Олег Жарко: Цивилизованный бизнес возможен только в благополучном обществе
Некоторые предприниматели узко понимают социальную ответственность бизнеса, заявляя, что они платят белую зарплату и налоги... На самом деле белая зарплата, социальные гарантии работников, уплата налогов и прочее - это закон. Россия все ближе подходит к членству в ВТО. По поводу обоснованности этого шага не утихают споры. Единственное, что объединяет и сторонников, и противников расширения деловых границ, - необходимость приведения бизнеса к международным стандартам. О том, каковы они - наш разговор с председателем Южного регионального комитета Ассоциации европейского бизнеса в РФ Олегом Жарко. Олег Юрьевич, чем занимается эта организация? Ассоциация объединяет более шестисот международных и европейских компаний, работающих в России. В качестве примера приведу одну цифру: более 80 процентов всех европейских инвестиций в российскую экономику сделаны компаниями - членами нашей ассоциации. И здесь очень важно понимать, что значение этих компаний заключается не только в инвестициях как таковых, но и в том опыте ведения бизнеса, который они приносят. Ассоциация в основном объединяет крупные и средние компании. Крупные корпорации ведут бизнес в очень многих странах мира на протяжении многих десятилетий. Получается бизнес с традициями. Ведение бизнеса в России отличается от общепринятых европейских стандартов? Безусловно, в каждой стране существует своя специфика: отличия в законодательстве, территориально-географический фактор и так далее. Более того, регионы нашей страны имеют различный уровень развития. Поэтому бизнес в России очень многообразен и интересен. А как у нас, на Кубани, приходится европейским бизнесменам? И вообще, в чем смысл членства в ассоциации? В Южный региональный комитет ассоциации входит 31 компания. Это солидное представительство. Чтобы понять значимость роли европейского бизнеса в кубанской экономике, достаточно упомянуть о таких корпорациях, как Бондюэль, Нестле, Кнауф, Клаас, Филип Моррис Интернешнл, Каргилл, банки Сосьете Женераль, Райффайзен, Юникредит и так далее. Понятно, что такие серьезные компании не станут тратить время на членство в ассоциации, если не будут имеет никаких выгод. В данном случае интерес компаний очевиден. Понятно, что у каждого предприятия есть своя специфика ведения бизнеса. Однако существует немало общих вопросов, в решении которых заинтересованы все члены организации. Например, ассоциация очень активно работает с органами власти на всех уровнях - от федерального до регионального и муниципального. При этом мы строим взаимодействие между европейским и российским бизнесом. Наша основная задача - создать возможности для профессионального и эффективного общения европейского бизнеса с потенциальными партнерами из российских деловых кругов, с властью, обществом. Ну и, конечно, не стоит умалять и важность общения между собой членов ассоциации, обмена опытом ведения дел в России. Является ли наличие иностранного капитала в компании непременным условием для вхождения в ассоциацию? Около 10 процентов членов ассоциации - российские компании. Однако для вхождения в нашу организацию им необходимо выполнить ряд условий. Например, предоставить рекомендации от двух компаний - членов организации. И, конечно, непременное условие - прозрачность и цивилизованные стандарты ведения бизнеса. Что входит в понятие социальной ответственности бизнеса? Некоторые предприниматели узко понимают социальную ответственность бизнеса, заявляя, что они платят белую зарплату и налоги - следовательно, несут социальную нагрузку. На самом деле белая зарплата, социальные гарантии работников, уплата налогов и прочее - это закон. Его соблюдение - обязанность, которая не обсуждается. Когда мы говорим о международных цивилизованных стандартах ведения бизнеса, понятие корпоративного социального партнерства является одним из непременных стандартов. Можно сказать, философией. Понятие это очень широкое, оно охватывает все процессы, происходящие между бизнесом с одной стороны, обществом и властью - с другой. А примеры можно? Ответственный подход к своим сотрудникам. Формирование культуры поведения на производстве, повышение уровня охраны труда. Очень актуальны природоохранные вопросы. Поэтому любая новация на производстве, которая ведет к улучшению экологической обстановки, тоже является социальной составляющей бизнеса. А благотворительность? Не нужно ставить знак равенства между благотворительностью и социальной ответственностью. Благотворительность - это часть корпоративного социального партнерства компаний, которые заботятся о своем стратегическом развитии. Тогда что заставляет компании заниматься благотворительностью? Это желание покрасоваться, уступить административному давлению? Абсолютно нет. Нужно четко и ясно понимать, что цивилизованный бизнес можно построить только в благополучном обществе. Неправильно бизнес противопоставлять обществу. Рассмотрим на примере. На предприятии работает полтысячи человек. Они члены общества. У них есть семьи, родные, друзья, которые в свою очередь тоже живут в социуме и составляют его часть. Это предприятие состоит в партнерстве с другими компаниями, где тоже работают члены общества. А потребители, на которых, собственно, и ориентируется весь бизнес? Деловая среда - это часть общества, а не отдельная закрытая структура. Поняв это, легко объяснить развитие института благотворительности в России. Бизнес помогает гражданам жить лучше, чтобы иметь возможность развиваться в благополучном обществе. Краснодар на протяжении последних лет лидирует в различных рейтингах по инвестиционной привлекательности. Ассоциация европейского бизнеса приложила к этому руку? Любая компания хочет работать в регионе, который не только имеет перспективы развития, но и реализует их. Если рассудить здраво, то представительство в Краснодаре мировых брендов уже является немаловажной имиджевой составляющей для столицы Кубани. Но этим мы не ограничиваемся. Больше года назад в нашем городе был создан консультативный совет по иностранным инвестициям при главе Краснодара. Это очень важно, потому что иностранные компании, которые решили выйти на краснодарский рынок, получили понятную европейскому бизнесу площадку для переговоров. В прошлом году наш региональный комитет впервые подготовил презентацию инвестиционного потенциала Краснодара и представил ее членам ассоциации в Москве. Логика проста: более шестисот крупных иностранных предприятий - это огромные возможности для региона. Мы заинтересованы в развитии города и целенаправленно влияем на формирование мнения о Краснодаре в деловом сообществе. Иван ПРЫТЫКА, газета Краснодарские известия
Другие новости этой же рубрики