«Кубанский Репин» представил землякам новые работы о казачестве
Кубань-матушка не раз становилась главной темой творчества поэтов, писателей, композиторов, художников. Они посвящали ей фильмы, картины, песни и стихи, пропитанные собственными впечатлениями, любовью к ее земле и уважением к истории и людям, населявшим кубанские просторы, и современникам.
Вот и на полотнах краснодарского художника Геннадия Квашуры главные герои – казаки и казачки, соседи-адыгейцы, как автор сам называет их любовно – кунаки, а также жизненный уклад земляков, которым он «пропитывался» с детства.
Уроженец станицы, прославленной самим Репиным, знаменитой Пашковской, с детства видел и находился в центре жизни своего народа со свадьбами, работой, проводами в армию, рождением детей, с залитыми солнцем улицами. И именно это ощущение полноты жизни выражает на своих полотнах Квашура.
В 1973 году Геннадий Тихонович окончил художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета и на следующий год поступил учеником в мастерскую к Юрию Скорикову. Безмерная благодарность автора наставнику, своему, можно сказать, другу, с которым бок о бок они трудились 20 лет, выразилась в нескольких портретах и в сюжетах некоторых картин.
Талант, любовь к родине, образование дали возможность Геннадию Тихоновичу увидеть, почувствовать «изюминку» Кубани. Квашуру недаром называют «кубанским Репиным». С автором картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» нашего земляка роднит не только тяга к созданию жанровых и исторических картин, но и восхищение силой духа народа.
Ознакомиться с творчеством Геннадия Квашуры можно на персональной выставке в художественного музея им. Коваленко, занявшей сразу два зала. На ней представлены картины прошлых лет и новые. Среди прежних наибольший интерес вызывает работа художника «Переселение черноморских казаков на Кубань».
От замысла произведения до последнего мазка кистью автора прошло 28 лет. Геннадий Квашура писал ее с 1977 по 2005 год. Работа над идеей эпической картины продвигалась трудно – годы дум над композицией, образами, сравнения набросков совместно со своим учителем Скориковым. Размер полотна – почти 7 на 3 метра – позволял работать только в мастерской в поселке Пашковском. Сотни эскизов, проработка фигур, лиц, фона, пейзажа – все это спустя 28 лет вылилось в конечную работу, представшую перед глазами зрителя.
На полотне изображено реальное историческое событие. После подписания императрицей Екатериной II Жалованной грамоты о даровании Черноморскому казачьему войску земель между рекой Кубань и Азовским морем в июне 1792 года, началось переселение запорожских казаков. Продолжалось оно в два этапа – морем и сушей. Уже 25 августа 1792 года на берег Тамани морем на весельных лодках прибыла первая тысяча казаков-добровольцев.
Спустя время, в 1793 году, отправилась покорять новые территории уже пешим ходом через Ейские лиманы большая часть переселенцев. Около 17 тысяч человек, не считая женщин и детей (таковы были обычаи того времени), вступили на новые земли.
На картине Геннадия Квашуры изображены утомлённые долгой дорогой переселенцы. Художник даёт возможность зрителю всмотреться в лица, угадывая состояние героев, надежды, с которыми они связывали свое будущее. Автор детально описал одежду переселенцев, православные кресты на груди казаков, пороховницы, трубки, оружие. И стар и млад отправлялись в неизвестность, взяв с собой лишь толику того, что имели. Впереди шествия казак, который твердо ведёт он за собой многолюдное войско, готовый к опасности и неожиданным поворотам судьбы.
Тема освоения подаренных казакам земель продолжается в картине «Жеребьевка. Образование кубанских станиц». Работал Квашура над полотном на протяжении пяти лет. Оно меньше, чем «Переселение», его размер – 5 на 3 метра, однако количество казаков уже ощутимо пополнилось. Посвящена работа событиям 1794 года, когда после образования войскового города Екатеринодара казаки стали распределяться по куренным селениям – станицам.
Действие происходит перед войсковой церковью, а на заднем плане уже не безликая вереница изможденных походом людей, а ряды казаков со знаменами и иконами, казачек с детьми, и все они замерли в ожидании решения атаманов Захария Чепеги и Антона Головатого. Помимо них на полотне запечатлен войсковой писарь Тимофей Котляревский. Они трое сидят.
На лицах героев картины – глубокая задумчивость. Они серьезно изучают документы и карты, понимая всю ответственность за свой народ и его будущую жизнь.
Всего на выставке представлено более 90 работ мастера, часть из которых написана в период с 2019 по 2022 год. Среди них – виды Пашковки, родные улочки Геннадия Тихоновича, этюды, зарисовки реки Кубань, пейзажи Краснодарского края, в том числе и морские, а также автопортреты, портреты родных художника и известных личностей Краснодара.
Отметим, что Квашура часто изображает своих близких, знакомых, пишет образы соседей, как бы запечатлевая их в разных обличьях и в разных эпохах. Например, автор может «одеть» соседку или жену в национальный костюм, изобразить ее в нарядном платке с украшениями или в рабочей одежде.
Некоторые из работ выставлены на суд зрителя впервые. Одной из них является картина «Уборка свеклы», созданная автором в 2022 году. Примечательно, что на этом холсте все 11 героинь, кроме одной, имеют реальный прототип.
Название полотна говорит само за себя, но Квашура не случайно обратился к этой теме. Он изобразил не просто процесс сбора богатого урожая, но раскрыл особую тему - тему женского труда. Автор, можно сказать, прославляет женщину-труженицу, занятую на работах в полях.
На полотне работницы в ватниках и сапогах заняты сбором свеклы на поле. Перед ними – кагат буряка, позади – пустое поле, а это значит, что работа подходит к концу. Следует отметить, что сбор свеклы на Кубани проходит поздней осенью, а это значит, что земля уже остывшая, она раскисла от дождей. Это – поистине тяжелый труд.
Несмотря на это, на лицах женщин нет и тени усталости, а только улыбки: видно, что женщины довольны результатами своего труда. Кто-то из работниц срезает со свеклы сочную ботву, кто-то хвалится размером урожая.
Вот так, мазок за мазком, «кубанский Репин» пишет историю Кубани от 18 века и до наших дней. Выставка Геннадия Квашуры, посвященной 85-летию со дня образования Краснодарского края и 230-летию высадки казаков на Кубани, будет работать до 25 сентября. Уверены, что ее должны посетить как взрослые, так и дети, чтобы воочию увидеть и прочувствовать историю родной земли.
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.
Другие новости этой же рубрики