Эксперты: Социальные сети – это митинг
Главная тенденция - перераспределение ответственности принятия решения об интересном контенте – пользователь должен сам решать, что ему нужно читать, а что не заслуживает внимания. В Краснодаре прошла четвертая межрегиональная конференция для специалистов по рекламе и связям с общественностью PR-сезоны - 2011. Самой востребованной темой стали социальные медиа и их использование в технологиях влияния на общество. О трендах медиарынка, блогах и государстве в Интернете мы узнали у представителей ведущих российских компаний. На вопросы отвечали: Надежда Жуковская - PR-директор компании Медиалогия, изучающая Сеть в цифрах – www.mlg.ru Андрей Яблонских - аккаунт-директор агентства Социальные сети, крупнейшего в России агентства интернет-маркетинга – www.snetwork.ru) Есть ли отличия в использовании технологий в регионах и в столице? Надежда: Можно, скорее, говорить об отрыве центра от регионов, а не наоборот. Все зависит от развития Интернета – сколько об этом уже сказано. Андрей: Попробуй отъехать от города Краснодара на 100 км – там никто в глаза не видел ни iPhone, ни iPad. Хотя Краснодар меня поразил даже уровнем пиарщиков, аудитория настолько живая и заинтересованная в теме, что нельзя говорить об огромной разнице. О каких тенденциях медиа можно сейчас говорить? Надежда: Будет развиваться видеоконтент. Крупнейшие игроки рынка уже разрабатывают технологии поиска по видео, инструменты использования и монетизации этих сервисов. Общей особенностью в развитии блогов является уменьшение объема текста – с появлением Twitter – все больше и больше, то есть букв становится все меньше и меньше. Андрей: Я бы назвал главной тенденцию перераспределения ответственности принятия решения об интересном контенте – пользователь должен сам решать, что ему нужно читать, а что не заслуживает внимания. Уже сейчас есть сайты, где повестка дня полностью формируется лайками. Какая разница между понятиями социальные сети и социальные медиа? Андрей: В социальных сетях есть возможность коммуникации между участниками. Социальные медиа, скорее, предоставляют информацию для потребления, их социальность – в распространении этих данных из уст в уста. Здесь опция общения (если есть) как бы дополнительная - не основная. На панельной дискуссии приводили в пример Навального - как прецедент успешного сетевого PRа. Есть ли шанс у Навального выйти в реальность? Андрей: Конечно! Он уже выходит: на проект работают реальные люди – юристы, редакторы, которые получают реальные деньги – хотя и собранные через Сеть. Надежда: Он вовремя появился. Тема – борьба с коррупцией – была действительно актуальна. Она уже пошла в СМИ, Медведев говорил не раз. Навальный стал мегапопулярен, потому что ему доверяют. Его реальные уверенные действия привели к тому, что уровень доверия вырос очень быстро. Заголовки главных новостных лент недавно кричали, что Единая Россия уходит в Сеть. Как вы к этому относитесь? Зачем это партии власти? И зачем это нам, россиянам? Надежда: Это, видимо, связано с нашим приоритетным направлением – пресловутой модернизацией. У нас уже есть политики, которые являются активными пользователями социальных сетей: Белых, Чиркунов и т. д. И потом, видимо, это нужно для получения обратной связи, некой адекватности и понимания человеческого отношения к партии. Андрей: Нужно держаться в трендах общемировых, двигаться к технологиям – надо, конечно. Но, честно, я стараюсь держаться подальше от политики. Надежда: Невозможно это! Андрей: Знаю. Но всеми силами противлюсь. Какие плюсы и минусы могут быть в случае преобразования блогов в зарегистрированные СМИ? Надежда: В сообществе ведется активный спор – может ли быть блог средством массовой информации, обсуждения ведутся и онлайн, и оффлайн. Неизвестно пока, в какой форме примут закон об Интернете, но это вопрос времени. И я думаю, что блоги также будут подотчетны ему, как и все площадки. Вопрос ведь стоит в контроле. Вообще главная тема этого обсуждения – контроль и Интернет. Андрей: Государство пытается советоваться с экспертами по поводу этого закона, но выглядит это неубедительно. Я был на таком мероприятии: пригласили специалистов, но докладывали не представители Google или Яндекса, а неизвестные люди с расплывчатыми формулировками. После двух с половиной часов этих выступлений было предложено за десять минут успеть высказаться остальным пятнадцати спикерам. Вывод из этого такой: что будет с законом об Интернете, пока непонятно никому. Все комментарии, которые мы туда вносили, нигде не фигурируют. В Краснодаре в среде интернетчиков есть мнение, что SMM (маркетинг в соцмедиа) - это миф. Андрей: Это реально! Мы формируем много кейсов по достижению таких целей, как формирование репутаций, повышения лояльности к компании. Это в основном - IT, телеком, банки. Я не могу пока говорить о продажах. Чтобы продавать, нужно собрать аудиторию, чтобы собрать аудиторию – нужен SMM, а это - история не на один год. Вот только после этого перед интернет-менеджером можно ставить цели продавать. Механика известна: будь то Apple или любой другой бренд, этапы работы должны быть такие – создать сообщество, а потом начать в нем работать. Как правильно любит говорить один из известных блогеров, социальные сети – это митинг. Сначала собирается толпа, а потом с ней можно говорить и пытаться на нее влиять. Что будет, на ваш взгляд, с такой формой общения в Сети, как “форум”? Андрей: Тематические и региональные форумы не умрут никогда. Неспециализированные форумы, скорее всего, уже не восстановятся. Надежда: А форумы СМИ? Там существует такая форма, потому что это площадки с активной аудиторией, которая хочет высказываться, общаться. Андрей: На сайтах СМИ народ живет в комментариях, а не в форумах. Если эта форма выживет, то очень слабо и не массово, конечно. В кризис многие пророчили смерть печатным СМИ. Газетам, журналам - быть? Андрей: На эту тему очень грамотно говорил Герман Клименко (директор и владелец компании LiveInternet): Если сейчас кто-нибудь издает бухгалтерские журналы, я готов скупить все. То есть тематические журналы будут, однозначно, жить. Печатные издания общего интереса будут интегрироваться с онлайн-представительствами. Их будет меньше, гораздо меньше. А вообще вопрос в технологиях. Если каждому раздать ридеры в регионе, то печатная пресса умрет сразу. А ридеры, по секрету, уже сейчас стоят в Китае по 10 долларов за штуку. Надежда: Глянец останется в основном в бесплатной форме распространения. Это часть образа жизни, тактильные ощущения, материальное подтверждения твоего интереса – не бестелесные странички в Интернете. Были ли атаки на “ЖЖ” началом конца этого гиганта в России? Андрей: Неизвестно, кто и зачем это затеял, очень много версий на эту тему. Но, на мой взгляд, эра livejournal все-таки уже прошла. В ЖЖ остались ТОПы, которые люди читают как влиятельные СМИ. Но они же пишут и на других площадках – Twitter, Facebook. Это уже их работа. Андрей ШУМЕЙКО Фоторепортаж с PR-сезонов - 2011 смотрите здесь.
Другие новости этой же рубрики