Руководитель Краснодарского УФАС РФ Руфина Дегтярева: Иногда из единичных жалоб вырастают решения для всей страны
В 2010 году правомерность принятых Управлением решений была подтверждена Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ – это прецедентные дела, которые могут повлиять при рассмотрении аналогичных дел на территории Российской Федерации. Наши люди жаловаться не любят, считая хождение по инстанциям пустой тратой времени, и, к сожалению, для этого есть основания. А уж судебные тяжбы для многих сродни огромному потрясению. Между тем, деятельность одной государственной структуры доказывает, что обоснованные жалобы и долготерпение в поисках правосудия, могут решить очень серьезные вопросы в масштабах всей России. Живая Кубань встретилась с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Руфиной Дегтяревой. Руфина Викторовна, что значит прецедентные дела у антимонопольщиков? Много ли у вас их? Это дела, решения по которым оказывают влияния на ситуацию в бизнесе или социальной жизни и в нашем регионе, и по всей стране. Несмотря на то, что в практике управления большинство типичных дел, однако есть и прецедентные. И чтобы выиграть одно из них, нам потребовалось несколько лет. Заключалось оно в том, что Краснодаррегионгаз включил в публичный договор поставки газа штрафные санкции за суммарный объем газа, выбранного сверх нормы. Это при том, что правилами поставки газа уже был определен порядок оплаты за перерасход. Таким образом, компания навязывала потребителям невыгодные условия и нарушила Закон о защите конкуренции. Об этом нам несколько лет поступали десятки обращений, мы выносили предписания, но Краснодаррегионгаз все их обжаловал в суде - три инстанции приняли сторону компании. Однако наше управление пошло дальше и добилось признания своей правоты. Президиум Высшего Арбитражного суда России около пяти часов выносил решение и в итоге постановил, что включение штрафных коэффициентов в договоры на поставку газа неправомерно. После этого, согласно сведениям, распространенным СМИ ООО Межрегионгаз сообщил, что решается вопрос об отмене штрафов за перерасход газа по системе Газпрома. То есть, этот пункт сейчас исключают из договоров всех покупателей газа на территории России, в том числе для жителей Краснодарского края. Власти страны отмечают возросшее количество нарушений, связанных с тем, что на хозяйствующие субъекты возлагаются функции органов власти. Как с этим дела обстоят в Краснодарском крае? Всего за первое полугодие этого года Краснодарское УФАС России по статье закона, запрещающей ограничение конкуренции со стороны органов власти, возбудило 19 дел. В 13 случаях были приняты решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства, в том числе выдано восемь предписаний : шесть из них исполнены, два – в стадии исполнения. В этом году мы выиграли интересное дело. Возбуждено оно было еще в 2008 году в отношении администрации города Сочи. Было выявлено нарушение ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции. А именно: администрация курорта наделила МУП Городской центр по земельно-имущественным отношениям функциями и правами органа власти. Мы выдали предписание разграничить полномочия. Однако администрация города обжаловала это решение в Арбитражном суде Краснодарского края, который решил, что антимонопольный орган превысил свои полномочия и отменил акты. После рассмотрения апелляционной жалобы управления Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд нас не поддержал. Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа это решение также оставил в силе. Тогда мы подали заявление в Высший Арбитражный суд РФ – в итоге решения всех трех инстанций, в которых мы проиграли, были отменены, суд признал нашу правоту. Это прецедентное дело на всю территорию России. Это решение было очень важным для простых граждан, потому что, если органы власти предоставляют услуги населению бесплатно, то МУПы берут с потребителей за это деньги. В результате по истечении двух лет обжалования администрация Сочи, наконец, выполнила наше предписание. Недавно Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области оштрафовало ОАО ЮТК за необоснованно завышенную абонентскую плату за услуги доступа к сети Интернет. Какие у Кубанского УФАС взаимоотношения с этим оператором? Мы возбуждали аналогичное дело ранее, чем Ростовское УФАС России, когда ЮТК установила различную плату для абонентов разных городов и районов края. Однако если в Ростовской области компания решила обжаловать предписание антимонопольного органа в суде, то наши требования она выполнила. Штраф оплатила. В июне этого года Арбитражный суд Краснодарского края также удовлетворил очередные требования УФАС в отношении ЮТК. При этом решение по делу является прецедентным. И оно улучшит положение абонентов Интернет- услуг ЮТК. К нам обратилась потребитель, возмущенная действиями оператора. Речь идет о том, что компания включила в публичный договор на оказание услуг широкополосного доступа к сети Интернет по технологии ADSL условия, согласно которым абоненты в случае задолженности или желания временно не пользоваться Интернетом в период отключения услуги, помимо оплаты за резервирование порта — около 100 рублей - должны вносить оплату в полном объеме по тарифу за оказание услуг доступа в Интернет. Таким образом, ЮТК нарушило закон О защите конкуренции. УФАС выдало компании предписание, та обжаловала его в суде. Требования антимонопольного органа в итоге остались в силе, теперь ждем разбирательств в апелляционной инстанции. Такие жалобы еще поступают. Если и в очередной раз УФАС докажет свою правоту, то поскольку решение суда публично, компании, скорее всего, придется изменить договоры не только для конкретного абонента, а для всех своих клиентов. А можно ли выделить сферу, в которой обращений и жалоб поступает больше всего? В этом году жалоб поступило гораздо больше, чем в прошлом. Какое-то одно направление выделить трудно. Так, к примеру, только от участников размещения заказов было рассмотрено в первом полугодии 2010 года - 267 жалоб. Из них 116 были признаны обоснованными (выдано 76 предписаний), а 151 жалоба – необоснованной. Возбуждено более 500 дел о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о размещении заказов, выдано постановлений о наложении штрафов на сумму более 6 миллионов рублей. Большинство нарушений, за которые должностные лица заказчиков привлекались к административной ответственности, связаны с нарушениями сроков подписания договоров с победителями торгов, с необоснованными отказами конкурсной комиссией в заявке на участие в торгах, также с тем, что конкурсная документация не соответствует законодательству. Масса дел рассматривается в энергетике. Так, в конце мая Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал законность предписания Краснодарского УФАС в отношении компании Кубаньэнерго. Дело в том, что эта компания выдала технические условия гражданину на присоединение энергопринимающего устройства жилого дома к электрическим сетям, причем возложила на него обязательства установить трансформаторную подстанцию и протянуть высоковольтные линии. А эти требования противоречат актам, действующим в электроэнергетике. Мы выдали предписание об устранении нарушения, однако, компания оспорила его в суде. В итоге мы дело выиграли и оштрафовали Кубаньэнерго почти на один миллион рублей. Предписание после этого они исполнили полностью. В последующем в управление не поступало обращений на аналогичные действия ОАО Кубаньэнерго Краснодарскому УФАС часто подолгу приходится отстаивать свою позицию в суде... С 2008 года длится бензиновая эпопея. Управлением были пресечены согласованные действия, выразившиеся в установлении розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на одном уровне. Указанные действия были совершены крупными игроками рынка нефтепродуктов – ООО Лукойл- Югнефтепродукт, ОАО НК Роснефть - Кубаньнефтепродукт, а также иными субъектами не входящими в группу лиц с вертикально интегрированными компаниями. В судебных разбирательствах, которые длились на протяжении двух лет, крупные компании для защиты своих интересов привлекали представителей головных компаний Лукойл, Роснефть, борьба тогда была, как говорится, не на жизнь, а на смерть. Нам было очень сложно доказывать свою правоту - для России это были новые дела. Все же мы выиграли все инстанции. Компании были оштрафованы примерно на один млн. рублей каждая. А какое дело будет рассматриваться в ближайшее время? По какому поводу снова придется встретиться в суде? Слушание по одному из интересных дел состоится 18 августа в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа: УФАС против ОАО НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт и ООО Лукойл-Югнефтепродукт. В 2009 году компании уже не стали устанавливать цены на одном уровне – разница сначала составляла одну копейку, а затем уже 20-30 копеек по различным маркам бензина. Однако в июне прошлого года Роснефть-Кубаньнефтепродукт и Лукойл-Югнефтепродукт начали резко поднимать цены. В феврале все было спокойно: нет посевной, нет туристов, и цены не растут, а в июне обе компании одновременно, с разницей в один-два дня, три раза повысили цены на 50 копеек, то есть, в сумме на 1,5 рубля. При этом руководство компаний в суде заявило, что это всего лишь лояльное повышение цен по отношению к потребителям и в ограничении конкуренции они не виновны. УФАС же отстаивает такую позицию, что если бы компании не вели себя так синхронно и однотипно, то мы наблюдали бы здоровую конкуренцию, естественный отток-приток потребителей от одной компании к другой. В данном же случае нарушено антимонопольное законодательство. Две инстанции по этому делу мы проиграли. Суд постановил, что раз это коммерческие предприятия, а цены на бензин государством не регулируются, то они могут увеличивать их согласно своей ценовой политике. А какие штрафы грозят Роснефть-Кубаньнефтепродукт и Лукойл-Югнефтепродукт в случае поражения? Штрафы большие - 22 млн рублей Лукойлу и более шести млн рублей Роснефти. А если и в этот раз суд не примет сторону УФАС? Мы будет отстаивать свое решение и подадим жалобу в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В случае признания неправомерности решения Управления, данные компании, которые оказывают влияние на состояние конкурентной среды на розничном рынке нефтепродуктов, смогут беспрепятственно осуществлять одновременное повышение розничных цен на рынке нефтепродуктов Краснодарского края. Но мы в любом случае продолжим отстаивать интересы потребителей и осуществлять контроль в рамках антимонопольного законодательства. Справка Управление Федеральной антимонопольной службы по Кранодарскому краю (Краснодарское УФАС России) осуществляет свою деятельность с января 1992 года. Управление осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу). С 1 ноября 2007 года руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю является Руфина Викторовна Дегтярева . В антимонопольном управлении работает с февраля 1992 года. Имеет награду Почетный работник антимонопольных органов. Айгуль ТРОФИМОВА.
Другие новости этой же рубрики