Как показывают результаты опроса, в России, как и странах ныне с ней соседствующих, а ранее входящих в единую с ней державу, отношение в обществе к компаниям, занятым обслуживанием ритуальных процессий, заметно меняется. На начальном этапе зарождения данного сервисного сегмента, восприятие его было почти однозначным и выражалось в 2 тезисах.
- Фирмы наживаются на чужом горе.
- Компании, занятые организацией похорон, выдумывают свои расценки сами, не опираясь ни на какие расчетные моменты.
И тогда, когда особого предложения в сфере не наблюдалось (отчасти именно из-за отношения общества к услуге), некая доля истины в том имела место. Но сегодня в эпоху радикальной смены понятий об обслуживании подобных мероприятий мнение возможных или действующих заказчиков изменилось в корне. Не в малой степени тому поспособствовала эволюция в ритуальной индустрии. А, если конкретнее, то из последних наблюдений экспертов стоит отметить 3 тенденции на рынке.
- Все чаще мелкие компании, ранее бывшие востребованными (в силу относительно низких расценок), оказываются, образно говоря, не у дел. Лишь за 8 последних лет в сфере сегмент крупных фирм, оказывающих всесторонние ритуальные услуги (от проведения захоронения до оформления поминального вечера), вырос на 22%. Мелкий сектор сократился до 12%, а лидирующую позицию заняли средние компании.
- Качество самих услуг (а также формула расчета цен) тоже изменились. Теперь "в моде" (если в подобном контексте уместна такая формулировка) прозрачные схемы расчета, четкие стоимостные рамки и гибкие условия оплаты (в рассрочку, наличными и безналичными, через карточный терминал).
- Сами отношения между заказчиком и исполнителем вышли на новый виток "спирали развития". Теперь более 70% клиентов компаний признают их необходимость и фактическую полезность в процессе организации похоронного мероприятия. Еще 10% респондентов отмечают, что участие организаций, если финансово и не обосновано, то в эмоциональном плане (для людей, потерявших близкого, родного, друга) уж точно окупается. Потому как к участникам (обеим сторонам) отношений пришло понимание факта: поминки, похороны, ритуальная процессия – не для того, кто ушел, но для тех, кто остался.
Конечно, в России ритуальный рынок услуг пока не достиг уровня, к которому он пришел на Западе. Однако существенные изменения уже фиксируются повсеместно. Что, по мнению экспертов (при надлежащем, правда, государственном, в особенности, антимонопольном контроле) в скором времени обеспечит приход цен к логичному оптимуму (ибо минимум не выгоден исполнителю) без потерь в качестве практики организации мероприятий.