Перейти к основному контенту
30.06.2020 16:00

Будущему ЦСИ в Краснодаре надо дать право на эксперимент

Чтобы создать в Краснодаре Центр современного искусства международного масштаба, потребуется разгон в три-четыре года. И организуя подобное место, надо давать ему право на эксперимент и на действия, не всегда понятные местному сообществу.

Новости рубрики Мнения
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Известный искусствовед, арт-директор Международного фестиваля фотографии Photovisa, уроженка Краснодара, имеющая казачье происхождение, Ирина Чмырева рассказала Живой Кубани о том, что такое Центр современного искусства (ЦСИ) в мировой практике, нужен ли он столице Кубани, и чем может быть полезен городу опыт организаторов выставки NordArt в Германии. На ваш взгляд, Краснодару действительно необходима институция, которая будет действовать на поле современного искусства? Мы дозрели? Краснодар - один из сильнейших по энергетике и по творческим результатам городов России. Это я не для того, чтобы выпятить грудь и страшно радоваться. Просто город, безусловно, в числе культурных центров страны. И в таком месте нет никакой площадки для постоянной работы с современным искусством. Художникам нечем дышать, и они готовы сотрудничать с кем угодно, лишь бы у них появилась возможность выйти к зрителю. Это не просто жажда известности или эпатажа, ничего подобного, просто даже негативная реакция на произведения стимулирует автора к уточнению своего высказывания. Центры современного искусства существуют во всем мире, чтобы давать профессионалам возможность проявлять себя в мировом контексте. Это они мотивируют художника к созданию нового авторского продукта, выстраивают связи между произведениями и публикой. Они, собственно, и производят то, что называется современным искусством. И в Краснодаре есть все предпосылки для создания ЦСИ. И площадки тоже есть. Но есть, конечно, и русская опасность, что уже созданный центр будет бюрократизирован и превратится в некий дом народного творчества. И в этом случае очень важная и очень нужная инициатива потеряет смысл. В столицу Кубани был приглашен Марат Гельман, как известный и зарекомендовавший себя в российских регионах арт-менеджер. Но не всем нравится и понятно то, что он предлагает как куратор. Можно ли говорить, что выставки Гельмана - это и есть верхушка современного искусства? Марат - один из старейших и наиболее известных за рубежом деятелей современного искусства нашей страны. Очень много авторов были в какой-то период своего творчества связаны с ним. Но рассматривать его деятельность как единственное и правильное представительство современного российского искусства, безусловно, нельзя. Куратор - всегда проводник своих идей, и он рассказывает собственную историю. Гельман - это замечательный современный маркетинговый проект. Всю свою положительную активность Марат делает достоянием СМИ, и получается, что он у нас в современном искусстве - крупнейшая фигура. Тот же Леонид Бажанов, основавший в 90-х годах ГЦСИ в Москве и взявший под свое крыло несколько проектов в Самаре, Калининграде, Нижнем Новгороде, не может сравниться с Маратом по известности. Но московский ГЦСИ проводит многолетнюю углубленную работу, неспешную, не привлекающую к себе внимание скандалами. Очень важна для профессионального сообщества деятельность Виктора Мизиано – и теоретика, и организатора, бессменного издателя журнала ХЖ, и, кстати, идеолога создания биеннале современного искусства в Москве. Работа Гельмана связана с тем, что он делает современное искусство частью массовой культуры, привлекая к нему внимание, как к зеркалу текущей социальной ситуации. Но искусство, на мой взгляд, состоит не только из социальных рефлексий. В нем есть очень важная пластическая составляющая, которая позволяет ему сохранять гармоническую завершенную форму. Не будет ли простейшим выходом для Краснодара просто открыть филиал упомянутого вами московского ГЦСИ? Под чьим бы крылом или шапкой ни появился ЦСИ в Краснодаре, если у него не будет мощной личности во главе, четкой концепции, хорошей команды и, разумеется, финансирования, получится мертворожденная структура. Давайте, сгенерируйте нам программу из Москвы - это не будет работать. Международный ЦСИ должен быть и региональным ЦСИ. Если его программа будет оторвана от почвы, она не найдет отклика, не получит жизни и останется лишь экспериментом. В Германии с 1999 года работает крупнейшая в Северной Европе выставка современного искусства NordArt, на которую, кстати, несколько раз приглашали и скульптора из Краснодара. Это как раз пример ЦСИ, который существует в провинции на территориях бывшего завода, в этом году в выставке участвует 245 художников из 50 стран. Сейчас там проходит Год китайской культуры. Куратор NordArt Вольфганг Грамм рассказал Живой Кубани, что организаторы посвятили бы такое же мероприятие и России, оно может состояться, например, через год. Он высоко оценил художников из РФ: Они выделяются хорошей технической подготовкой, с удовольствием работают с яркими цветами, смотрят на мир позитивно, в их работах присутствует определенный накал, чувствуется русская душа. Что мы могли бы почерпнуть из опыта развития NordArt? Как раз подобные явления показывают, что масштабные культурные проекты могут существовать в местах отнюдь не центральных. В Москве или Нью-Йорке на поддержание такого центра требуются огромные средства (пример - центр современной культуры Гараж), потому что там наполнять его должны имена первого ряда, которых, кстати, не так много. Но берется старый индустриальный массив в провинции и превращается в культурный кластер, и это, как ни странно, не тянет за собой сумасшедший бюджет. Да, на поддержание созданного центра деньги потребуются большие. Но реальные. К тому же культура - это не только расходная часть, это и привлечение средств. Представим себе место, где возник NordArt: Север Германии - это не самый популярный регион в Европе, он считается портовой серой зоной с ветрами и дождями. И вот там появляется новая структура, которая показывает, что здесь не так уж скучно жить. У молодежи возникает мотивация не покидать это место, дети и подростки могут там получать дополнительное образование, старики, когда у них возникает вопрос, где жить на пенсии, выбирают его как экономически недорогое, зато с активной культурной жизнью. Есть исследование, которое проводилось в Голландии лет 20 назад, о выгоде культурных центров для своей территории. С одной стороны, тот же NordArt тратит на организацию ежегодной выставки приличные бюджеты (из спонсорских и муниципальных средств, из грантов), с другой, потом начинается самое интересное: приезжают зрители, покупают билеты, тратят деньги на бензин, останавливаются в отелях, отправляются в рестораны, совершают шопинг, посещают соседний курорт. Местные жители, чтобы пойти на выставку, одеваются, идут в парикмахерскую. То есть вся местная инфраструктура от крупных культурных событий только выигрывает. Кроме того, такие центры свидетельствуют о сильной и здоровой национальной культуре, когда люди гордятся: да, мы немцы, мы открыты и принимаем у себя художников из 50 стран, они приезжают в Германию и знакомятся с нашей культурой. Если бы подобный центр был в Краснодаре, представьте себе, люди со всего мира узнавали бы о существовании кубанского региона с его традициями, архитектурой, образом жизни, историей, современной культурой, интереснейшими людьми и, уезжая обратно, распространяли бы эту информацию. Именно человеческое сообщение Я там был, видел своими глазами - лучший проводник, которому мы больше всего верим. При этом большинство мировых держав очень серьезно относятся к тому, что их художники едут работать в другие страны, потому что тем самым они за рубежом представляют культуру, которая их вырастила. Подобные ЦСИ в основном сосредоточены в Европе и Америке? Нет, и Австралия, и сейчас уже Китай очень активно развиваются в этом направлении, и, похоже, Южная Корея (но там я пока не была, могу судить только по публикациям). До недавнего времени набирала обороты Япония, хотя сейчас там это движение несколько пошло на убыль: если экономика страны входит в состояние хуже, чем было, то, естественно, культурным центрам приходится трудно. NordArt, конечно, - не уникальное явление в мире. Но так последовательно и активно работающих центров современного искусства немного, всего пара десятков, как бы ни хотелось, чтобы они были повсюду, как звезды. Воспринимая схему такого ЦСИ, тем не менее, на что стоит сделать помарку а вот это - не для Краснодара, не наш путь? Реально рассматривая краснодарскую ситуацию, надо понять: чтобы создать в городе Центр современного искусства международного масштаба (а не просто назвать его таковым), потребуется разгон в три-четыре года. И организуя подобное место, надо давать ему право на эксперимент и на действия, не всегда понятные местному сообществу. И в этом смысле, конечно же, у центра в Краснодаре будет вначале очень много образовательных и представительских функций. Придется подробно вступать во взаимодействие с местным сообществом и выращивать свою публику. Но с другой стороны, если сразу не замахиваться на то, что мы пригласим 50 художников из 50 стран, а делать это постепенно, то, я думаю, в схеме подобных центров современного искусства для нас нет ничего чужого. Европу тоже очень долго приучали даже к абстракции. Сейчас там уже никого не удивляет, что искусство может быть беспредметным. Но это был очень тщательный, взвешенный, долговременный процесс, чтобы то, что является современным искусством, постепенно стало нормой для людей, даже далеких от культуры. Самое главное, организуя такой проект в месте, где ничего подобного не было никогда, надо учитывать местную специфику. У младшего поколения местных художников нарабатываются связи, но это личные связи, это не связи всего поколения. И та среда, в которой может быть создан ЦСИ в Краснодаре, очень сильно отличается от среды регионального центра где-нибудь во Франции, Германии, Швеции и даже от среды бывших советских Чехии, Словакии, Польши. Я думаю, что очень много зависит от того, будут ли распознаны кубанские художники, будут ли построены с ними правильные отношения, чего, кстати, не было сделано в Перми, и что стало причиной постепенного угасания пермского культурного проекта. Опора только на молодой инициативный костяк без связей со старшим поколением, с публикой и с местом - это прыжок с тарзанки. То есть старшее поколение кубанских художников тоже интересно современному искусству? Насколько мне известно, в Краснодаре и в крае есть художники недооцененные, которые могут быть поняты и представлены в международном контексте как серьезное культурное явление. И вот к ним необходимо внимание со стороны предполагаемого ЦСИ. А для работы с молодыми авторами нужно привозить критиков и кураторов: не только, чтобы найти новые имена и вывезти их отсюда, но чтобы задать высокий уровень местного образования в области современного искусства. А уже потом на хорошо удобренной почве собирать урожай новой волны южно-русского искусства. Анна ЧЕРВЯКОВА, Наталья КАРБАСОВА Справка: Ирина Чмырева - член Международной ассоциации искусствоведов, старший научный сотрудник отдела русского искусства ХХ-ХХI веков НИИ теории и истории искусства Российской академии художеств. Входит в состав международных редакционных советов ряда европейских журналов по фотографии. Куратор более 150 выставок современной и классической российской фотографии, современного искусства, а также древнерусской иконы и этнографических артефактов в музеях и центрах искусств в России, странах Европы, Азии и Америки. Является арт-директором Международного фестиваля фотографии Photovisa в Краснодаре c 2008 года. Куратор проекта Международное портфолио ревю в Москве для российских фотографов. Родилась в Краснодаре в 1974 году. С 1991 года проживает в Москве. Выставка современного искусства NordArt открыта для посещения с июня по сентябрь (посещаемость - 45 тыс. человек). Занимает площадь бывшего металлургического завода Carlshütte (22 тыс. кв.м), исторический парк (80 тыс. кв.м), а также ряд общественных мест в городе Будельсдорф. С 2000 года NordArt проводит симпозиум, объединяющий разные поколения художников со всего мира.

Другие актуальные новости