Перейти к основному содержанию

Эксперт в игорном бизнесе Николай Оганезов: При переносе Азов-Сити может возникнуть коррупционная схема

30.06.2020 15:59

Вероятность легализации игорного бизнеса существует. Прямо его никто не разрешит. Но могут допустить в новом обличье и уже в руки заранее определенных лиц - то есть, монополизируют. Немногим более трех лет назад в России приняли закон, запрещающий вести игорный бизнес за пределами специально отведенных игорных зон. По закону, одна таких зон должна находиться на границе Краснодарского края и Ростовской области. Именно эта, самая южная, территория азарта начала застраиваться первой. Прошло несколько шумных презентаций и торжественных открытий казино, как вдруг на прошлой неделе СМИ написали, что первый российский Лас-Вегас собираются от Азовского моря перенести к Черному, под Анапу. Инициатива переноса исходила от кубанских властей. Губернатор края Александр Ткачев направил президенту РФ Дмитрию Медведеву письмо, где обосновывал экономическую несостоятельность Азов-Сити. В Госдуме уже лежали поправки в закон о госрегулировании организации азартных игр. Согласно этим поправкам, Ростовскую область должны исключить из списка регионов, где создаются игорные зоны. Единственным человеком, который не только узнал об этих поправках, но и сообщил о них СМИ, был председатель комитета Торгово-промышленной палаты Ростовской области по предпринимательству в сфере индустрии развлечений и игорного бизнеса, директор Региональной ассоциации деятелей игорного бизнеса ЮФО Николай Оганезов. Корреспондент Живой Кубани встретилась с ростовским экспертом в Краснодаре. Николай Рубенович, когда и как вам стало известно, что игорную зону могут перенести? Я постоянно занимаюсь мониторингом сайта Государственной Думы на предмет законопроектов, касающихся игорного бизнеса. На этом сайте я с удивлением для себя обнаружил два законопроекта под одним и тем же номером. Первый был датирован 14 июля, второй - 16 июля. В более раннем документе не было пункта об исключении Ростовской области из перечня территорий, где разрешено создавать игорные зоны. В законопроекте от 16 июля этот пункт появился. А правительство Ростовской области было не в курсе, что этот законопроект существует? Да, и я считаю, это недоработка депутатов Госдумы от Ростовской области. Именно они должны отслеживать принятие нормативных актов и защищать интересы Ростовской области. Законопроект проходил через Комитет по экономической политике Госдумы, и Комитет его утвердил. Чтобы депутаты от Ростовской области не имели о нем понятия - такого не могло быть, если, конечно, они посещали заседания. Видимо, законопроект пытались протянуть очень тихо, но не удалось... Именно так и было. Втихую все бы получилось гораздо легче. Не исключаю, что второе и третье чтение законопроекта могли пройти одновременно. А сейчас будет крайне сложно его утвердить. Для Ростовского корпуса депутатов и для областных чиновников отстоять игорную зону - это вопрос чести и деловой репутации. Как вы думаете, почему администрацию Краснодарского края именно сейчас стала беспокоить рентабельность игорной зоны? Почему она раньше об этом не думала? Заявления о том, что зону надо сделать более рентабельной, вызывают у меня некоторое удивление. Я очень хорошо запомнил речь губернатора Кубани Александра Ткачева на презентации Азов-Сити 1 июля 2009 года. Сначала он говорил за здравие - о перспективах зоны, как все хорошо и как мы все вместе сейчас закрутим рулетку азарта. А закончил, что называется, за упокой - про то, что, в принципе, этот бизнес порочный, его надо гнать подальше от наших городов и сел, хорошо, что он теперь здесь - в поле. Присутствующих, среди которых находились и потенциальные инвесторы, такой поворот немного удивил. А теперь мы переносим игорный бизнес под Анапу... Все, он уже не порочный? В 2007 году наша Ассоциация обратилась с письмом к Александру Ткачеву. Мы предложили перенести игорную зону к хутору Цукерова балка (расположен на въезде в Кущевский район Краснодарского края из Азовского района Ростовской области - Прим. ред.). Это самый подходящий район для строительства игорной зоны из всех, что находятся на границе Кубани и Ростовской области. Здесь есть федеральная трасса М4, по которой идет огромный трафик туристов, большой пост ДПС, железнодорожная ветка, газопровод - словом, вся необходимая инфраструктура. В 10-15 км находятся достаточно крупные населенные пункты с обширными трудовыми ресурсами - Кущевская и Самарское. Бюджетные вливания были бы минимальны. Однако администрация и Законодательное собрание края прислали ответ, что Азов-Сити не нужно никуда переносить. Чем был мотивирован отказ? К сожалению, чиновники очень редко обосновывают свои решения. Они сообщают о них, как о данности. А сейчас, спустя три года после вашего обращения, администрация края сама подняла вопрос о переносе зоны. Зачем ей это нужно? Я теперь понимаю, почему незадолго до последних событий возник нездоровый ажиотаж вокруг участков в Азов-Сити. Понимаю, почему ООО Роял Тайм и ее аффилированные компании активно приобретали права на земельные участки. В Роял Тайм надеются, что взамен получат аналогичные участки под Анапой. Однако, я полагаю, администрация края не имеет права компенсировать земли в такой форме. Получается обман инвесторов не только ростовской, но и краснодарской части Азов-Сити, так как происходит фактическая замена объекта торгов. Представьте, что вы участвовали в торгах, которые проводились на краснодарской территории Азов-Сити, проиграли их и не стали арендатором. Вдруг правительство издает постановление, и зону переносят под Анапу. Участники, которые ранее проиграли торги, пойдут в суд оспаривать их, и будут правы. Ведь объект торгов был другим - земли в Щербиновском районе, а не в Анапе. Если бы участники знали, что речь пойдет о побережье Черного моря, их предложения по сумме инвестиций в проект могли быть в несколько раз больше. Наиболее справедливый вариант при переносе зоны - компенсировать затраты деньгами и на общих основаниях проводить новые торги. Если этого не будет - перед нами может возникнуть новая коррупционная схема. И если здесь уже есть коррупционная составляющая, она в ближайшее время обязательно вылезет наружу. Появятся конкретные заинтересованные люди, которые начнут беспокоиться, делать соответствующие заявления и продвигать любыми способами перенос игорной зоны. Очень интересно, что Роял Тайм будет делать со своими участками земли, если вариант переезда игорной зоны не пройдет? Росфинмониторинг не случайно в июле оштрафовал эту компанию за нарушение порядка предоставления сведений по сделкам с недвижимостью. Предполагаю, в Роял Тайм до определенного времени не стремились информировать об этих сделках контролирующие органы. Компенсации по участкам предусмотрены только арендаторам краснодарской части Азов-Сити? Или ростовчанам тоже что-то возместят? Я пока не знаю, предложат ли краевые власти что-нибудь ростовским инвесторам. От администрации Краснодарского края пока не поступало никаких официальных предложений. Нам никто не сказал: у вас освоено 22 гектара земли, мы готовы выделить вам такую же территорию в новой игорной зоне. По сравнению с краснодарскими площадями, ростовская часть - это мизер. Но даже его пока не предлагают компенсировать. Правда, на недавней встрече с вице-губернатором Краснодарского края Алексеем Агафоновым мне удалось донести позицию и интересы инвесторов ростовской части Азов-Сити по поводу возможного переноса игорной зоны. Он пообещал, что при детальном рассмотрении вопроса компенсаций позиция ростовских инвесторов будет учтена. На ваш взгляд, подорвала ли эта история с переносом Азов-Сити имидж Краснодарского края? Имидж Краснодарского края - однозначно, нет, а вот имидж Азов-Сити - да. Даже если игорная зона останется в Приазовье, потенциальные инвесторы остынут к ней. Всем стало понятно, что это не серьезный долгоиграющий проект, а какая-то политическая игра. Уже возник определенный кризис доверия между администрациями Ростовской области и Краснодарского края. Его теперь очень сложно будет преодолеть. Серьезный иностранный инвестор, перед тем, как зайти в игорную зону, в любом случае будет делать мониторинг ситуации по данному проекту. И, увидев такие телодвижения, просто испугается нестабильности. А могут оправдаться прогнозы, что игорный бизнес опять легализуют? Такая вероятность, на самом деле, существует. Напрямую игорный бизнес в ближайшее время никто не разрешит. Но его могут допустить в новом обличье и уже в руки заранее определенных лиц - то есть монополизируют. И сколько времени понадобится на монополизацию? Такими темпами, я думаю, к сочинской Олимпиаде этот процесс завершится. В России уже прошли торги на разработку проекта онлайн-лотерей. Тендер выиграла компания Руслото. Предусматривается использование логотипа сочинской Олимпиады. Электронные терминалы для таких лотерей - по сути, то же самое, что игровые автоматы. Только внутри стоит не генератор случайных чисел, а модем. В Москве или другом городе может находиться сервер, на котором заранее определены выигрышные комбинации. Для потребителя разницы никакой, это дело техники. В дополнение власти могут сделать покер олимпийским видом спорта, и тогда они обязаны будут легализовать покерные клубы. Это вообще не проблема, даже законы не надо менять. Какие перспективы у ... назовем это - Анапа-Сити? Если игорную зону перенесут, не стоит полагать, что она начнет рвать пределы возможного роста. В Краснодарском крае состоится прецедент по созданию новых игорных зон. То же самое захочет сделать Московская область, где под игорную зону в Раменском было зарезервировано 5 тыс. га, потом активизируется Санкт-Петербург. Татарстан вспомнит о своей игорной зоне в Камских Полянах. Все новые зоны начнут оттягивать на себя игроков и создавать конкуренцию Черноморской. Бесспорно, что территория под Анапой более инвестиционно привлекательна, чем Азов-Сити. Но смогут ли краевые власти обеспечить прозрачность вхождения инвесторов на эту территорию - большой вопрос. И первый ответ на него мы получим, когда будет определен порядок компенсаций инвесторам Азов-Сити. Однако надо быть объективным - администрация Краснодарского края не сидит, сложа руки, а стремится зарабатывать деньги в бюджет и создавать новые рабочие места. Краевые власти пошли против общего негативного отношения к игорному бизнесу и стремятся дать ему легальные условия существования и развития. Лично у меня, несмотря на другие факторы, такое стремление вызывает уважение. Ваши коллеги из кубанской ассоциации развития Азов-Сити утверждают, что в Ростовской области нет организации, объединяющей резидентов игорной зоны, а инвесторы неактивны и сами виноваты в том, что зону собираются перенести. Правы ли они? Это утверждение я списываю на слабую осведомленность коллег о ситуации в Ростовской области. Кубанская ассоциация создана совсем недавно. Ее возглавляют менеджеры из Татарстана, пока еще мало знакомые со всеми местными профильными организациями. На самом деле, в Ростовской области существуют несколько организаций, которые ведут активную деятельность. Это НО Региональная Ассоциация деятелей игорного бизнеса по ЮФО, которая создана в 2003 году, АНО Союз инвесторов Азов-Сити, комитет ТПП Ростовской области по предпринимательству в сфере индустрии развлечений и игорного бизнеса, работающий с 2005 года. В эти объединения входят почти все инвесторы ростовской части Азов-Сити, они взаимодействуют друг с другом и администрацией области. Под эгидой ассоциаций они оперативно обратились с открытым письмом к председателям Правительства и Госдумы РФ, чтобы не допустить переноса игорной зоны. Также в лице нашей ассоциации инвесторы обращались к краевым и областным властям с инициативами внести изменения в ФЗ О рекламе и ослабить налоговое бремя для резидентов Азов-Сити. Что касается слабой активности инвесторов - пусть наши краснодарские коллеги не беспокоятся, с этим в Ростовской области все в порядке. Компания Пак-Экспресс из Татарстана закладывает фундамент будущего казино и собирается открыть его к Новому году. Небольшая проблема, по моему мнению, заключается в том, что кубанская ассоциация поторопилась от лица всех инвесторов одобрить предложение краевой администрации перенести игорную зону. И это при том, что ассоциация не имела на руках даже проекта документа по механизму компенсации затрат инвесторов. Коллеги совсем не учли мнение и интересы таких же инвесторов, как и они, но только из ростовской части Азов-Сити. Игорная зона у нас пока единая, и общественные организации обязаны учитывать мнения обеих сторон. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем преодолеть этот конфликт интересов и выступим с совместной инициативой, которая будет отражать потребности всех инвесторов игорной зоны. Беседовала Анна ДАРОВАННАЯ

Другие новости этой же рубрики