной вечеринки на крыши здания в центре Барселоны до приготовления хумуса на кухне хозяйки в Иерусалиме.
5. И аэропорты, и авиакомпании охотно подхватили тренд повышения покупательской способности пассажиров. И на земле, и в воздухе им предлагают множество вариантов совершения покупок – от предметов первой необходимости до предметов роскоши.