Александр Мацко: Соединение разных стилей в спектаклях работает на мысль
Я никогда не задумываюсь над тем, ломаю ли я рамки... Я не хочу ломать, я, наоборот, хочу строить. В апреле в Музыкальном театре Краснодара состоялась премьера программы Вечер одноактных балетов режиссера Александра Мацко. В нее вошли балеты Моцарт, Банкет и Болеро. Все три постановки различны по тематике, хореографии и музыкальному обрамлению. Моцарт составлен из четырех частей: Свадьба Фигаро, Дон-Жуан, Волшебная флейта и Реквием. Сам Мацко называет этот балет материализацией музыки австрийского композитора, а не его биографией. Сольные партии исполняет лауреат международного конкурса Николай Фоменко. Болеро Мориса Равеля в постановке Мацко - это посвящение французскому хореографу, театральному и оперному режиссеру Морису Бежару, который в начале 60-х годов представил брюссельскому зрителю этот балет. Два спектакля разделены Банкетом, который существенно от них отличается. Балет рассказывает о современных молодых людях, пришедших на светский раут. Под композиции Джо Кокера, Элвиса Пресли, Патрисии Каас, Бейонсе они общаются, флиртуют друг с другом, танцуют и играют в бильярд. О том, как проходила работа над спектаклями, рассказал Живой Кубани главный балетмейстер Музыкального театра режиссер Александр Мацко. В Краснодаре состоялась премьера Вечера одноактных балетов. Почему первый спектакль вы посвятили именно Моцарту? Во-первых, мне хотелось сделать балет для нашего солиста Николая Фоменко. Он интересный и уникальный артист, в нем есть большой потенциал. Пока он молод, пока он работает в нашей труппе, мне кажется, будет преступлением не ставить для него балеты. Думаю, что образ Моцарта очень подходит Фоменко. Легкость, которая есть в его прыжках, в его технике, каким-то образом соприкасается с легкостью музыки композитора. И хотя спектакль для него очень сложен, я думаю, Николай будет развиваться, и в дальнейшем этот балет станет для него удовольствием. Надеюсь, с Моцартом произойдет то же, что и с Черно-белым кино: когда мы только поставили его, он был очень сложен, а сегодня проходит на одном дыхании не только для зрителей, но и для артистов. Моцарта и Болеро вы разделили балетом Банкет, который и по стилю, и по теме очень отличается от двух первых. Для чего вы решили соединить воедино эти три части? Нашей задачей было показать три разных направления, три разных спектакля, может быть, даже диаметрально противоположных. Ведь есть разные зрители и разные желания. Известно, что существует очень простая современная хореография - танцевальная, клубная. Но и из нее можно сделать качественный продукт, в хорошем смысле этого слова. Поэтому я считаю, что соединять стилистически разные вещи не зазорно. Напротив, это привлекает в наш театр молодое поколение. Зритель может прийти на Банкет, зная этот спектакль, а увидеть, например, балет Моцарт или Болеро, узнать новую музыку, познакомиться с личностью Мориса Бежара. Ведь, помимо всего, у нас есть и воспитательные пунктики, поэтому для меня как для постановщика и как для человека, который работает в этом театре, это очень важно. И вечера современной хореографии, вечера одноактных балетов я люблю именно за то, что мы можем показать не три одинаковых спектакля на классическую музыку, а три совершенно разные грани. Как долго продолжалась работа над спектаклем? Дорога к сегодняшнему дню была длинной. В начале сезона мы приступили к Болеро, - его нам нужно было просто вспомнить, потому что мы подготовили его еще шесть лет назад, но на сцене этот спектакль тогда так и не прошел. Ближе к концу осени началась работа над Моцартом. На него у нас ушло почти полгода. Над Моцартом было трудно работать? Работа была сложная – не только для артистов балета, но и для всех, кто готовил спектакль. Мы подняли очень высокую планку. Несмотря на всю гениальность и легкость музыки Моцарта, работать с ней нелегко. Такой спектакль невозможно сделать быстро, и нам пришлось приложить большие усилия. Вы сказали, что подняли высокую планку. Как вы считаете, вам удалось ее преодолеть? Я всегда говорю о том, что нужно поднимать высокую планку, для того, чтобы путь не был коротким, на одну ступеньку. Нам необходимо постоянно развиваться. Сегодня не закончилась работа над этим балетом, напротив, она как бы только начинается. Мы уже собрали его, увидели со светом, декорациями. Это наш ребенок, мы его родили, теперь будем воспитывать его и растить. Так происходит в любом театре. Поэтому… жизнь началась. В балет Моцарт вы включили элемент оперы – живое исполнение арии Царицы ночи. Для чего вы прибегли к такому синтезу? Я просто очень люблю соединять разные направления, разные стили. Это можно видеть, например, в Опасных связях, которые идут в Молодежном театре в моей постановке уже восемь лет. В нем принимают участие оперная певица и две артистки балета, хотя это драматический спектакль. Подобное смешение работает на мысль, на то, чтобы картина была более полной, более сочной и интересной. Я считаю, что если есть такие возможности, то почему бы их не использовать. Если Моцарт написал такую уникальную и сложнейшую арию, то почему бы ее не включить в балет, тем более, если мы делаем миниатюру о Волшебной флейте? И если у нас в городе есть голос, который может это спеть, то почему бы не показать этот бриллиант? Не во всех театрах есть такие голоса. К слову, девушку, которая исполнила арию, мы пригласили из консерватории. Она еще учится, но не исключено, что в будущем станет нашей актрисой. Получается, вы, в определенном смысле, ломаете общепризнанные рамки? Я никогда не задумываюсь над тем, ломаю ли я рамки... Я не хочу ломать, я, наоборот, хочу строить. Более того, я хочу создать хорошую команду для разных постановок. А трудно ли найти актеров, которые могут выполнять все поставленные перед ними задачи? Далеко не каждый артист балета согласится танцевать и на пуантах, и босиком, играть и в оперетте, и в опере... Но мы регулярно приглашаем молодых актеров. В том случае, если они нам подходят, и если они согласны работать так, как мы работаем, мы их берем. Как вы оцениваете работу труппы над этими балетами в целом? Как считаете, вам удалось донести идею проекта до зрителя? До сегодняшнего дня мы не танцевали такую сложную классику. Могу сказать, что труппа не совсем готова к этому. Однако все, что мы хотели рассказать, мы рассказали. Мы много вложили в это труда, сил, здоровья, нервов. И если зрителю понравился хоть один из этих балетов, если он захочет прийти еще раз к нам в театр - не важно, на этот же спектакль или на другой, - то я буду считать, что мы свою задачу выполнили. Чем вы планируете порадовать краснодарского зрителя в ближайшее время? В июне у нас состоится премьера оперетты Штрауса Цыганский барон. Приходите. Фоторепортаж со спектакля смотрите здесь. Татьяна РУССО, ИА Живая Кубань
Другие новости этой же рубрики