Перейти к основному контенту
30.06.2020 16:00

Без серьезной подготовки красиво снять брачную ночь невозможно

Если бы я каждую субботу снимал одну и ту же свадьбу, я бы уже с ума сошел. Люди - не диваны из Икеи, они разные.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
В разгар осенней свадебной поры краснодарский видеооператор Илья Забегайло рассказал Живой Кубани о том, как проходит гангстерская свадьба, какие обряды можно увидеть на торжествах представителей разных национальностей, и что он получает на свадьбах, кроме гонорара. Приемы работы свадебного оператора отличаются от тех, которые использует оператор несвадебный? Раньше я работал на телевидении, и в среде тв-операторов считалось, что свадьбы - это шабашка, про которую стыдно рассказать (уж не знаю, как с этим сейчас). Но при этом по выходным все тихо брали на работе камеру: в пятницу вечером выносили в сумке, в субботу снимали свадьбу, а в воскресенье возвращали на место, пока начальство не заметило. Классический расклад. У телевизионных операторов классная школа, но в основной массе они снимают свадьбы по-новостийному, то есть совершенно не так, как надо. Они делают видеоряд на сюжет: общий план, средний, крупный, с порубленным звуком. А потом монтажер с выпученными глазами пытается разобраться, что же там происходило. Оператору надо понимать, что свадьба - это, во-первых, целостное событие, а во-вторых, художественное произведение с четкой драматургией: завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой - это пьеса. Свадьбу уже не снимают как восьмичасовой репортаж на десяти дисках, которые люди будут по очереди втыкать в DVD-проигрыватель и туда-сюда проматывать. Мы делаем полуторачасовой голливудский формат. Делаем кино. В вашем кино есть настоящее голливудское: погони, перестрелки? Да! Сейчас полно тематических свадеб. Банальное проведение кубанской свадьбы уже не так интересно молодежи: посадили пупсиков на капот, приехали кунаки влюбленного джигита с флагами, постреляли перед подъездом, девчонки сказали: Ой вы, гости-господа, вы приехали куда, побежали на пятый этаж, забрали невесту, выпили шампанского, поехали в ЗАГС, и потом большая фотосессия, невеста позирует (я ждала этого 20 лет), а жених потихонечку киряет с друзьями и - бочком в кабак, где все и заканчивается традиционным весельем. В основных моментах этот сценарий и сохраняется, но подача часто уже нетиповая. Молодые устраивают готические, гангстерские, стиляжные и вообще какие хочешь свадьбы. В Краснодаре была пара случаев, когда работали в теме Алиса в стране чудес - это дорогая и сложная штука, требующая профессиональной режиссуры. Я лично люблю вспоминать свою первую гангстерскую свадьбу. Редко кто способен в таких случаях до конца доиграть то, что начал. Но те ребята были молодцы, честно пытались соответствовать своим ролям: жених с автоматом даже в ЗАГС пришел на регистрацию, все гости - в костюмах, и, главное, играли хорошо. Хотя поначалу весь этот антураж разбился о кубанский подъезд девятиэтажного дома: вышли пафосные бандюки с автоматами и сигарами, а вокруг - синяя штукатурка, заплеванные стены, в квартире, как положено, - ковры на стенах, томики Ленина. Для полноценного представления надо было, наверное, арендовать какой-то коттедж. Но в ресторане хэппенинг получился по полной: на фейс-контроле встречали карлики с бейсбольными битами, негры чистили обувь, на крутой машине приехал Дон Корлеоне (наш актер из драмтеатра). Гости зарядились атмосферой театра, одели всю эту кобуру, шляпы, перья, отпустили себя и забыли на вечер, что они бухгалтеры и менеджеры. Сколько человек в вашей кинокомпании? Работаем командой с разным составом, в зависимости от бюджета. Минимум три человека: два действующих оператора, плюс ассистент, тоже снимающий. Бывает четыре оператора и больше, если того требует задача. Иногда подтягиваем видео-кран с еще одним оператором. На съемку берем с собой все - комплект света, штативы, звукозаписывающее оборудование, стедикам, слайдер, скейтер… вся техника с трудом в багажник помещается! Мой второй оператор - моя жена, и могу сказать, что каждую субботу я ужинаю с женой в ресторане (смеется). Свадебные фильмы выкладывают в сети? Клипы - да, конечно. Пятиминутку любая невеста захочет выложить ВКонтакте, отправить родственникам. А фильмы дома смотрят. В чем же сверхзадача свадебного фильма? Это самый главный вопрос. На следующий день после свадьбы платье будет повешено в шкаф, фейерверк улетел в небо, торт съели, половина гостей даже не вспомнила, в каком ресторане была. Когда мне через несколько лет звонят бывшие невесты и женихи, я у них спрашиваю: кино-то смотрите? И оказывается, засматривают до дыр - они, их дети, мамы, папы, родственники. Как прошел тот свадебный день - это важно. Важно, какой была мама в главный день юности, как выглядел дедушка. Свадьба - это же не только праздник, это семейная хроника. Но бывает ведь и так, что пара, которой вы делали фильм, развелась? Среди тех, с кем постоянно пересекаемся и общаемся (это где-то 30% моих заказчиков), ни разу не видел разводов. Вы общаетесь, потому что люди продолжают заказывать съемки? Да, оператор - это же как семейный доктор: однажды снял свадьбу, потом - выписки из роддомов, юбилеи, крестины, годовщины, корпоративы... Каждую субботу вы видите одно и то же, пусть в разных тематических вариациях. Не надоедает? Если бы я каждую субботу одну и ту же свадьбу снимал, я бы уже с ума сошел. Люди - не диваны из Икеи, они разные. Тем более, что у нас в Краснодарском крае столько национальностей. Неделю назад, например, мы снимали свадьбу езидов - это такой народ с корнями из Ирана, язычники, у которых оказались очень интересные обряды. А за неделю до того снимали огромную армянскую свадьбу на 450 человек. Родители жениха - из небольшого села под Сочи, и там сохранились очень древние обряды. Во двор перед домом жениха вышел молодой человек (обычный гламурный юноша с модной стрижечкой), взял петуха, три раза обнес его вокруг молодоженов, станцевал, а потом красивым жестом свернул этому петуху голову и поставил его кровью на туфельках невесты и жениха крестики. Мы не ожидали. Я спрашивал краснодарских армян, есть ли у них такой обычай, они сказали, что это очень старинный обряд, у них давно не в ходу, и нам, так сказать, повезло его увидеть. Какие еще национальные праздники приходилось снимать? Вообще, я много лет с удовольствием снимаю армянские торжества. Как сказала одна знакомая-фотограф: там всегда красивое платье, большой дом, выкуп с танцами и живой музыкой, и в ресторане никогда нет пьяных. Армяне умеют делать праздники статусно и со вкусом. Из такого материала и фильмы получаются хорошие. Снимал цыганскую свадьбу. Хотя, честно говоря, это было тяжело, потому что, во-первых, стоял языковой барьер, а во-вторых, на цыганской свадьбе надо снимать безостановочно. То есть художественность уходит вообще. Задача оператора - просто включить камеру и поливать налево-направо без выключения. Главная мама-распорядитель подошла ко мне и сказала: Сейчас будут выносить котлеты, ты должен снять каждую тарелку, каждого официанта, каждого гостя и как каждый гость будет кушать. Потом был десерт. Потом еще что-то… Про цыганскую свадьбу очень долго можно рассказывать… А часто молодожены венчаются? Зависит от национальности и вероисповедания. Армяне - всегда, русские - иногда. Недавно снимал свадьбу у баптистов - там тоже что-то вроде венчания, но напоминает праздник у счастливых детей. Традиционная русская свадьба - это всегда веселый, разудалый праздник? Это узкое утверждение, что русские хотят смешное, а латыши вот медленное. У русских есть свадьбы и торжественные, пафосные. Есть трогательные, как на Западе. Есть и такие, что, действительно, отрыв башки: пару лет назад нам попались ребята-неприседайки, носились без конца, объехали весь город, даже в ТРК успели заглянуть, поиграть в боулинг. Недавно снимали русско-итальянскую свадьбу: мальчик - итальянец, девочка - наша. Тоже хорошо покуражились, повеселились хорошо. Все зависит от темперамента молодоженов. Они - центр событий, вокруг которого крутятся планеты гостей. Как молодожены построили мероприятие, с каким состоянием вышли на этот день, так все и происходит. А спальню снимаете? Шуточные намеки бывают. Недавно даже достаточно серьезно одни молодожены говорили на эту тему: хотели снять начало брачной ночи, псевдоэротический сюжет. Я им объяснил, что изящества в этом не будет. Снять такую сцену красиво - очень трудно: надо ставить свет, брать ассистента, в общем делать отдельную постановку в отдельный день, а не после шести часов ресторана с усталыми лицами и желанием скорее лечь поспать. Мне приходилось видеть несколько роликов первой брачной ночи у коллег москвичей и питерцев, и только в одном случае ролик был сделан художественно, все остальные - потуги. Без серьезной подготовки красиво снять брачную ночь невозможно. Чтобы поцелуи снимать красиво, тоже надо специально готовиться? Поцелуи - это отдельная история. Я очень настороженно отношусь к поцелуям в кадре, считая их, вообще-то, интимной частью отношений между людьми, и прошу своих молодоженов во время прогулок постараться часто не целоваться (если, конечно, нет совсем уж сильного душевного порыва). Знаю, некоторые операторы наоборот вынуждают демонстрировать молодоженов любовь друг к другу именно таким образом, залезая им камерой практически в рот. Эстетики в этом нет, на мой взгляд. Снять изящно поцелуй - это достаточно сложная задача. Ваша личная художественная задача - снять изящно? Снять оригинально? Вот именно, моя художественная (!) задача. Конечно, свадьба - это узкий коридор: выкуп, ЗАГС, прогулка, ресторан. Хочешь-не хочешь, между этими поворотами придется лавировать, и ты не Ларс фон Триер, который просто решил поснимать свадьбу. Но на монтаже материал можно разбить как угодно, вставить флэшбэки, сделать обратную хронологию, придать новое видение, из мажорного превратить в минорное и так далее, все зависит от твоего таланта. Если клепать одинаковое чистенькое кино каждую субботу, людям, может, и понравится, но твоих творческих задач не решит. Я ищу находки, стараюсь получать творческую отдачу. Ну, и потом, свадьбы - это примерно половина моей работы, в рекламе, которой я тоже занимаюсь, художественные задачи, решаются, конечно, более серьезно. Вы получаете моральную отдачу от работы на свадьбах? Огромную. Потому что свадьба - это праздник. Хотя некоторых моих коллег как раз это и напрягает. Ну, наверное, должен быть некий темперамент, который позволяет получать удовольствие от праздника незнакомых тебе людей. Когда мы попадаем в эту атмосферу (кутерьма девчонок перед выкупом, суета вокруг невесты, выездные регистрации), мы подключаемся к позитивным эмоциям. После целого дня работы нет разбитости. Я снимаю слезы счастья, смех, волнение. И становлюсь причастным к чему-то большему, чем просто гонорар за работу. Все наши свадьбы - наши дети. Мы по тысяче раз смотрим на эти лица, пока монтируем фильм. Когда отдаешь диск родственнику, который за ним приезжает, встречаешь его как родного. Были забавные моменты на съемках свадеб? Всякое случается... (Пауза). Фотографу и оператору всегда дают отдельную машину, чтобы мы не прыгали туда-сюда и не перекладывали десять раз аппаратуру. Но несколько раз нас забывали. Например, отсняли выкуп невесты, все нам красиво на камеру помахали ручкой и уехали. В ЗАГС. А мы остались бог знает где. Ну, повезло, поймали такси, примчались в последний момент. А недавно снимали в Сочи и не рассчитали, что там по утрам никто никуда не едет, все стоят в пробках до обеда. К нам прислали местного человека, который провел козьими тропами к дому невесты, тоже успели едва-едва. А вашу свадьбу снимали на видео? Ох. Нашу свадьбу снимал я сам, поставив камеру на штатив в ресторане. Не планировали торжеств, но в последний момент пришло 40 гостей. Половина из них - фотографы и операторы, и все бесконечно друг друга снимали. Мне, конечно, отдали весь материал, но руки смонтировать не доходят. Сапожник без сапог. Анна ЧЕРВЯКОВА, ИА Живая Кубань Справка: Илья Владимирович Забегайло - режиссер телевидения, видеооператор и видеомонтажер, руководитель телевизионной компании VizART Television. Ранее работал в нескольких телекомпаниях Краснодара.

Другие актуальные новости