В конце 20-го года глава Роспотребнадзора Анна Попова объявила, что всем нам следует принять ограничения, связанные с пандемией, как новую нормальность. Тем более, что статистика заболеваемости растет. Одним из таких ограничений стало обязательное ношение масок: на работе, в магазине, в многолюдных местах. Дышать свободно и легко стало возможно только ночью.
Большинство эти правила игры приняло. Только вот смириться с тем, как они безобразно выполняются теми же работниками супермаркетов и что никоим образом не контролируются властью и Роспотребнадзором, не у всех получается.
Как известно, в соответствии с новыми реалиями «безмасочных» покупателей магазины не обслуживают, но чтобы не терять прибыль, на входе в крупные супермаркеты людям обычно предлагают бесплатные средства защиты. Их изготавливают сами сотрудники магазинов прямо на кассе. Одной рукой окунают салфетки в раствор с антисептиком, другой трогают деньги и шелестят пакетами. Или доверяют это важное дело охранникам. И не суть, что «изготавливаются» средства защиты в антисанитарных условиях.
Требованиям ГОСТ 12.4.293-2015 («Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Маски. Общие технические условия») и ГОСТ 12.4.294-2015 («Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей») все эти «самоделки», конечно, не соответствуют. Но в постановлении губернатора, размещенном на сайте администрации края, говорится, что в общественных местах помимо масок и респираторов, разрешены «иные их заменяющие текстильные изделия». Выходит, что инициатива руководителей крупных торговых сетей выдавать маски всем посетителям законна, а в условиях пандемии даже похвальна. Вот только не все гости хотят надевать на лицо салфетки с прорезями для ушей:
- Это просто тряпочка, для протирки рук, поверхностей, чего угодно, но никак не для лица! Был случай, когда на меня в магазине накинулись сразу пять человек, обзывали по-разному, внучкой Ильича, агентом США, потому что я не хочу это надевать, - говорит Татьяна Кудырко. - В магазине у дома продавец только что вела расчет, и тут же грязными руками протягивает мне маску... Жалобной книги у нее нет. Пришлось сказать, что сейчас включу запись, напишу заявление в Роспотребнадзор, и проблемы будут у вас, а не у меня. В итоге она мне уступила.
В жизни Татьяны конфликты из-за масок происходят достаточно часто, потому что она старается их не носить. В маске ей становится нехорошо. Но кассиры, таксисты, вахтеры и охранники не всегда готовы вникать в проблемы каждого посетителя. Штрафы, вычитаемые из их зарплат, добавляют эмоций в ситуацию.
- Как-то я пришла в МФЦ, там вахтерша очень грубо со мной разговаривала, принуждая надеть маску. Я включила съемку, громко сказала, что в маске задыхаюсь. Спросила, готова ли она взять на себя ответственность, если мне станет плохо? - рассказывает Татьяна.
К сожалению, «масочное» законодательство не предусматривает каких-либо поблажек, к примеру, для аллергиков, сердечников или людей, имеющих хронические заболевания дыхательных путей. Соответственно, врач может посоветовать пациенту больше дышать свежим воздухом, а вот выписать справку о том, что носить маску ему противопоказано — нет.
Зато у охранников и вахтеров в связи с пандемией появились новые рабочие обязанности: мерить температуру, напоминать посетителям о масках. Иногда перед сотрудниками стоит дилемма: получить штраф за обслуживание «безмасочника» или, в случае чего, быть готовыми понести ответственность за чужую жизнь и здоровье. Наказание рублем все же стимулирует к проявлению тведрости на рабочем месте, а то и инициативы, которая кажется посетителям унизительной.
Ольге Бобруйко и без маски дышать тяжко - искривлена носовая перегородка. Ольга Николаевна расстроена из-за неприятного случая на почте:
- Вообще не дышу носом, могу только ртом. И когда надеваю маску, мне с сердцем нехорошо становится. Да и возраст такой... Пришла на почту за письмом, так мне его не отдали, потому что я была без маски. Я объяснила свою медицинскую проблему. Сотрудница почты стала названивать своему начальству, а потом требовать с меня документ, чтоб удостовериться в моих диагнозах. Я говорю ей: «Я куда пришла, в медучреждение или на почту? Вы какое право имеете смотреть мою медицинскую справку?». Она отвечает: «Без этого письмо вам не дам».
А вот Ольга Проценко добилась обслуживания в Пенсионном фонде только после долгой беседы на тему законности полномочий охранника.
- Мне в Пенсионном говорят: «Ну что вам, трудно что ли маску надеть?». Да, мне трудно! Я сразу вся мокрая, задыхаюсь, у меня тахикардия, - говорит Ольга Васильевна. - Меня не пускали без маски и измерения температуры. Я охраннику сказала, чтоб он предоставил свои должностные инструкции и аттестацию медработника. Чтоб мне знать, на кого потом писать жалобу. Он ответил, что ему начальство приказало не пускать без маски. Но они ведь не имеют права отказать мне в услуге. Я сказала, чтоб вызвали тогда сотрудника. Говорю, хоть на коленке, но должны меня обслужить. И да, меня потом в первом кабинете приняли.
Оксана Мельниченко тоже проявила настойчивость, когда сопровождала в больницу отца. Маски на ней не было, зато она закрыла лицо косынкой. По словам Оксаны, врач несколько растерялась, увидев посетительницу в такой «маске», а затем отказалась вести прием.
- Она сказала, что это не маска, а ковбойский платок. Но в постановлении губернатора написано про «иные текстильные изделия», так чем моя «маска» тогда отличается от любой другой? Рот закрыт, нос закрыт, к лицу прилегает... В итоге приехала полиция, стали разбираться. Я процитировала им постановление. Конечно, я была на эмоциях, стала записывать происходящее на видео, ведь за то время, что я с ними там сидела, с моим отцом могло произойти все что угодно! Полицейские отводили меня в сторону, дошло до того, что меня шантажировали: «Вас примут, если вы удалите видео». Писать заявление я не стала.
Выходит, что продуктивное решение любого конфликта, связанного с масками, во многом зависит как от воли случая, так и от юридической осведомленности сторон. За прошедший год вышло так много поправок, законодательных актов и постановлений, что запутаться очень легко. Константин Куликовский постарался максимально вникнуть в разные аспекты «масочного» законодательства, когда столкнулся с тем, что его отказались обслуживать в магазине без средства защиты.
- Выставляя товары на полки, магазин предлагает заключить публичный договор. Любой, кто приходит в магазин, берёт товар с полки и несёт его к кассе, выражает своё намерение заключить договор, - рассуждает Константин, ссылаясь на ст.426 ГК РФ. - Кассир обязан принять оплату и передать товар покупателю согласно статье 492 ГК РФ. Требовать дополнительные условия для продажи товара магазин не имеет права, это попадает под пункт 2 статьи 14.8 КОАП и несколько статей УК РФ. Я не хочу, чтоб нарушали мои права, и если их не исполняют, то стараюсь взять их сам. Когда мне отказывают в обслуживании на кассе из-за маски, я отвечаю, что принимаю публичный договор, сам посчитал на калькуляторе стоимость товаров с ценников и готов оплатить покупку. Если товар не пробивают, я заявляю, что чек мне не нужен. Закон не обязывает дожидаться выдачи чека. Кладу деньги на кассу и ухожу, предлагая продавцам обратиться в полицию, если я что-то нарушил.
Два раза Константин писал на продавцов заявления в полицию об отказе в обслуживании. В ответ полицейские составили рапорты за отсутствие маски по материалам его же заявлений. При этом в одном случае состава административного правонарушения в его действиях не нашли, а по другому составлен протокол.
Мужчина уверен, что в тонкостях масочной «юристики» разобрался и уверен в своей правоте.
- Есть два основных нормативно-правовых акта: ФЗ-68 - «О защите населения от ЧС», а также Постановление правительства № 417 - «О правилах поведения в режиме ПГ или ЧС». В последнем указано, что «граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты» только «в случае их предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, органами самоуправления и организациями» и только «при введении режима повышенной готовности или ЧС» - цитирует Константин. - А так как никакие средства индивидуальной или коллективной защиты гражданам не предоставляются, значит и нарушений каких-либо норм быть не может. К тому же режим повышенной готовности правительством не вводился, а субъекты РФ в лице губернаторов не могут устанавливать правила, противоречащие тем, что установлены правительством.
Виктор Зеленский, которому отказали в обслуживании в «Магните» из-за отсутствия маски, составил претензию на имя генерального директора сети Яна Дюнинга и написал обращение в юротдел, предложив выйти на очную дискуссию. Ответа пока не получил. Но составляя претензию, Виктор Николаевич обратил внимание на то, что в январе 2020 года постановлением Правительства РФ № 66 были внесены изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих — он дополнился пунктом 16: коронавирусная инфекция «2019-nCoV».
- Это официально утвержденное название. Во всех документах, кроме постановления №5 Поповой и №129 губернатора, значатся другие аббревиатуры: «COVID-2019», «новая коронавирусная инфекция» или «COVID-19». В текстах постановлений №178, 185, 188, 255 — связанных с инфекцией, названия не соответствуют оригиналу. Я звонил на линию Роспотребнадзора, чтоб уточнить, внесены ли остальные аббревиатуры в официальный перечень заболеваний. Ведь если нет, то эти постановления не имеют никакой юридической силы, учитывая также то, что на сайтах администрации края и даже на pravo.gov.ru они размещены без подписи главы администрации, - рассуждает Виктор.- Внятного ответа от Роспотребнадзора я тоже не услышал.
Пандемия и ограничения — условия новые для всех участников «масочных» споров. Что мы имеем? В магазине предлагают всего лишь прикрыть лицо салфеткой, тогда как в больнице принимают только в медицинских масках. На почте почему-то требуют справку с указанием диагноза. А что касается магазинов - полиция не всегда видит нарушения, даже когда дело касается двух аналогичных ситуаций с покупателем без маски на кассе. Двойственные ситуации, связанные с тем, как именно выполняются требования Роспотребнадзора, толкают людей на изучение законов. Истории тимашевцев — показатель того, что «масочное» законодательство трактуется в каждом отдельном случае очень вольно, порождая новые и новые недопонимания.
В Сочи охранник магазина разбил машину таксиста без маски, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.