Фотожурналист Артем Чернов: Профессионал ищет смысл
Если ты взял в руки камеру, это значит, что ты говоришь людям: Я буду говорить визуальным языком. Нужно использовать средства этого языка максимально. К сожалению, многие фотожурналисты продолжают свой рассказ подписью под картинкой. Редакция IJNet встретилась с известным российским фотожурналистом Артемом Черновым, создателем и директором онлайновой платформы для фотожурналистов и блогеров Фотополигон. Русскоязычные фотографы, живущие в разных уголках земного шара, активно пользуются этим ресурсом для публикации фоторепортажей. Артем также проводит онлайновые тренинги по фотокомпозиции для блогеров. Фоторепортажи Артема Чернова из Чечни известны широкой аудитории. В 1993 году Артем закончил физический факультет МГУ, а в 1999 - операторский факультет ВГИКа. Чернов недавно снял два сериала и художественный фильм. Что подтолкнуло вас к фотожурналистике? Я увлекался фотографией с детства. В 1989 году я вернулся из армии и случайно узнал о курсах фотожурналистики при Союзе журналистов СССР. В то время я мечтал снимать кино, но, поскольку такой возможности в тот момент не было, я записался на курсы фотожурналистики. На курсах преподавали ведущие фотожурналисты СССР, и я очень многому там научился. В 1998 году в России произошел дефолт, и я активно искал новую работу. Руководству газеты, в которой искали фоторепортера, понравились старые образцы моих фотографий восьмилетней давности, и я стал сотрудником редакции. Освещая войну в Чечне и другие политические события, я неожиданно для себя обнаружил, что занимаюсь серьезным делом: людям это интересно. Сейчас я считаю своей основной карьерой фотожурналистику, в то время как кинематография - это, скорее, финансовый ресурс, дающий мне возможность заниматься журналистскими проектами. Чему вы обучаете слушателей своих курсов по фотожурналистике? Я обучаю их принципам построения визуального общения. Фотография - это визуальный язык. Сегодня многие люди хотят что-то рассказать окружающему миру - я преподаю им принципы фотокомпозиции. Как лучше работать фотожурналисту: одному или в команде? Зависит от задачи. Если вы освещаете футбольный матч, нужна команда фотографов, они снимают в разных точках, они планируют, кто за какими футболистами следит. А бывает так, что вы выстрадали свою тему, это только ваша тема и ничья другая. Вы предпочитаете цветную фотографию или черно-белую? Я люблю черно-белое изображение, для меня это благородная картина. Много лет назад, в то время, когда я только учился фотожурналистике, цветная пленка была в дефиците, сейчас такой проблемы больше не существует. Безусловно, цвет - это выразительно и интересно, есть много интересных работ и фантастических цветов, мне, например, нравятся работы Алекса Вебба. В то же время, в своей работе я предпочитаю черно-белую фотографию. У кого вы учились? Я учился фотожурналистике на курсах при Союзе журналистов СССР в 1989-1990 годах. И в этом есть свои плюсы и минусы: классическая советская школа, с ее силой, выразительностью и высоким качеством работы. В то же время там было слишком много постановки, но тогда это воспринималось абсолютно нормально. Это был плакатный стиль, прекрасно соответствовавший пропаганде. Нас учили создавать сильные и выразительные работы. Что бы вы назвали прорывом в современной журналистике? Прежде всего, мыльницы стали снимать качественные изображения. Во-вторых, фотоаппараты стали снимать видео, т.е. два совершенно разных прибора [фотоаппарат и видеокамера] сблизились. У меня кинематографическое образование и опыт в фотожурналистике, две профессии сблизились. Две разные технологии сближаются, и Вы можете использовать фотоаппарат и для фотографии, и для подготовки видеоматериалов. Если бы к вам сегодня пришел молодой практикант, чему бы Вы его учили? Если ты взял в руки камеру, это значит, что ты говоришь людям: Я буду говорить визуальным языком. Нужно использовать средства этого языка максимально. К сожалению, многие фотожурналисты продолжают свой рассказ подписью под картинкой, и основная часть рассказа - это подпись, а фотография становится иллюстрацией. Нужно использовать визуальный язык. К сожалению, этого часто не хватает в современной фотожурналистике. Что для вас является критериями, по которым вы отличаете профессионального фотографа от человека с фотоаппаратом, который вовремя оказался в нужном месте в нужное время и сделал удачный снимок? Любитель просто фиксирует то, что он видит, он не думает о лучшей точке, о второй или третьей точке зрения и т.д.. Профессионал ищет смысл, вкладывает личное в свой материал. Профессионал использует визуальный язык. Чем Вы занимаетесь сейчас? Я ушел из газеты в 2006 г, сейчас работаю над проектом Фотополигон. Мы собираем и обсуждаем работы мастеров фотографии, которые нам интересны. На нашем сайте можно опубликовать любые фоторепортажи. Мы организуем выставки и семинары, сотрудничаем с журналом Русский репортер: в журнале публикуются наши работы. Визуальному языку общения нужны площадки, мы предоставляем такую площадку русскоязычным фотографам. Как вы видите свою работу через десять лет? Не знаю, не могу предсказать. Журналистика меняется, все время появляются новые технологии. Юлия МЕЛЬНИК, редактор русской версии IJNet Для получения более подробной информации нажмите http://www.photopolygon.com/
Другие новости этой же рубрики