Сервис попутчиков получил здесь большую популярность. Но с недавних пор компания активно развивается еще и на автобусном рынке. Руководитель автобусного направления BlaBlaCar Денис Стрелков рассказал "Живой Кубани", как сервис помогает автовокзалам и перевозчиками по всей России увеличивать их онлайн-продажи билетов.
Денис Стрелков, руководитель автобусного направления BlaBlaCar
– Денис, на прошлой BlaBlaCar объявил о том, что начал брать с попутчиков-пассажиров деньги за возможность бронирования места в автомобиле попутчиков. Можете пояснить важность этого шага для BlaBlaCar?
Сегодня бизнес BlaBlaCar можно условно разделить на два больших сегмента: поездки с попутчиками, так называемый карпулинг, и поездки на автобусах. Что касается карпулинга, то эта часть нашего бизнеса с момента выхода компании на российский рынок до сегодняшнего дня оставалась немонетизированной, то есть мы на ней не зарабатывали. При этом BlaBlaCar делал свою работу успешно. Мало кто помнит, но в 2014 году индустрии поездок с попутчиками в России не было как таковой. Теперь же все к этому привыкли, формат поездок с незнакомым человеком в автомобиле никого не удивляет. Сегодня каждый день 60 тысяч россиян ездят с попутчиками через BlaBlaCar.
Запуск платного доступа к бронированиям с одной стороны, безусловно, позволяет BlaBlaCar начать дополнительно зарабатывать, с другой стороны, и мне кажется это более важно для пользователя, делает сами поездки значительно более безопасными и надежными, потому что факт совершения онлайн-транзакции сильно повышает степень ответственности пользователей за соблюдение договоренностей со своими попутчиками. К тому же система довольно справедливая – после оплаты доступа у пользователя есть сутки на то, чтобы найти водителя-попутчика, и в случае неуспеха деньги ему возвращаются.
Но поездки с попутчиками не моя зона ответственности в BlaBlaCar, я руковожу автобусным направлением бизнеса.
И как эта новость повлияет на развитие автобусного направления BlaBlaCar?
Я бы не стал тут проводить параллели. Как сказал ранее, у BlaBlaCar есть две части: карпулинговая и автобусная. Первая – теперь монетизирована. Вторая – монетизируется за счет онлайн-продаж автобусных билетов наших партнеров (автовокзалов и перевозчиков), а также предоставления нашим партнерам ИТ-решений для самостоятельной продажи билетов.
Кто может стать вашим партнером?
Любой автовокзал или перевозчик, который осуществляет регулярные рейсы, имеет карты маршрутов и прочие необходимые документы, может стать нашим партнером. Более того, мы сами просимся в партнеры к компаниям, отвечающим этим требованиям. Мы предлагаем им взаимовыгодные отношения. Просим их дать нам возможность проявить себя, показать свою полезность.
Надо сказать, что это длинный и непростой путь, но мы очень стараемся. Сегодня около 600 автовокзалов в 52 регионах уже работают с нами на постоянной основе или тестируют наши возможности.
С продажей билетов понятно: вы берете свою комиссию, как посредник. Можете чуть подробнее рассказать про ИТ-решения, которые вы предоставляете?
Это набор продуктов, которые позволяют решить разные задачи автовокзалов и перевозчиков.
Например, мы можем помочь автовокзалу автоматизировать его оффлайн и онлайн-продажи. Все это на базе бухгалтерской программы 1С. Причем это может быть как коробочное решение (грубо говоря, даем партнеру диск, который он устанавливает на свой компьютер), так и облачный продукт (он подключается к программе онлайн).
Можем помочь партнеру запустить свой сайт по продаже билетов, который будет выполнять весь необходимый набор задач.
Можем поставить на вокзал терминал по продаже билетов, который, понятное дело, будет интегрирован в бухгалтерию вокзала.
В общем, мы предоставляем весь набор ИТ-решений, необходимых автовокзалу или перевозчику для организации онлайн-продаж.
Все ваши продукты помогают партнерам выйти онлайн, а может им это не нужно, ведь автобусный рынок достаточно консервативный.
Сегодня до 70% авиабилетов и до 50% ж/д билетов люди покупают онлайн, а доля онлайн-билетов на автобусы – около 7%. Что это: аномалия или специфика?
Давайте смотреть правде в глаза: никому не удобно тратить свое время, лишний раз ехать на вокзал, стоять в очереди и лично покупать билет из рук кассира. Тем более в период пандемии. Наоборот, пассажирам удобно покупать билет заранее, не выходя из дома, лениво тыкая пальцем в дисплей смартфона. У игроков рынка нет иллюзий. Все понимают, что доля продаж онлайн билетов будет расти. Одни это понимают, другие это тестируют, третьи уже активно используют.
Какие риски или издержки от сотрудничества с BlaBlaCar несет партнер?
Думаю, что никаких. Мы предлагаем взаимовыгодное партнерство без подводных камней. Партнер всегда может отказаться от работы с нами.
Мы искренне считаем, что даем вокзалам и перевозчикам пользу, потому что через наши каналы продаж они получают доступ к многомиллионной аудитории попутчиков, это с одной стороны, а с другой стороны, используя наши технологии, они могут просто и легко начать самостоятельно продавать свои билеты онлайн.
Не может ли получиться так, что ваши пользователи будут предпочитать поездки с попутчиками, потому что они, например, дешевле?
Это миф, что человек может пожертвовать гарантиями поездки в обмен на ее дешевизну. На самом деле карпулинг и автобусы не конкурируют между собой, а дополняют друг друга.
Автобусы имеют очевидные преимущества: гарантия совершения поездки, возможность купить билет сильно заранее, удобство совершения поездки большой компанией людей или с большим багажом, комфорт при длительных ночных переездах, фискальный чек о покупке билета и т.д.
Поездки с попутчиками люди выбирают в том случае, когда удобен маршрут движения - не нужно ехать с пересадками, не нужно делать большой крюк до автовокзала. Бывает такое, что в населенный пункт автобус ходит очень редко (утром и вечером) или не ходит совсем. Как человеку быть в такой ситуации?
Хочется спросить про Краснодарский край. Что случилось с теми исками местных перевозчиков, которые судились с вами?
За развитие карпулинга нас безосновательно пытались обвинить в незаконной деятельности на территории Российской Федерации. Конечно же, мы все суды выиграли. Наша позиция всегда была предельно проста: никакой закон не может запрещать автовладельцам подвозить друзей, знакомых или соседей и вскладчину оплачивать бензин, при условии, что водитель при этом не получает коммерческую выгоду.
Насколько мне известно, Минтранс России сейчас готовит закон о поездках с попутчиками, который BlaBlaCar активно поддерживает. Как только закон будет принят, оснований для голословных обвинений не останется.
Как повлиял коронавирус на вашу компанию, в частности на активности BlaBlaCar в Краснодарском крае?
Как и все компании в России, мы также пострадали от пандемии. В апреле и мае для попутчиков вообще закрывали платформу. Что касается продаж автобусных билетов, то, поскольку мы являемся посредниками между вокзалами и пассажирами, то пострадали ровно настолько, насколько пострадал весь рынок, то есть - довольно существенно. Но в целом справились, все партнерские обязательства выполняли в срок и в полном объеме.
Про Краснодарской край могу только добавить, что летняя сезонная активность в этом году сохранилась и маршруты вдоль черноморского побережья опять были одними из самых популярных среди любителей автобусный путешествий.
Чего ждете от будущего года? Какие планы?
В будущий год смотрим с оптимизмом и облегчением. Во-первых, мы поняли, что как компания можем продолжать динамично и эффективно работать в условиях ограничений. Во-вторых, мы верим, что пандемия пойдет на спад, люди вновь будут активно путешествовать, навещать близких и родных, и мы обязательно сможем воспользоваться этим импульсом рыночного роста. Наши приоритеты остались прежними – развитие платформы в интересах пользователей и наших партнеров.