Перейти к основному содержанию

Арт-директор фестиваля PHOTOVISA Ирина Чмырева: Искусству нужен диалог

30.06.2020 16:00

Нельзя огульно говорить о краснодарской среде, как не принимающей современного искусства. Просто идет нормальный для любого города процесс: к художникам, фотографам, которые говорят об острых актуальных проблемах, публика относится напряженно. Арт-директор Международного фестиваля фотографии Photovisa (Фотовиза) кандидат искусствоведения Ирина Чмырева родилась и выросла в Краснодаре. Доцент Московского государственного университета печати, старший научный сотрудник Института теории и истории искусства, член Международной ассоциации искусствоведов. Куратор проекта В поддержку фотографии в России фонда Айрис (Москва), куратор Международного портфолио ревю в Москве для российских фотографов, куратор более 150 выставок современной и классической российской фотографии и современного искусства в музеях, центрах фотографии и искусств в России, странах Европы, Азии и Америки. Входит в состав международных редакционных советов журналов по фотографии European Photography (Германия), Fotografia Kwartalnik (Польша) и IMAGO (Словакия). Ее тексты (более двухсот) были опубликованы в специализированных журналах по фотографии по всему миру. Один из трех российских кураторов основной выставочной программы Международного фестиваля фотографии FotoFest 2012 в Хьюстоне, главная тема которого — современная российская фотография: www.portfolioreview-russia.com, www.fotofest.org, www.photovisa.ru Развитие краснодарского художественного события - это ваш способ возвращения в родной город? Наверное, я действительно чувствую себя обязанной тому городу, где родилась. И стала участвовать в его художественной жизни. Хотя еще лет 15 назад мне казалось, что фотографическое сообщество здесь настолько консервативно, что оно вряд ли будет как-то развиваться дальше. До сих пор в Краснодаре во многом достаточно пассивное художественное сообщество. Но несколько лет назад появился творческий союз фотографов VIVA PHOTO, и я поняла, что не вправе не поделиться своими контактами, не приложить своих усилий для того, чтобы возникший здесь очень серьезный интерес к современной фотографии развивался, становился явлением. Что фестиваль несет нового для России? В нашей стране много фотофестивалей? На сегодня ситуация такова, что даже в Петербурге нет международного фотографического фестиваля. Есть фестиваль в Нижнем Новгороде, ему много лет. Были фестивали в Сибири, но они в последние годы менее заметны. Краснодар оказался таким маленьким (но растущим) центром, который каждый год что-то делает, и это что-то имеет внутреннюю логику и структуру – есть организация события, есть его тесная связь с местными институциями. Краснодарская Фотовиза работает и с музеями города, и с выставочным залом, и с частными галереями, и с общественными площадками - торговыми и бизнес-центрами, и с киносообществом тоже (у нас каждый год в рамках фестиваля проходит небольшая кинопрограмма, связанная с фотографией). Очень важная составляющая Фотовизы – образовательная. Любой фестиваль не может обойтись без волонтеров, это обязательная компонента, и, я знаю по отзывам прошлых лет, что те добровольные помощники, кто принимал участие в подготовке Фотовизы, очень многому научились. В этом году в качестве волонтеров приехали поработать даже молодые фотографы из Петербурга - им важно поучаствовать в программе - если не выставкой, то хотя бы своей помощью. В этом году Международное портфолио ревю-2011 в Москве показало, что краснодарские фотографы образованны, что они имеют представление о том, как участвовать в такого рода событии. За последние годы в отечественной фотографии проявилось несколько авторов из Краснодара, о которых говорят и благодаря которым знают, что здесь есть свое профессиональное сообщество. Что на Фотовизе-2011 будет самым ярким, громким? На самом деле, в этом году программа у нас по-настоящему очень звездная. Мы привезли выставку Крестный ход, в которой участвует Георгий Колосов – это культовая фигура для художественной фотографии в России, человек с мировой известностью, философ и художник. Его иногда называют последним пиктореалистом (хотя, будем надеяться, что его ученики продолжат его путь). В этой же выставке - работы Павла Смертина, журналиста, давно и глубоко работающего с темой церковной жизни, темой повседневной жизни глубоко верующих людей. Другая выставка – Олега Виденина, портретиста из города Брянска; мы показываем портреты последних лет, сделавшие его широко известным и в Рунете (он во многом заменил старые формы общения и распространения фотографической информации), и за рубежом. В этом году коллекция его фотографий уже побывала в Австралии; одновременно с Краснодаром откроется его экспозиция в Хьюстоне. В рамках фестиваля состоится премьера фильма, снятого об Олеге немецким кинодокументалистом Кристианом Клингером. И для нас очень приятно, что автор приедет из Германии в Краснодар на премьеру. Мы сделали очень важный проект: совместную выставку с Краснодарским художественным музеем им. Коваленко – это экспозиция художественных фотографий из собрания музея в рамках нашей главной темы этого года Дорога. Это работы, снятые в Средней Азии и на Кавказе российскими фотографами в конце ХIХ века, о которых в то время писали и знали. Это работы, собранные еще основателем музея Федором Коваленко, станут для публики открытием, как и тот факт, что фотографию собирали уже сто лет назад и делали это люди просвещенные и знающие искусство. Очень важно и то, что выставки фестиваля не просто проходят на площадке музея, а мы делаем совместный проект. В залах Краснодарского государственного историко-археологического музея им. Фелицына мы показываем выставку Юрия Козырева. Это имя, о котором в этом году очень много писали во всем мире, потому что москвич Козырев – один из самых известных военных фотожурналистов планеты. Он прожил в Багдаде почти шесть лет, самых знаковых, но и самых страшных, с 2003-го по 2009-й. Он снимал и в Афганистане, и в Иране, и в других странах - для The Time, для других крупнейших новостных изданий. И с весны этого года он освещал революции Северной Африки и Ближнего Востока. Его съемки из Ливии получили одну из высших наград в фотожурналистике – Visa d’or (Золотая виза) на фестивале документальной фотографии в Перпиньяне во Франции. Эту коллекцию мы показываем в Краснодаре. Это первая выставка в России фотографий, завоевавших Visa d’or - 2011. Сейчас выставка Юрия открылась в Риме, а следующая - вот в Краснодаре. Там же, в музее им. Фелицына, мы покажем две польских выставки, выставку из Голландии, три российских выставки. И в частных галереях у нас интересная программа, и в Краснодарском краевом выставочном зале будут наши экспозиции. Всего за три дня основной программы Фотовиза откроет 23 выставки. Так что следите за программой. Считается, что в Краснодаре консервативное, ориентированное на традицию сообщество, которое тяжело входит в среду современного искусства. Вы ощутили это по Фотовизе? Мне кажется, те определения, которые существовали в отношении Краснодара как города с некой… неприветливостью к современному искусству, это определения из прошлого, пусть даже недавнего. Сейчас вопрос стоит в том, насколько обе стороны – и представители современного искусства, и представители структур, которые могут это искусство в городе поддерживать, готовы к продуктивному диалогу. Что касается зрителя, то, безусловно, та фотография, которую мы ему показываем, очень разная, и вызывает в Краснодаре разную реакцию. Но нам удавалось находить со зрителем общий язык и показывать тех авторов, которые важны для современной фотографии, и, объясняя, находить понимание, почему мы показываем этих художников. Мы находили это понимание и у партнеров фестиваля. У нас не было еще ни разу ситуации, чтобы чей-то показ пришлось полностью закрыть или отменить. Поэтому я считаю, что нельзя огульно говорить о краснодарской среде, как о среде, не принимающей современного искусства. Просто идет нормальный для любого города (и для Москвы, в том числе) процесс: к художникам, фотографам, которые говорят об острых актуальных проблемах, публика относится напряженно. Вы видите приход в Краснодар еще каких-то арт-менеджеров из столиц? Может быть, увидев и оценив успех Фотовизы, кто-то еще подтянется? Не обязательно из области фотографии. Во-первых, я не менеджер, слава богу. Я куратор. То есть, я считаю себя в большей степени историком, человеком, который пишет тексты о фотографии, чем человеком, который организует события. Фестиваль делается, создается, действует во многом благодаря краснодарской команде. Плюс - уже два года нам очень помогает замдиректора РОСИЗО Евгений Яковлевич Березнер. В этом году к нам присоединилась из Москвы сотрудник Российской академии художеств Наталья Тарасова, которая занимается фотографическими выставками и изданиями на международной сцене уже больше 10 лет. Что касается прихода в Краснодар арт-менеджеров, то, наверное, пока преждевременно об этом говорить, потому что в отличие от опыта Перми в Краснодаре местные власти не ставят задачу с помощью культуры менять образ региона, менять его презентацию в российском и мировом масштабе. А без такой структурной поддержки очень сложно все-таки работать силами частной инициативы. И любой менеджер культуры понимает, что в регионе необходим заказ. Фотовиза – это исключение, это движение изнутри и снизу, которое, да, обрело поддержку, но это особенный процесс, совсем другой, чем тот, который обычно предшествует приходу в регион каких-то крупных федеральных и международных проектов. Какое впечатление о Фотовизе прошлых лет выносили иностранные гости и участники фестиваля? Все наши гости, побывавшие на Фотовизе за эти годы, естественно, будучи фотографами или людьми, связанными с фотографией, использовали свои поездки для того, чтобы снимать. Все, что было снято в Краснодаре, в Краснодарском крае, – это очень красивые фотографии, очень радостные, светлые, в каждой из них - огромное открытие. И то, что фестиваль на юге России позволяет людям из разных стран приезжать в Россию, узнавать об одном из ее регионов, о котором действительно меньше известно, чем о столицах, и влюбляться в это место, и говорить, что здесь красиво, что здесь добрые и доброжелательные люди, что это место, где фотография интересна публике, - это, я считаю, очень важно. Анна ЧЕРВЯКОВА. Справка Первый фестиваль PHOTOVISA состоялся в Краснодаре 2008 году. Организатор фестиваля - Краснодарская краевая общественная организация Творческий союз VIVA PHOTO, в 2011 году фестиваль проходит под патронатом Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Министерства культуры РФ, Российского агентства международной информации РИА Новости, при содействии департамента культуры Краснодарского края и при поддержке государственных музеев и частных галерей города Краснодара. Полную программу фестиваля Фотовиза-2011 смотрите здесь.

Другие новости этой же рубрики