Директор Кубанского казачьего хора Анатолий Арефьев: Наше конкурентное преимущество - Слово
Труднее всего преодолеть собственное желание построить социализм в отдельно взятом государстве под названием Кубанский казачий хор. Искусство – это жесткий мир, материальное вознаграждение зависит от таланта и трудоспособности каждого, от способности учиться даже в зрелом возрасте. Помните, кто представлял за рубежом культуру такой большой страны, как СССР? Балет Большого театра, Ансамбль песни и пляски им. Александрова и народные коллективы, точнее, три из них: хор им. Пятницкого, ансамбль Березка и ансамбль танца Игоря Моисеева. В новейшей истории России вот уже несколько лет на всех важнейших международных форумах страну представляет Кубанский казачий хор. Сохраняя традиции Войскового певческого хора, наш академический коллектив участвует в церковных богослужениях не только в нашем крае, но и в торжественных службах, возглавляемых Патриархом Московским и всея Руси. О том, как региональный коллектив стал лицом страны, мы беседуем с директором Кубанского казачьего хора заслуженным работником культуры России, Украины и Республики Адыгея Анатолием Евгеньевичем Арефьевым. Сегодня, когда Кубанский казачий хор на пике славы, немногие помнят, в каком положении оказались фольклорные коллективы в 90-е годы – система государственной поддержки распалась, все концертные площадки заполонили звезды эстрады, интерес к народному творчеству, которое почему-то прочно ассоциировалось с социализмом, резко упал. Окупить гастроли такого большого коллектива, как Кубанский казачий хор, не было никакой возможности. В этой ситуации заметно возросла роль директора коллектива, который в одночасье должен был превратиться в продюсера. Что вы предприняли? Пошел учиться. Когда развалились филармонии и государственные концертные организации, которые финансировали наши выступления, многие народники отправились в гастроли за рубеж. И наш хор тоже. Кстати, государственные народные коллективы есть далеко не везде, например, во Франции, Германии, Англии и во многих других странах профессиональных фольклорных коллективов нет, есть только самодеятельные. Государственные народные коллективы - это заслуга социалистической системы, и они есть в основном в странах, имеющих социалистическое прошлое, – в Польше, Румынии, Китае, в бывших республиках Советского Союза. В 90-е мы по нескольку месяцев выступали в Австралии, Германии, Испании. Эти гастроли помогали выжить. Но мы быстро поняли, что это путь к забвению на родине. А между прочим, именно известность, более того, популярность в своей стране прежде всего интересует и иностранных менеджеров. Мы переориентировали программу на своего зрителя. Но своих надо было заново завоевывать. Популярность проверяется кассой. Надо было учиться анализировать рынок, самим организовывать гастроли, учиться рекламировать и продавать свой коллектив. Опыта не было, приходилось осваивать все на ходу. В эти годы я окончил Высшую школу деятелей сценического искусства в Москве, специализация менеджмент и продюсирование гастрольной деятельности у знаменитого профессора Дадамяна. Знания, полученные в этой школе, очень помогли, и не только в 90-е. Как вы считаете, когда хор стал лицом страны? Я думаю, начало было положено программой, которую Захарченко подготовил к Первому Всероссийскому конкурсу русских народных хоров в 1975 году. То есть - в СССР?.. Тогда коллектив нарушил неписаные правила и показал на республиканском конкурсе подлинные, аутентичные, казачьи песни, записанные в кубанских станицах. И одержал безоговорочную победу. Та победа была очень весомой - в жюри были мэтры хорового искусства страны, места тогда не покупались. С того момента и началось движение хора к тому, что мы сейчас имеем. И что для этого нужно было сделать? Создать Центр народной культуры Кубани, где традиции казачества не только впитываются с детства, но и ведется огромная исследовательская работа. Получить поддержку администрации края, то есть всей своей деятельностью убедить, что Кубанский казачий хор - действительно средоточие возрождения традиционной культуры региона. Создать материально-техническую базу хора, которой мы гордимся. В 90-е годы неожиданно для всех отметить 185-летие коллектива и показать, что Кубанский казачий хор рожден не советской властью. Показать, что коллектив, постоянно развиваясь, подтверждает преемственность традиций Войскового певческого хора, основанного на Кубани еще в 1811 году. Не могу не отметить, что все это было сделано в те самые лихие и голодные 90-е… Это успех коллективной работы: Виктор Захарченко создавал программу, доводил ее вместе с артистами до совершенства, и мы начинали ломиться во все залы, во все кабинеты. Мы всем говорили, что у нас самый лучший коллектив, и приглашали на концерт. И я абсолютно уверенно стучал в разные кабинеты министерств и ведомств, потому что за спиной у меня – действительно лучший коллектив. Я помню один из первых концертов хора в Москве – в Концертном зале им. Чайковского представители администрации края во главе с губернатором (тогда им был Николай Кондратенко), едва ли не треть зрителей были приглашенными: известные политики, артисты, писатели, среди них: Никита Михалков, Геннадий Зюганов, Сергей Бабурин, Петр Дейнекин и многие другие. Билеты были недорогими, и, похоже, это выступление кассу не сделало? Мы приглашали не только известных людей, но и студентов консерватории, музыкального института им. Гнесиных, наших коллег из других ансамблей, журналистов. Мы приглашали людей, которые формируют общественное мнение с тем, чтобы они услышали нас и могли бы стать нашими эмиссарами. Те первые концерты в столице, действительно, не были прибыльными, но они принесли нам известность, да такую, что очень скоро мы выступали с коммерческими концертами на крупнейших площадках не только в Москве. Мы настойчиво работали с телевидением - вы помните, что тогда народное творчество практически исчезло из теле- и радиоэфира. Кубанский казачий хор стал первым хором, которому удалось завоевать и Центральное телевидение. И сегодня мы с гордостью можем сказать, что прорубили дорогу и для других. Мы доказали, что народная песня может собирать тысячные залы - до нас такую аудиторию собирали только звезды эстрады. Доказали местным промоутерам, что выступление народного коллектива может быть прибыльным. В комментариях к интервью с Еленой Чавчавадзе на Живой Кубани пользователь возражала А разве хор имени Пятницкого, ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева, Северный русский народный хор полные залы не собирают? Есть объективные показатели: количество зрителей в зале, количество концертов и качество программ – у нас они достаточно высокие, чтобы скромно сказать – мы постоянно движемся вперед. И мы сохраняем демократичные цены, с тем, чтобы на концерты хора могли прийти все наши зрители. (От автора: 2008 год – 320 концертов, 200 тыс. зрителей, 2009 год -195 коммерческих концертов, из них 118 по городам России, 59 – за рубежом, 2010 год – 165 коммерческих концертов, из них 101 – в России, 15 – за рубежом, и это не считая участия коллектива в многочисленных краевых и правительственных акциях) Вы не боитесь конкуренции? Мы ее ждем! Мечтаем о том, чтобы возродились всероссийские конкурсы профессиональных народных коллективов. Конкуренция – это мощный стимул к развитию. Мы приглашаем в наш зал известные национальные народные коллективы из разных регионов страны. Попытались создать Ассоциацию народных коллективов России, но в связи со сменой руководителей во многих ансамблях и хорах, она пока мало дееспособна. К сожалению, кадровая нестабильность среди руководителей ведет и к творческой нестабильности коллектива. Значит ли это, что одна из составляющих сегодняшнего успеха Кубанского казачьего хора – это бессменное лидерство на протяжении более 35 лет художественного руководителя Виктора Гавриловича Захарченко? Безусловно. Талантливый творческий лидер, имеющий четкую программу развития коллектива и способный последовательно предварять ее в жизнь, - это самая главная составляющая успеха. Плюс команда единомышленников. Мы много лет вместе. Вместе мы обсуждаем и принимаем все решения. Мы поставили цель - развиваться на основе восстановления исторического правопреемства, и следуем ей. Но ведь было время, когда вы, как говорится, разбили горшки и разошлись. Как долго вы прожили без хора? Такая ситуация была дважды, это были периоды, когда у каждого из нас было свое представление о дальнейших путях продвижения коллектива. Мы действительно очень эмоционально поговорили, каждый высказал все что думал, и разошлись… Наверное, надо было посмотреть на ситуацию со стороны. Первый раз я вернулся через год, второй - через 4 месяца. Мы понимали, та работа, которую делает один, невозможна без той, которую делает другой. Кадровая чехарда разрушает то, что уже создано. У нас, слава Богу, есть распределение полномочий и сфер ответственности. Право художественного руководителя – отменить все то, что делаю я, а моя задача - сделать все так, чтобы он этим правом никогда не воспользовался. Во главе угла должен быть художественно-творческий процесс. Задача менеджера - сделать так, чтобы казалось, что творческий процесс идет легко и просто. Все должно быть вовремя – документы, костюмы, автобусы, квартиры, гостиницы, питание. Бренд хора – это автор программы Виктор Захарченко. А менеджмент – это командный труд. А вы с Виктором Гавриловичем дружите? Мы друг друга понимаем и знаем друг о друге практически все: буквально по походке чувствуем настроение другого. Между нами те отношения, которые помогает каждому из нас раскрыться. Я уверен, если бы я не работал с Захарченко, я бы не раскрылся как менеджер. У вас большая команда менеджеров? Главных специалистов, способных на мозговой штурм, 7-8 человек. Так мало? В команде, наверное, бывшие артисты хора? Нет. Менеджмент – это особая профессия. А разве вы сами - не бывший артист? Вы так хорошо танцуете, что я была уверена, вы - танцор. Нет, я только мечтал стать артистом, окончил культурно-просветительское училище в Самаре, хореографическое отделение - диплом с отличием. Хотел по наивности танцевать. Но когда я понял, что с моим классическим ростом всегда буду где-нибудь в третьем ряду, решил учиться дальше и поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК) на отделение Экономика театральных предприятий театроведческого факультета . Вот почему вы стремитесь к тому, чтобы в коллективе было больше танцевальных номеров? Уже не стремлюсь. Я стараюсь видеть коллектив глазами художественного руководителя. Главное сегодня – это Слово. Танцев в программе должно быть столько, сколько нужно зрителям для того, чтобы почувствовать жажду услышать слово. Трепетное отношение к слову – это сегодня даже наше конкурентное преимущество, потому что очень многие коллективы стремятся только развлечь. Анатолий Евгеньевич, как вы попали в Кубанский казачий хор? После ЛГИТМИКа я сразу занимался национальными коллективами – был администратором, потом зам. директора Волжского народного хора, а потом директором Оренбургского русского хора. Оттуда в 1985 году меня и пригласил Виктор Захарченко на Кубань. Я бросил там квартиру и переехал. Хозяйство мне из рук в руки передал замечательный директор Александр Наумович Рашевский, которому я очень благодарен. Александр Наумович – уникальный директор, он проработал именно в этом коллективе 40 лет! Какую роль в развитии Кубанского казачьего хора сыграла поддержка компании Базовый элемент? Огромную. Финансовый ресурс компании Базовый элемент и Благотворительного фонда Олега Дерипаски дал нам возможность увидеть себя не только как культурно-просветительский коллектив, но как коллектив, имеющий коммерческий потенциал. Именно при поддержке фонда и администрации края в начале двухтысячных состоялся первый концерт хора в Кремлевском Дворце съездов. До нас ни один народный коллектив не отваживался выступать с сольным концертом в таком большом зале (6 тыс. зрителей). Концерт имел успех, и за ним последовали выступления коллектива в таких же многотысячных залах в Украине, Белоруссии и других странах. Если бы не было той поддержки, не было бы и того прорыва. Как случилось, что Олег Дерипаска стал помогать хору? Вы к нему обратились или Виктор Гаврилович? Нет, мне позвонили из Москвы и предложили приехать на встречу. В беседе участвовали представители компании Базовый элемент, которые попросили меня рассказать о коллективе. О хоре я могу говорить долго и увлеченно. Меня выслушали, и один из собеседников сказал: Мы будем с вами работать. Как оказалось, это и был Олег Дерипаска. Был создан Фонд развития коллектива, подписан договор на уровне губернатора края. Наш стратегический партнер заинтересован максимально повышать качество программ хора, расширять географию влияния на зрителей в нашей стране и за рубежом, создать банк записей Кубанского казачьего хора. Такое многолетнее партнерство, абсолютно бескорыстное вложение средств в развитие национального народного коллектива – уникальное явление в современной российской культуре. Что для вас самое трудное в работе директора? Что труднее всего преодолеть? Труднее всего преодолеть собственное желание построить социализм в отдельно взятом государстве под названием Кубанский казачий хор. Искусство – это жесткий мир, материальное вознаграждение зависит от таланта и трудоспособности каждого, от способности учиться даже в зрелом возрасте. Зарплата-то у всех разная. И хочется всем поровну, да нельзя. Самое трудное – объяснять это своим людям. А что самое приятное? То же, что и для артистов, – аплодисменты в битком набитом зале, в котором выступает Кубанский казачий хор. Для директора такая высокая оценка зрителей означает, что все расходы окупились и будут деньги, чтобы снимать для артистов не комнаты в общежитии, а квартиры, что можно будет заказывать на гастролях гостиницы получше, организовывать нормальное питание для коллектива и т. д. Я знаю, вы обычно стоите весь концерт в конце зала. Вас эмоционально трогают песни хора, до слез - как ваших зрителей? Вам не хочется запеть самому? Мне хочется заплясать. Что я иногда и делаю. А плакать? Да, приходилось. От досады и беспомощности… Например, когда на одном из первых концертов в Москве, в 90-х, за полчаса до начала концерта выяснилось, что один из спонсоров, который обещал оплатить декорации сцены, этого не сделал, и мне заявили, что их немедленно размонтируют, если не будет денег. В номер к Захарченко я вошел действительно со слезами на глазах. А он говорит: Думаете, без ваших декораций концерт хора не состоится? Не будут нас зрители слушать? Будут! И это правда. Но, слава Богу, утряслось. Ситуаций, близких к чрезвычайным, конечно, было много, учитывая график выступлений и то, что столько лет мы ездим по России и за рубеж на своем транспорте. Но, спасибо Богу и нашим водителям, все хорошо. А правительственные концерты? Для вас, как для директора, это особые хлопоты? Пожалуй, нет. Есть то, за что ты спокоен: артисты выйдут на сцену - и любой зал будет наш. В этом я всегда уверен на 100% , и это очень помогает. Организационных вопросов, конечно, много: все документы должны быть в порядке и вовремя сданы, никто не имеет права опоздать, никаких посторонних предметов нельзя пронести в зал и т. д. Но все это – привычная работа. Что для вас хор? Когда Захарченко пришел в хор в 1974 году (коллектив тогда переживал не лучшие времена), он сказал: Я пришел умереть за Кубанский казачий хор. Я так патетично говорить не буду, но для меня это давно уже не работа, Кубанский казачий хор - это моя жизнь. И другой я себе не представляю. Мне хочется идти на работу, и я провожу здесь больше времени, чем дома, - жена даже обижается иногда. Я понимаю, что мне выпало счастье - быть причастным к великой истории этого замечательного коллектива. Я счастлив, что здесь работаю, что живу на Кубани, что именно здесь родились мои дочери и моя внучка. Беседовала Наталья БРАЖНИКОВА. Интервью с художественным руководителем Кубанского казачьего хора Виктором Захарченко.
Другие новости этой же рубрики