О том, почему чаепригодные земли нужно сделать особо охраняемыми, как принятие ГОСТа повлияет на чайный рынок и что нужно делать, чтобы отечественное чаеводство развивалось, рассказал генеральный директор «Объединение Краснодарский чай".
Расскажите, пожалуйста, о вашей компании. В чем ее главное преимущество перед конкурентами.
- Наша компания называется "Объединение "Краснодарский чай". Мы работаем более пяти лет. Занимаемся выращиванием, производством и реализацией продукции на территории России. Сегодня наш бренд уже хорошо известен потребителю и широко представлен в розничной торговле в Москве и Московской области, Хабаровского края, Калининграде, Красноярске и в других регионах нашей страны.
Осенью 2014 года мы приступили к возобновлению традиций отечественного чайного дела, а в 2017 году мы стали инициатором создания «Первого Чайного Кооператива».
Также мы знакомили с нашей продукцией зарубежных потребителей. Мы поставляем чай преимущественно в страны ближнего зарубежья и Прибалтику, работаем с Чехией, Финляндией. Во время международных выставок в Китае, Германии мы видим внимание к нашему продукту. В целом "Краснодарский чай" интересен потребителю, вопрос только в объеме этого самого потребления. Но рынок есть и мы планируем дальше его увеличивать.
Уже появилась информация, что ваша компания проводит ребрендинг и уходит от торговой марки «Краснодарский чай» , вместо нее будет «Века». Это вызвано запретами ФАС или вы решили вдохнуть вторую жизнь в свою ассортиментную линейку?
- На наше решение повлияло несколько факторов. В первую очередь, это связано с расширением ассортимента. Под новой маркой «Века» мы объединим разные чаи. Наши покупатели смогут попробовать не только краснодарский, но и краснополянский, домбайский, крымский и алтайский чаи. Торговая марка «Века» объединит все самое лучшее из разных уголков России, а в дальнейшем, и других стран. Это бренд, который будет представлять несколько линеек чаев. Мы оставим на упаковке наши стилеобразующие элементы- это вензель Екатерины и подстаканник. Добавим насыщенные цвета, ведь цвет ассоциируется со вкусом.
Во вторую, мы понимаем, что использовать только торговую марку «Краснодарский чай» на упаковке можем не мы одни, а еще целый ряд производителей, как минимум у 7 производителей присутствует данная торговая марка. То есть вкладываться в рекламу именно краснодарского чая с точки зрения развития отрасли – хорошо, с точки зрения нашей экономики- неэффективно, мы не имеем дополнительных источников финансирования и не можем себе позволить такой масштабный маркетинг.
Поэтому мы разработали новую стратегию и решили, что нам необходимо сделать бренд, который нельзя будет спутать ни с кем другим.
Объясните нашим читателям, какой же чай на самом деле входит в пачку краснодарского?
- В нашем кейсе представлены чайные купажи для покупателей с разным уровнем дохода. В премиальном сегменте - это краснодарский чай ручного сбора. Этот чай гордость Кубани. В средне ценовом сегменте представлен купаж - смесь краснодарского и индийского чаев. Любители травяных чаев могут попробовать - черный и зеленый в сочетании с мятой, чабрецом, мелиссой и душицей.
Если это купаж, то как патент наименования места происхождения товара (НМПТ) регламентировал это?
Мы сделали принципиальный и революционный шаг – совместно со всеми чаеводами Кубани решили вернуть и возродить советские стандарты качества чая. Для потребителя, который помнит былой вкус «краснодарского чая», это возвращение к знакомой посортности и правильной процентовке в купаже. Напомню, «Краснодарский букет» - 100% краснодарского чая; то историческое название которое полностью утратило свое значение. Краснодарский чай «Экстра»- 75% краснодарского чая, 25% импортного чая; Краснодарский чай «Высший сорт» -60 % краснодарского чая, 40 % импортного чая; Краснодарский чай «Первый сорт» -40 % краснодарского чая, 60 % импортного чая.
Патент, который существует входит в противоречие с посортными рецептурами, которые существовали ни одно десятилетие. Сегодня есть ГОСТ на чай, но именно на краснодарский чай -нет.
Мы благодарны Ассоциации «Росчайкофе», которая, кстати, образована заслуженным чаеводом Кубани, Героем Труда СССР У.Г Штейманом за активную помощь в разработке нового национального стандарта «Чай Краснодарский». Но несмотря на единую позицию всех чаеводов в этом вопросе и поддержку региональной власти от Минсельхоза России получен формальный отказ, юристы департамента посчитали нецелесообразным разработку нового ГОСТа. Остается продолжать аргументировать свою позицию федеральному ведомству. Надеемся, что долгосрочная процедура пройдет все согласования и ГОСТ все таки официально примут в 2021 году.
На встрече президента России В.В. Путина с общественностью вы поднимали вопрос о присвоении чайным плантациям статуса особо охраняемых. Глава государства поддержал ваше инициативу?
— На встрече я предложил нашу общую инициативу, коллективное мнение всех участников нашего кооператива. Вопрос сейчас очень актуален, ведь среди собственников чаепригодных земель не все являются добросовестными предпринимателями. Некоторые из них имея двойное гражданство живут не только за пределами нашего региона. Они проявляют полное безразличие к развитию чайной отрасли. Подумайте сами, от более чем полутора тысяч гектаров плантаций, с которых собирали лист в советское время, осталось чуть более трехсот.
Кроме этого, есть чайные фабрики, которые выводили и продолжают выводить земли из сельскохозоборота и продают под застройку многоэтажными домами. Для них красивый чайный бизнес лишь прикрытие. А придание статуса особо охраняемых территорий этим землям гарантирует, что они будут использоваться только для чаеводства. Мы все должны понимать, земля для чаеводства может быть дешевой и доступной только для фермеров и хозяйств, которые хотят и готовы заниматься развитием отрасли. По сложившейся ранее практике к сожалению был перекос в сторону строительных компаний. Я рад, что Глава государства услышал нашу просьбу и поддержал наше обращение. Данный вопрос находится в проработке у профильных региональных ведомств. К сожалению, пандемия немного отодвинула сроки его решения. Но я очень надеюсь, что он будет решен положительно и как можно раньше.
В одном из интервью вы поддержали директора Мацестинской чайной фабрики. С чем была связана ваша реакция?
- В большей степени я поддерживал не его, а отрасль. Сложившаяся ситуация негативно отражается на имидже краснодарского чая, но к сожалению связана именно с этой компанией, точнее с ее владельцем, который решил монополизировать отрасль. Ошибочно посчитав ФАС своей карманной структурой, посыпались заявления на конкурентов, но как известно, «не рой другому яму.. ». По иронии судьбы, у этого ведомства появились вопросы и к нему. Да мы первопроходцы в этой истории, наша история еще не завершилась. Но тем не менее, мы на финише и благодарны ему за урок.
Ваша компания много времени и средств тратит на участие в различных мероприятиях – это и профильные, и политически важные для региона, при этом не влияющие на развитие бизнеса и увеличении продаж. Наверняка, это связано с вашей общественно - политической жизнью, а не со стратегией продвижения продукта?
- С точки зрения маркетинга - должна быть прямая реклама. А это, скорее, наша жизненная позиция. Когда поступают приглашения к участию в разного рода мероприятиях, мы оглядываемся назад и вспоминаем молодость. Вспоминаем, что когда-то и нам требовалась поддержка со спортивным инвентарем и не хватало средств, чтобы выехать на соревнования. Поэтому мы, по возможности, поддерживаем молодых спортсменов. Наверное, на имидж компании это влияет положительно и в какой то степени продвигает наш продукт.
На вашей странице в Instagram много публикаций, связанных с депутатской работой в Геленджике. И вдруг, в период карантина вы появляетесь в Краснодаре и бесплатно раздаете одноразовые маски. Спустя время вы заявляете о сложении депутатских полномочий в городе-курорте. Это ведь не стечение обстоятельств?
- Совершенно верно, это неслучайность. Жизнь распорядилась так, что мы с семьей вернулись в Краснодар. Было принято решение продолжить общественную деятельность, заявил о планах участия в выборах депутатов в гордуму краевой столицы.
Мне самому, наверное, неправильно давать оценку своей работе. Но отзывы которые мы получали от избирателей, показывают что я справился со своей работой. Мы с командой старались максимально быстро реагировать на обращения граждан, работали на результат. Список выполненных мной поручений за 2 депутатских года имеется в свободном доступе ,в личном кабинете на сайте «избиратель-депутат» (https://ideputat.er.ru/) его может увидеть каждый.
Сейчас я хочу использовать свой предыдущий опыт для решения несущих проблем краснодарцев. Тем не менее, я остаюсь неравнодушным и к вопросам жителей Геленджика, у меня сохранились дружественные отношения с коллегами из депутатского корпуса, поэтому я намерен помогать им в решении каких-то проблем. Все вместе мы обязательно справимся.
Могу ли я сделать вывод, что ваше решение об участии в выборах депутатов в городскую думу связано с тем, чтобы в сложное для чайной отрасли время иметь возможность, оперативно запустить механизм принятия ГОСТа и свою общественную деятельность направите именно на возрождение чайной отрасли совмещая с работой на округе? Или я ошибаюсь в вашем основном мотиве?
- Я стараюсь разделять бизнес и политику, надеюсь читатели понимают, что ни в Геленджике ни в Краснодаре чай просто-напросто не растет ! Поэтому мое депутатство никак не сможет повлиять ни на принятие ГОСТа, ни на развитие нашей компании, это ступень личностного развития.