30.06.2020 16:00
О конфликтах с папуасами и охоте на летучую лисицу
Участник одного из этапов кругосветной научно-спортивной экспедиции Огненный пояс Земли Андрей Еньшин рассказал Живой Кубани о том, какие ощущения испытывал, находясь рядом с вулканом, какой на вкус суп из хвоста кенгуру, и чем опасны папуасы.
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Участник одного из этапов кругосветной научно-спортивной экспедиции Огненный пояс Земли Андрей Еньшин рассказал Живой Кубани о том, какие ощущения испытывал, находясь рядом с вулканом, какой на вкус суп из хвоста кенгуру, и чем опасны папуасы. Экспедиция Огненный пояс Земли стартовала в феврале 2011 года. Как известно, кубанские путешественники поставили цель - за 900 дней преодолеть Тихоокеанский вулканический пояс Земли, побывав при этом на огненных вершинах 19 стран. Расскажите подробнее о команде, об идее путешествия. Инициатором экспедиции стал кубанский путешественник Константин Мержоев. Идею о том, чтобы пройтись по самым интересным вулканам мира, он вынашивал около десяти лет. Подготовив проект, Мержоев представил его на рассмотрение Русскому географическому обществу. Идея членам общества понравилась, и грант на экспедицию вручал лично Владимир Путин, являющийся председателем Попечительского совета. Научная цель экспедиции - фотокаталогизация вулканов Тихоокеанского огненного пояса Земли, их подробное описание. Спортивная цель - беспрерывно, за 900 дней, обойти земной шар, используя только спортивные способы передвижения: лыжи, снегоходы, велосипеды и парусный катамаран. В данный момент экспедиция находится где-то в районе Курильской гряды. Изначально команда состояла из шести человек. Однако планировалось, что люди будут присоединяться на разных этапах экспедиции. Например, на водном этапе был привлечен шкипер, так как другие участники опыта хождения под парусом не имели. Причем шкипер - Юрий из Новосибирска - прыгнул из одной кругосветки, которую он совершал вместе с известным путешественником Анатолием Куликом, сразу в нашу. Кстати, Кулик как раз специализируется на водных путешествиях, а еще строит катамараны. Он и нам построил катамаран, а затем из Новосибирска отправил почтой. Уже на месте мы собирали судно, как конструктор. Что вас подтолкнуло принять участие в этой экспедиции? К моменту ее начала я только закончил университет (КубГАУ), и постоянной работы пока не было. По специальности я программист и, по большей части, занимался тогда фрилансом. Семью тоже не завел, соответственно, был свободен, как ветер. Мне, конечно, хотелось путешествовать. Я давно занимаюсь в туристическом клубе Вертикаль при вузе, часто бываю в горах. И тут я услышал из наших кругов об Огненном поясе Земли, начал читать блог этих путешественников, а через время решился им написать. Я тогда подумал, а почему бы перед стартом карьеры и семейной жизни не прогуляться по миру? В своем коротком письме я представился, рассказал, чем занимаюсь, какой опыт имею, а также спросил о возможности присоединиться к экспедиции. Опыта подобных экспедиций у меня не было. Единственное, чем я мог похвастаться - это походами в горы у нас в крае, а также поездкой в Архыз. Была у меня и попытка восхождения на Эльбрус, правда, неудачная. Ответ на мое письмо был короткий, всего три слова: Ничего невозможного нет. Дальше у нас началась переписка, пару раз мы созвонились по Skype. В конце концов, мне сказали, чтобы я брал билеты и прилетал. Решили дать мне месяц испытательного срока, чтобы проверить, смогу ли я физически и морально выдержать. Далее меня уже перенаправили к московскому куратору, который помогал мне со сборами и визами. За 50 тыс. рублей я купил билеты до Чили - один туда, а второй - через месяц обратно. К счастью, обратный билет мне не понадобился. Как готовились к путешествию? В Краснодаре я приобрел велосипед, который был необходим для велоэтапа в Южной Америке. Также взял с собой минимальное туристическое снаряжение: спальник, обувь, одежду, кошки и ледоруб. Своих денег потратил не очень много. Накануне поездки я продал машину за 90 тыс. рублей, и этого вполне хватило, чтобы уложиться в бюджет. Из них 50 тыс. ушло на билеты, а 40 тыс. на все остальное - подлечить зубы, купить необходимую одежду и недостающие мелочи, а также заранее сделать визы в Австралию и Новую Зеландию. Какой вы в итоге преодолели маршрут? Где удалось побывать? За год и пять дней я посетил семь стран - Чили, Аргентину, Новую Зеландию, Австралию, Папуа-Новую Гвинею, Индонезию и Филиппины. С командой я встретился в Чили, а, точнее, в 200 км от города Сантьяго. Вдоль Анд мы прошли до конца континента - Огненной Земли, совершая при этом восхождения на вулканы. Далее начинался Архипелаг - там уже аргентинская территория. В Новой Зеландии мы пересекли два основных острова - Южный и Северный. Потом переправились в Австралию, оттуда - в Папуа-Новую Гвинею. Пересели на катамаран. Завершилось мое путешествие на Филиппинах. Какие функции вы выполняли в этой экспедиции? Изначально я был просто участником и ничего особенного не делал, помогал в силу своих способностей. Позже, когда мы попали в Новую Зеландию, я стал играть роль переводчика, так как в этой стране государственный язык - английский, а мой уровень его знания был выше, чем у остальных представителей команды. Когда же мы пересели на катамаран, на меня возложили функции завхоза, то есть я стал заниматься продуктовыми делами. Что вы ели, где ночевали? Питались тем, что находили в местных магазинах, на базарах и рынках. У нас было трехразовое питание, и ели мы четко по расписанию. С утра обязательно - молочная каша, в обед - что-то жидкое, а на ужин уже - как получится. Прибывая в новую страну, мы сразу же шли в магазин и прикидывали цены. Затем я, будучи завхозом, составлял список продуктов и предоставлял его шефу на утверждение. Он просматривал его, выбрасывал по необходимости слишком дорогие или некалорийные продукты, а уже из оставшегося списка составлялось меню на неделю. Продуктов закупали столько, сколько должно было хватить до следующего населенного пункта. Бывало, что и дней десять двигались без пополнения запаса, то есть с полными рюкзаками. Еду готовили по очереди, согласно графику дежурства. Сутки один готовит, сутки - второй, и так далее. Меню состояло из макарон, круп и других простых продуктов. В Южной Америке позволяли себе свежее мясо. В Австралии и Новой Зеландии перешли больше на консервы. Запомнилось, что очень трудно было достать гречневую крупу. Лишь однажды мы ее нашли и то по какой-то сумасшедшей цене. В Австралии удалось попробовать мясо кенгуру, мы варили суп из его хвоста. В Папуа-Новой Гвинее нас дети научили охотиться с помощью рогатки на летучую лисицу. Это такое животное, похожее на летучую мышь, но только с размахом крыльев около 80 см. Попадаешь ей в крыло, перебиваешь перепонку, и она сразу падает. По вкусу она напоминает нутрию. Еще на Филиппинах удалось попробовать такой фрукт, как дуриан. По запаху он напоминает вареный лук. Ночевали мы чаще всего в палатках, при этом старались выбирать места потише, чтобы никому не мешать. Иногда снимали комнаты в хостелах, чтобы привести себя в порядок: принять душ, постирать и воспользоваться Интернетом. В Австралии нас принимало посольство в Канберре. Мы там провели почти неделю. Потом с помощью сайта СouchSurfing нашли австралийца, который согласился нас приютить. Вообще, местные жители довольно дружелюбно нас встречали. Часто приглашали в гости, предлагали разместить палатки во дворе. А в Новой Зеландии, например, к нам присоединилась американка, которая путешествовала на велосипеде. Оказалось, что у нас совпадает маршрут, поэтому она два дня ехала вместе с нашей экспедицией. Наверняка было немало интересных случаев в пути. Что больше всего запомнилось? Наиболее запоминающиеся, интересные случаи были в Папуа-Новой Гвинее и связаны они, в основном, с папуасами. Встретили они нас очень хорошо. Для папуасов белые люди - это большая редкость, поэтому, когда мы причалили к острову, они высыпались на берег в большом количестве. Сразу помогли нам пополнить запасы воды, накормили. Однако первой же ночью произошел неприятный инцидент. Мы с Константином Мержоевым спали на палубе катамарана, буквально в нескольких шагах от мотора. Не знаю, как папуасам это удалось, но они бесшумно обрезали топливный шланг и куда-то унесли мотор. Мы проснулись от запаха бензина. Шеф у нас - мужчина горячий, поэтому он сразу схватил мачете и побежал в деревню. Мы постучались в первый же дом и начали объяснять вышедшему папуасу ситуацию. Когда я начал ему говорить, что надо пройти к нам на судно, чтобы разобраться, он просто выпрыгнул в окно и убежал в джунгли. Мы пытались его поймать, но у нас так ничего и не вышло. Мы вернулись на лодку и легли спать, в деревню снова пришли уже утром. Однако обнаружили, что все ее жители куда-то исчезли. Тогда мы отправились в соседнее поселение. Там мы объяснили, что если через час они не вернут мотор, то мы начнем ломать их лодки. А лодки для них - это все, так как рыболовство там - главный источник дохода. Через час на берегу собралось около 30 папуасов, но мотора, по-прежнему, не было. Мы уже вырубили себе копья и готовы были на все. Как только мы начали рубить первую попавшуюся лодку, нам вынесли мотор. Как выяснилось позже, они даже и не собирались на нас нападать. Просто у них есть такое убеждение, что у каждого белого есть на борту оружие, поэтому с ним не стоит связываться. Позже у нас было еще несколько конфликтов с ними. Папуасы и спасательные жилеты у нас крали, и из рогаток обстреливали. Несколько раз за путешествие мы попадали в шторм. У берегов Австралии нам пришлось два дня пережидать у берега. А на экваторе шквальный ветер сломал мачту и порвал парус катамарана. Это произошло в 80 км от суши, и хорошо, что у нас хватило бензина, чтобы добраться до земли. До этого путешествия вы вулканы уже видели? Какие ощущения испытываешь, находясь рядом с ними? До этого приходилось видеть только потухший вулкан Эльбруса. Рядом с вулканами ощущаешь природную мощь, начинаешь понимать, насколько люди беззащитны перед силами природы. Подходили мы к вулканам настолько, насколько позволяли условия, то есть задымленность, температура. Бывало так, что и заглядывали в кратер, как, например, в Чили. Что для вас в этом путешествии оказалось самым трудным? Тяжелее всего, наверное, было воспринимать поток информации, фиксировать все происходящее вокруг. Я вел бумажный дневник и каждый день заставлял себя писать. После тяжелого дня, когда с утра до вечера крутишь педали, хочется просто лечь и ничего не делать, порой даже готовить пищу и есть неохота. Но я все равно брал ручку и делал записи, так как знал, что в будущем эти заметки мне очень пригодятся. Если же говорить о самом легком, то проще всего, наверное, было влиться в коллектив. Самые тяжелые моменты путешествия были связаны не с физической усталостью, а, скорее, с моральной. Находиться с одними и теми же людьми большой промежуток времени - весьма непросто. Но нам повезло, у нас немалый опыт в этом деле имеет шеф - Константин Мержоев. Он не давал нам скучать. Небольшие конфликты, конечно, случались, но все как-то удавалось быстро уладить. Как эта экспедиция вас изменила? Что принесла нового в вашу жизнь? Что-то во мне точно изменилось. Вот только что именно, сказать трудно. Я думаю, что эти изменения больше видны окружающим, чем мне. Как говорилось раньше, во время путешествия я вел дневник. Теперь вот, хочу из этих материалов что-то сделать. Может быть, это будут путевые заметки, может, просто записи в блоге, а, может, и книга. Не планируете в будущем еще раз принять участие в подобной экспедиции? Появилось желание стать профессиональным путешественником? Нет, пока конкретных планов нет, но если что-то подвернется, то вполне возможно. А вот становиться профессиональным путешественником, наверное, не хотел бы. У меня сейчас немного другие планы - есть желание осесть, завести семью, заняться профессиональным ростом. Алексей ПЕРЕРВА, ИА Живая Кубань Фото из архива Андрея Еньшина.
Другие актуальные новости