В правительстве сегодня жестко потребовали от нефтяников снизить цены на топливо. Этому должен способствовать и запрет на экспорт бензина и солярки.
- Рост цен недопустим,- заявил вице-премьер Александр Новак.
Но пока рядовые граждане замечают только меняющиеся в сторону увеличения ценники на заправках. АИ 92 в Краснодарском крае на некоторых заправках стоит уже больше 58 рублей за литр. АИ 95 - 65 рублей.
В чем же основные причины роста цен на бензин и дизельное топливо?
Доктор экономических наук, декан экономического факультета Кубанского государственного университета Игорь Шевченко назвал несколько причин:
1.Экономическая выгода нефтедобывающих компаний, заключающаяся в возможности экспортировать нефтепродукты, особенно после обвала рубля. Когда доллар стоит дорого, выгоднее продавать топливо за рубеж.
2.Выросли поставки нефтепродуктов на военные нужды, для целей СВО. Это привело к снижению предложения нефтепродуктов на российском рынке.
3.К этим проблемам добавились еще и плановые работы по ремонту некоторых нефтеперерабатывающих заводов.
4.Сложности с доставкой нефтепродуктов. Логистические цепочки в результате международных санкций значительно меняются и усложняются.
Если сравнить внутренние цены на нефтепродукты в странах, добывающих нефть, можно увидеть очень интересную картину, рассказывает Игорь Шевченко:
- К примеру, в Иране бензин стоит дешевле, чем питьевая вода - 30 центов за литр. В Венесуэле – три цента за литр. Даже в таких богатых странах, как Норвегия или Саудовская Аравия, цены на бензин гораздо ниже, чем в России.
Почему же растут цены на бензин независимо от того, меняется ли мировая цена на нефть или нет, укрепляется или падает рубль. Почему российский рынок не реагирует ни на какие факторы?
- Дело в монополизации. В России восемь олигополистических компаний, контролирующих 80 % переработки нефтепродуктов. Все цены на заправках подтягиваются как бы к оговоренному олигополиями уровню! Чтобы рынок нефтепродуктов стал конкурентным, нужно разрушить эту монополию! Крупнейшие компании должны владеть не более 50 % добычи, переработки и сбыта нефтепродуктов, - считает Игорь Шевченко.
Цена на бензин складывается из следующих составляющих: 30 % налоги на добычу полезных ископаемых и на дополнительный доход, 21 % акцизы и 18 % НДС. Остальные элементы – это стоимость нефти, ее переработка и логистика. Чистая прибыль продавца составляет всего 5 %.
С начала 2023 года по август средняя стоимость бензина выросла на 5,5%. В частности, Аи-92 прибавил 5,4%, Аи-95 подорожал на 5,7%, а Аи-98 - на 5%. Дизельное топливо за этот период подорожало на 0,8%. Сейчас, как видим, эта тенденция сохраняется.
Предпринимаемые правительством меры по стабилизации рынка бензина и дизеля пока не дали ощутимых результатов, но кто его знает?
- Снижение цен в рознице должно произойти в ближайшее время,- отмечается в сообщении на сайте правительства РФ.
- Хотя жизнь подсказывает, что цены на бензин никогда на моей памяти не снижались, но, а вдруг? – заключает Игорь Шевченко.
И сегодня же стало известно, что ФАС возбудила дела против двух нефтеперерабатывающих заводов Кубани – Ильского НПЗ и группы компаний «Славянск ЭКО».
В России ввели ограничение на экспорт бензина и дизтоплива, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.