Перейти к основному содержанию

Методика аудиторской проверки бухгалтерского учёта

21.09.2013 14:41

Существует много видов финансового контроля бухгалтерского обслуживания предприятия, но особое место отводится именно независимой аудиторской проверке. Это проверка бухгалтерского учёта и соответствующей документации уполномоченными лицами с целью подтверждения её достоверности. Данная операция необходима для предоставления информации в органы государственной налоговой службы, а также для руководства предприятия, желающего оценить и проконтролировать свою финансовую деятельность. По итогам таких проверок может проводиться восстановление бухгалтерского учёта, другие корректирующие мероприятия, позволяющие привести всё в полное соответствие установленным нормам и стандартам.

Сам аудиторский контроль проводится в несколько этапов, и первый из них – это планирование, в процессе которого производится предварительное планирование, подготавливается и составляется план, подготавливаются соответствующие программы. Прежде всего, аудитор анализирует информацию о деятельности предприятия,  его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, о  производимой продукции, структуре и объёмах уставного капитала, об особенностях производства, компаньонах и основных потребителях. Затем исследуется бухгалтерский учёт и вся приложенная к нему документация, в результате чего оценивается финансовое положение объекта и основные показатели хозяйственной деятельности. После этого составляется непосредственно план аудита, содержащий объёмы и порядок проведения аудиторской проверки, и всё это отражается в надлежащем документе. Весь этот комплекс работ направлен на составление независимого мнения о состоянии системы бухгалтерского учёта предприятия, а также выясняется, насколько эффективно ведётся бухгалтерское обслуживание в целом.

В ходе непосредственной аудиторской проверке бухгалтерского учёта определяется:

  • -есть ли на каждого сотрудника бухгалтерии должностные инструкции;
  • -имеется ли график работ всех отделов бухгалтерии, в котором указаны сроки выполнения заданий;
  • -имеются ли материально-ответственные лица, назначенные приказом и подписавшие договор о полной индивидуально-материальной ответственности;
  • -соответствуют ли методические вопросы учётной политики, законодательно установленным нормам и правилам;
  • -насколько точно соблюдается в течение отчётного периода учётная политика, отражающая отдельные хозяйственные операции, оценивается имущество предприятия, согласно Положению о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ;
  • -полнота отражения в отчётных документах за определённый период всех хозяйственных действий;
  • -выполнена ли  инвентаризация имущества и обязательств и грамотно ли оформлены полученные показатели;
  • -правильно ли соотнесены расходы и доходы за отчётный период;
  • -имеется ли приказ об учётной политике, и насколько она соответствует  действующему законодательству и специфике работы компании;
  • -применяемая форма  бухгалтерского учета, её соответствие основным положениям о бухучёте;
  • -соответствует ли структура и штат бухгалтерии объему выполняемой работы.

По итогам аудиторской проверки составляется отчётная документация с выявленными несоответствиями бухучёта, и предлагается список мероприятий по их устранению. При серьёзных нарушениях целесообразно воспользоваться восстановлением бухгалтерского учёта за какой-либо период или даже за всю деятельность предприятия.

Другие новости этой же рубрики