Перейти к основному содержанию

Руководитель комитета ЗСК Анатолий Башинский: Здравоохранению нужны кадры и достойное финансирование

30.06.2020 15:59

Об успехах отрасли можно наглядно судить по демографической ситуации. По сравнению с 2006 годом, рост рождаемости в крае составил более 17%, а уровень смертности снизился на 8,1%. О ситуации в здравоохранении на Кубани и связанных с ней законодательных инициативах мы беседуем с председателем комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения, заслуженным врачом Российской Федерации, заслуженным врачом Кубани Анатолием Доминиковичем Башинским. В крае прошло масштабное обсуждение поправок в федеральный закон об охране здоровья. На какие проблемы обратили внимание на слушаниях кубанцы? Какие наиболее значимые поправки по итогам этих слушаний были направлены на федеральный уровень? Мы предложили установить в законе некоторые базовые положения для отрасли. В частности, оговорить вопросы оплаты труда медиков, соцподдержки медперсонала, работающего на селе, и страхования врачей, чья работа связана с угрозой жизни и здоровью. По итогам слушаний было внесено предложение дополнить проект закона нормой, согласно которой медицинское вмешательство без согласия больного осуществлялось бы как в отношении людей с психическими расстройствами, так и в отношении нарко- и алкозависимых больных. Стоит отметить также, что мы предложили закрепить за федеральной властью вопросы соцподдержки людей, страдающих социально значимыми заболеваниями и болезнями, которые представляют опасность для окружающих. При этом полномочия по оказанию первой помощи мы считаем целесообразным оставить за муниципальной системой здравоохранения. Еще одна важная поправка, которую предложили кубанские специалисты, - предусмотреть в законопроекте право местных властей расширять объемы предоставляемых медицинских процедур и лекарств, предусмотренных федеральными стандартами Кроме того, мы предложили оговорить в законе возможность оказания высокотехнологичной медицинской помощи не только в стационарных, но и в амбулаторных условиях. На последней сессии ЗСК было решено увеличить почти на три миллиарда рублей финансирование территориальной программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Уточнялось, что эти средства пойдут на увеличение подушевого финансирования лечения, а также на функционирование перинатального центра и повышение оплаты труда медицинских работников. Что еще финансируется по этой программе? В программе оговорены виды помощи, которые финансируются из краевого бюджета и средств фонда обязательного медицинского страхования, условия и сроки лечения. В ней указано, какие лекарства отпускаются бесплатно, а какие со скидкой, есть перечень учреждений, оказывающих бесплатную помощь, расписаны задания для них. Словом, этот документ регулирует все аспекты оказания бесплатных медицинских услуг. Благодаря дополнительному финансированию программы тарифы на медицинскую помощь в части оплаты труда увеличились на 6,5%, а подушевой норматив финансирования расходов на охрану здоровья при росте численности населения края вырос на 8%. Теперь он составляет 6 705,54 рубля на жителя, но пока это ниже федерального почти на тысячу. В развитие краевых медучреждений, таких как краевая больница и перинатальный центр, вкладываются серьезные средства. Как обстоят дела на периферии со строительством новых больниц, поликлиник? В последнее время мы активизировали работу в этом направлении. В 2009 году были введены в эксплуатацию новая поликлиника в станице Кавказской и реконструированная поликлиника в Славянске-на-Кубани. В прошлом году начали работу участковая больница в станице Горькая Балка Новопокровского района, две городские больницы в Сочи (в поселках Красная Поляна и Дагомыс), краевой перинатальный центр и поликлиническое отделение при нем, поликлиники в Красной Поляне, Геленджике и городе Гулькевичи. Общая проектная мощность построенных в 2010 году больниц составляет 387 коек, а поликлиник - 980 посещений в смену. В Сочи этом году введен в эксплуатацию стационар на 42 койки в горбольнице № 6, а в будущем здесь откроется новый хирургический корпус. До конца года в городе заработают инфекционная больница и новая поликлиника в поселке Веселое. В Краснодаре до конца года планируем ввести в эксплуатацию центр СПИД с поликлиникой. На 2011 год выделены 100 млн рублей на строительство 25 зданий амбулатории врача общей практики. В дальнейшей перспективе – построить новый лечебный корпус в больнице станицы Тбилисской, терапевтическое отделение в Кущевской ЦРБ и акушерско-гинекологический корпус в Кореновске, а также отремонтировать роддом в Усть-Лабинске. Большой объем ремонтных работ на объектах здравоохранения в 2011-2012 годах предусмотрен в рамках программы модернизации здравоохранения Краснодарского края. В крае есть проблема с оказанием помощи больным с острой почечной недостаточностью. На сессии в феврале было принято постановление, призванное ускорить работу в этом направлении. Депутаты не раз обращались к теме строительства и организации диализных центров. Как сейчас обстоят дела? Отделения краевого нефрологический центра сейчас работают в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, Армавире и поселке Тюменский Туапсинского района, всего они предоставляют 138 диализных мест. Проблема действительно стоит остро – больным из отдаленных городов и сел тяжело туда добираться. Поэтому решено построить в крае сеть диализных центров. В Краснодаре такой центр уже практически готов, сейчас там завершают отделку помещений. Принимать пациентов он начнет уже с апреля будущего года. Диализный центр площадью 2 тыс. кв. метров заработал в Армавире в июне этого года. Возводить такое учреждение в Новороссийске планируют летом 2012 года. В Сочи центр пока арендует помещения горбольницы № 4. Для жителей северных районов края откроется диализный центр в Тихорецком районе. Планируется, что он заработает уже в конце года в станице Фастовецкой. Еще один центр к концу года планируем открыть и в Ейске. Действие краевой программы Врачебные кадры для сельского здравоохранения на одной из сессий решили продлить еще на 5 лет – до 2020 года. Это обеспечит приток выпускников в село, но что заставит их там задержаться? Разрабатывают ли в ЗСК инициативы по социальной поддержке сельских медиков? Недостаток медицинских кадров сегодня действительно наиболее острая проблема здравоохранения. Показатель укомплектованности врачами в целом по краю в 2010 году составил 66,8 %. Кроме этого, наблюдается тенденция увеличения возрастного показателя медицинских кадров. Доля врачей в возрасте старше 50 лет составляет более 40%, а моложе 30 лет — 11,6%, в том числе в сельской местности — лишь 8,2%. Программа, о которой вы говорите, позволит обучить специально для работы в глубинке за все время ее действия не менее 730 врачей и провизоров. В ней же заложено, что не менее 150 специалистов ежегодно смогут повысить квалификацию и пройти переподготовку. В рамках программы Кубанский государственный медицинский университет уже подготовил три выпуска: в 2009 году – 40 выпускников, в 2010 году – 59 и в 2011 году – 68 выпускников. На сегодняшний день 28 молодых врачей уже приступили к работе в различных муниципальных образованиях края, остальные продолжают обучение в клинической ординатуре. Одним из способов преодоления кадрового дефицита в отрасли здравоохранения является обеспечение медицинских работников жильем. За 2009—2010 годы по муниципальным программам Жилище удалось выделить 180 квартир для кубанских врачей, еще 87 специалистам оплачивали аренду жилья. В этом отношении успешными можно назвать Отрадненский, Новопокровский, Северский, Павловский и Усть-Лабинский районы. В то же время в Горячем Ключе, Темрюкском, Туапсинском, Калининском, Ейском районах и в столице края за последние три года вообще не выделяли квартир медработникам. Решение этой проблемы мы держим на контроле. Какие новые законодательные акты в области здравоохранения сейчас готовит комитет? С какими инициативами планируете выступить? Все наши инициативы замыкаются на финансировании. Творческая работа законодателей всегда зависит от экономических возможностей региона. Я ни в коем случае не хотел бы заниматься популизмом и обещать то, чего пока не позволяет бюджет. Несмотря на то, что мы увеличиваем расходы в отрасли ежегодно, решить все проблемы сразу невозможно. Сейчас мы работаем над программой госгарантий оказания бесплатной медпомощи на будущий год, трудимся над законом о бюджете края. В числе первоочередных задач и определение прожиточного минимума пенсионера на будущий год. Какие законодательные инициативы по поддержке доноров крови разработаны в ЗСК? Чем отличается от предыдущего недавно принятый краевой закон о предоставлении льгот донорам крови В современной клинической практике редко применяется цельная кровь, на первый план вышли ее компоненты - плазма, тромбоциты, эритроцитарная взвесь и другие клетки. Но донорам, сдающим отдельные компоненты, все равно не избежать забора крови. Краевой закон, предусматривающий компенсацию в размере 450 рублей для всех, кто безвозмездно сдал кровь, был принят почти 10 лет назад. Он допускал узкое толкование понятия донор, что вызывало вопросы в практике применения этой нормы в случаях предоставления дополнительной денежной компенсации на усиленное питание. Недавно принятые поправки в документ привели терминологию в соответствие с федеральным законодательством. Теперь меры соцподдержки в полном объеме распространяются и на доноров компонентов. Улучшилась ли, по вашему мнению, ситуация в сфере здравоохранения на Кубани в последние годы? Какие успехи здравоохранения в крае вы можете отметить? Об успехах отрасли можно наглядно судить по демографической ситуации. По сравнению с 2006 годом, рост рождаемости в крае составил более 17%, а уровень смертности снизился на 8,1%. Успешным можно считать действие наших краевых целевых программ по здравоохранению. В этом году на них выделено 913,4 млн рублей. На эти деньги наши лечебно-профилактические учреждения оснащают новейшим медицинским оборудованием, внедряют на местах инновационные лечебно-диагностические технологии, повышают уровень профессиональной подготовки врачей, проводят большую профилактическую работу. С каждым годом растет объем оказанных медицинских услуг, что говорит о повышении их доступности. Развивать здравоохранение в дальнейшем нам поможет программа модернизации, которая весит 16,3 млрд рублей. С ее помощью, в первую очередь, мы рассчитываем создать на базе крупных учреждений специализированные медцентры – сосудистые, онкологические, травматологические, перинатальные и педиатрические, которые будут находиться в часовой доступности для жителей всех районов. Такая работа обойдется бюджету в 7 млрд рублей. Вторым направлением программы станет внедрение единой информационной системы в больницах и поликлиниках. На это предусмотрено более 800 млн рублей. Еще часть средств пойдет на внедрение стандартов оказания медпомощи. Благодаря всем этим мерам мы надеемся сформировать эффективную инновационную модель оказания медицинской помощи жителям, существенно повысить качество медобслуживания и улучшить состояние здоровья кубанцев. Анатолий Доминикович, вы много лет руководили районной больницей, скажите, почему вы решили стать депутатом? Не жалеете, что пришлось сменить практику на законотворческую деятельность? Я не ставил себе задачи — стать депутатом, мне пришлось это сделать. В начале 90-х здравоохранение в моем Кавказском районе, как и в крае в целом, находилось в плачевном состоянии, ситуация осложнялась неразберихой во власти. Когда в 1994 началась выборная кампания в ЗСК и представительные органы местного самоуправления, меня уговорили в ней участвовать руководители местных хозяйств и учреждений. Они надеялись, что, став депутатом, я смогу больше сделать для района. Я долго отказывался, но, в конце концов, уступил. А почему вы не соглашались? Я не карьерист. Я не рвался к власти, опасаясь заниматься работой, с которой тогда не был знаком. Считаю, что человек должен делать то, что у него хорошо получается. В развитие больницы я вложил много сил, за 10 лет мне удалось поднять материальную базу учреждения и сформировать отличный коллектив. Естественно, я сомневался, стоит ли все это оставлять. Но так сложилось, что я был нужен в другом месте, и я стал депутатом. Я занимаюсь этой работой уже 17 лет и ни о чем не жалею. Законотворческая работа - это постоянная учеба, постоянное самосовершенствование. Благодаря ей я стал другим человеком. Что самое сложное в вашей работе? Нет ничего сложнее, чем работа с людьми. Я веду прием граждан, встречаюсь с людьми на местах, инспектирую медицинские учреждения. Приходится встречаться с очень разными людьми и порой бывает сложно достичь взаимопонимания. Зачастую люди обращаются с такими просьбами, выполнение которых не входит в компетенцию законодателей. Еще тяжелее, когда мы не можем отреагировать должным образом на обоснованные просьбы, тогда возникает чувство нереализованности. Как человеку, знающему медицину изнутри, мне нелегко осознавать, что сегодня не все серьезные проблемы в отрасли возможно решить моментально. На днях вы отметили юбилей, за плечами у вас богатый опыт. Какие из своих достижений вы считаете главными? Я сохранил семью, вырастил двоих детей, дал им образование, сейчас у меня есть прекрасные внуки - вот главные мои достижения. И при этом я стараюсь быть полезным и жителям края. Во многом мне помогает мой врачебный опыт. Я вообще считаю, что в парламентах должны работать люди зрелые и мудрые. Потому что законотворчество – серьезный процесс, не терпящий суеты. Беседовала Анастасия ЛОТНИКОВА.

Другие новости этой же рубрики