30.06.2020 15:59
Краснодарские актеры: Лаборатория в театре драмы зарядила топливом творчества
Появился азарт, и получилось самое дорогое на театре – сотворчество. Мы получили огромное удовольствие от работы. Слава богу, что это состоялось.
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Появился азарт, и получилось самое дорогое на театре – сотворчество. Мы получили огромное удовольствие от работы. Слава богу, что это состоялось. Мария Грачева, заслуженная артистка Кубани: У меня такое ощущение, будто во всем городе праздник! Мы были в театре круглосуточно, это странно и здорово. Это такой драйв! Такого давно не было! От автора: Такого действительно давно не было – 4 дня подряд в театре драмы яблоку было негде упасть, зрители сидели и на приставных стульях, и просто на ступеньках малого зала. Оставались после спектаклей, чтобы обсудить увиденное. И еще долго толпились на широких порогах театра драмы, не только потому, что не договорили - не хотелось расходиться. И если праздник был не у всего города, то у всей театральной и около-театральной публики - точно. Ирина Путилина, журналист: Повеяло свежим ветром. Зрители стосковались по живому театру, по живому материалу, по живой жизни. От автора: Что это было? В Краснодаре 7 дней работала Лаборатория современной драматургии под руководством Олега Лоевского (известный театральный критик, драматург, эксперт Национальной театральной премии Золотая маска, художественный руководитель и организатор Всероссийской творческой мастерской Молодая режиссура и профессиональный театр). В чем суть проекта? Представитель театра читает предложенные лабораторией современные пьесы - не только российских, но и зарубежных драматургов. В нашем случае в качестве такого эксперта согласилась выступить София Малахова, которая не только мужественно прочитала около 50 пьес современных авторов, но и сопроводила каждую рецензией, за что ей нижайший поклон. Затем театр выбирает 4 пьесы и распределяет исполнителей. Олег Лоевский подбирает четырех молодых режиссеров. А дальше начинается самое интересное: они все приезжают в Краснодар и за 3 дня (!) ставят 4 спектакля (точнее, полновесных эскиза спектаклей). Билеты на них продаются в кассах, и после каждого Олег Лоевский и участники действа обсуждают со зрителями, нужен ли этот спектакль театру и что в нем удалось или не удалось. Окончательный результат закрепляется тайным голосованием зрителей – оставить так, доработать или забыть, как кошмарный сон. Главные задачи лаборатории: - помочь театрам России и молодым талантливым режиссерам найти друг друга; - познакомить и театры и зрителей с современной драматургией; - и, главное, вот таким стрессом (роль за 3 дня!) помочь актерам избавиться от штампов, раскрыться с неожиданной стороны, дать шанс показать себя. Интересным было все – и репетиции, и спектакли, и обсуждения. Станислав Гронский, заслуженный артист России: Очень волновался. За последние несколько лет это первый такой яркий материал. Конечно, что можно сделать за 3 дня? Оказывается, можно (улыбается) Замечательный режиссер, очень тонко чувствующая девушка. Появился азарт, и получилось самое дорогое на театре – сотворчество. Мы получили огромное удовольствие от работы. Слава Богу, что это состоялось (В тени виноградника, режиссер Екатерина Гороховская, Санкт-Петербург). Виктория Лукина: Такая роль! Сам материал дает шанс раскрыться. И Ярослава работала очень подробно, буквально с каждой фразой. Я бы за таким режиссером пошла на край света. Это, конечно, был стресс, и для актера и для режиссера, но такой стресс очень помогает вылететь на какой-то другой уровень. Почаще бы такие стрессы случались.(Наташина мечта, автор и режиссер Ярослава Пулинович, Екатеринбург). В азартную игру неожиданно для многих включился и новый главный режиссер театра драмы Александр Огарев . В программе лаборатории он не только поставил эскиз по первому акту пьесы известного киноманам голландского автора Алекса ван Вармердама Ужасная мать, но и сыграл в ней одну из главных ролей, напомнив, что когда-то работал в нашем театре актером. Оригинальное режиссерское решение истории взаимоотношений двух братьев, вызвало, пожалуй, самые полярные оценки у зрителей, что, впрочем, не помешало им проголосовать за то, чтобы спектакль остался в репертуаре театра. Александр Огарев: Все, что было показано, было очень разным. Это здорово! Идеальная ситуация возникла в театре: абсолютно разные люди, люди разных театральных исповеданий, мирно существуют и нравятся друг другу и публике. И все спектакли приняла публика, это удивительно и для меня, и для Татьяны Германовны (директора театра. – Прим. ред.). Мне все опыты показались удачными, очень надеюсь, что это повторится. Я не видел в таком живом открытом качестве многих артистов, они намного интереснее, чем в репертуарных спектаклях. Я благодарен всей труппе за то, что здесь происходило, и надеюсь, что это будет происходить и дальше. Анатолий Горгуль, народный артист России: Весь театр задышал, возник творческий ритм, мы, весь театр попали на творческую территорию – все артисты читали сосредоточенно пьесы, все были заняты в спектаклях, все загружены. Многие актеры, особенно молодые, раскрылись с неожиданной стороны. Вот трамплин, с которого не хочется сходить. Говорят, это дорого стоит. А искусство всегда недешево! (В тени виноградника, режиссер Екатерина Гороховская, Санкт-Петербург). Татьяна Кривошеева, директор Краснодарского академического театра драмы: Затраченные средства того стоили! На все спектакли были проданы билеты, я очень волновалась, как проголосуют зрители. Но большинство голосов за то, чтобы оставить все спектакли в репертуаре. Dawn Way (Путь на рассвет) по пьесе О. Бодаева, самый многолюдный спектакль лаборатории - более 20 героев, достался Кириллу Вытоптову из Челябинска. Место действия режиссер выбрал неожиданное - не зрительный зал, а фойе театра. Кирилл Вытоптов: Эти мраморные ступени – то ли дорога в рай, то ли в преисподнюю, помогли мне найти рисунок спектакля. Для режиссера такая работа не меньший стресс. Я недавно закончил ГИТИС, разумеется, на классике. У меня тоже есть недоверие к современным пьесам, и я тоже вижу этот текст в первый раз. Но с материалом нужно вместе с актерами вступить в диалог. Самое важное – насколько ты спровоцируешь людей на такой диалог. Я понимаю тех, кто не воспринял материал и сразу ушел. Те, кто остались, пробовали себя на разные роли, мы друг другу помогали, даже режиссер театра Геннадий Николаев и композитор Валентин Демин сыграли эпизод. Мне очень дорого то, что актеры за первый день прогона поняли меня - амбиции каждого пришлось сломить во имя общего течения спектакля, несмотря на то что каждый эпизод – это реприза, никто этим не воспользовался, чтобы выделиться, и главная линия не прервалась. Олег Лоевский: В вашем театре замечательная, богатая труппа. Особенно это видно в эскизе Dawn Way - артисты поразили тем, как точно был сыгран каждый эпизод, точно найдена краска. Эпизод играть трудно – в короткое время надо сыграть характер, здесь есть опасность пережать – нет, вышло все сдержанно, сбалансированно. Главная ваша проблема – вас нет на театральной карте страны. - Как это сказывается на состоянии театра? - Нет театрального фарта, нет огня, творчества не видно. Дрова нужны для огня – новые идеи, эксперименты, стимулы, профессиональные оценки того, что делаешь, наконец. Людмила Дорошева, заслуженная артистка Кубани: Артистам драмы очень повезло! Не хотели бы вы поработать и с нами? Мы тоже очень хотим работать. Мы - это Молодежка. Олег Лоевский: Лаборатория была проведена по инициативе директора театра драмы Татьяны Кривошеевой и на средства театра драмы. Инициативу директора поддержала вся труппа. Но оказалось, что проблема с современной драматургией не только в вашем театре и лаборатория настолько востребована, что ждать пришлось почти 2 года. От автора: По законам драматургии давно пора добавить ложку дегтя. Конечно, не все эскизы были приняты зрителями на ура, были замечания и даже полное неприятие, и не только у зрителей, некоторые актеры не приняли современную драматургию и отказались играть предложенный им материал. Банально, но напомню, что почитаемые ныне классики тоже когда-то были чьими-то современниками, и то, что мы сегодня считаем шедеврами, зачастую о-очень неоднозначно воспринималось критиками. Не стоит брезговать современной драматургией – она такова, какова жизнь вокруг, а ее, увы, творит не кто иной, как мы сами. Кому-то показалось, что история девочки из детского дома - это пропаганда жестокости («Наташина мечта»). Но за 20 перестроечных лет, к сожалению, тысячи детей выросли в детских домах и интернатах страны, сегодня это взрослые люди, с ИНОЙ психикой. Неплохо бы их понять. Dawn Way грешит ненормативнoй лексикой – не хочется, чтобы она звучала на театральных подмостках. А в каждодневной жизни? Пусть? Что должно произойти, чтобы человек забыл о своем хочу, если его не останавливает даже убийство другого человека?( Dawn Way, Ужасная мать). Ольга Светлова, заслуженная артистка России: Спасибо большое всем режиссерам за честную, искреннюю и талантливую работу. К сожалению вот уже несколько лет режиссеры, которые приезжают к нам в театр на постановки, ничего нам не предлагают, им не интересен процесс творчества, они не любят ни нас, ни театр, они ставят посредственные, давно придуманные спектакли и уезжают, а мы остаемся наедине со зрителями. Олег Лоевский: Ради этого и создана лаборатория – одна из ее задач – разрушить безнаказанность режиссерства, и показать, как интересно могут работать молодые. Театр – это сегодня едва ли не последнее место, где живой человек (не камера, не цифра) общается с живым человеком, где впечатление создается, прежде всего, живой энергетикой актера, режиссера, композитора, осветителя – всех, кто создает спектакль. Алексей Суханов, актер Молодежного театра: Огромная благодарность этой лаборатории, столько артистов раскрылось за время ее работы – Виктория Лукина, Андрей Харенко, Алексей Сухоручко, Равиль Тактаров, Анна Еркова, Алла Засыпкина… Эта лаборатория – топливо, которое зарядило театральный Краснодар на весь сезон. Сейчас, в век информационных технологий, когда в Интернете ты можешь увидеть любой самый лучший спектакль, у театра одна планка – мировая, и к ней хочется стремиться. Впечатления собирала Наталья БРАЖНИКОВА. Результаты голосования зрителей: Наташина мечта , Я. Пулинович, режиссер Ярослава Пулинович (Екатеринбург): 27% - оставить так 61% - доработать 11% - забыть, как кошмарный сон Ужасная мать, Алекс ван Вармердам, режиссер Александр Огарев (Москва - Краснодар): 30% - оставить так 54% - доработать 17% - забыть, как кошмарный сон В тени виноградника по мотивам рассказа Б. Зингера, режиссер Екатерина Гороховская (Санкт-Петербург): 42% - оставить так 53% - доработать 4% - забыть, как кошмарный сон Dawn Way, О. Богаев, режиссер Кирилл Вытоптов (Челябинск): 38% - оставить так 50% - доработать 10% - забыть, как кошмарный сон
Другие актуальные новости