Перейти к основному содержанию

Скульптор Александр Аполлонов: Хочу создать сатирическую серию

30.06.2020 15:59

Смотрю на женщин, которые на базар приходят с копейками в руках и думают, глядя на цены: купить – не купить? И на тех, что в должностных креслах сидят. Контраст сумасшедший! О том, что сегодня тревожит автора знаковых для Кубани скульптур Александра Аполлонова, о чем болит душа мастера, он рассказал на встрече с журналистами в пресс-центре АиФ-Юг. Власть и сатира Александр Алексеевич, как известно, ваши отношения с властью испортились в период создания Екатерины Второй. Вас заподозрили в растрате бюджетных денег… Скажу сразу: моя совесть чиста. Над памятником я трудился еще с 1975 года вместе с покойным Виталием Бардадымом, известным писателем и краеведом – он консультировал и подсказывал. Когда мне доверили госзаказ, решил сделать все по уму. Никак не думал, что творчество ляжет в юридическую плоскость. Если вспомнить, воссоздание Екатерины Великой – было главным условием передачи на Кубань из США казачьих регалий. В свою очередь, администрация потребовала сделать работу в короткий срок и за минимальную сумму. Попытался возразить, тогда и посыпались обыски, проверки. Но, как оказалось, предъявлять мне нечего - и это подтвердили следственные органы. Немногие знают, что сегодня скульптура, хоть и открыта, но до конца не готова. Часть деталей находятся у литейщиков: это два трехглавых орла, которые должны занять свое место на фонаре, и огромный картуш для постамента… Вы передали авторские права на Екатерину и ряд других скульптур, символизирующих Кубань, английской фирме. Считаете, правильно поступили? А что мне оставалось? Мою незаконченную работу через суд пытались передать другому скульптору. Да, абсурдно, что кубанскую символику сегодня защищают англичане. Но, видимо, только так у нас можно заставить считаться с автором. Поразительно, в нашем государстве люди, призванные служить закону, его же и нарушают. Сатирическая скульптура Чиновница-мутант, которую не так давно запретили на выставке в Сочинском художественном музее, это ваша месть конкретным лицам? Бог с вами! Это собирательный образ. Вообще, есть идея создать сатирическую серию. Смотрю на женщин, которые на базар приходят с копейками в руках и думают, глядя на цены: купить – не купить? И на тех, что в должностных креслах сидят. Контраст сумасшедший! Руки так прямо и тянутся к глине… Город и творец Как вам живется сейчас? Что нового творите? Вся эта история, конечно, не прошла бесследно. Когда закончились суды, наконец расслабился и… слег с инфарктом. Но ничего, оклемался, как видите. Вернулся к работе. Правда, официальных заказов у меня больше нет. Выполняю в основном частные, меценатские. В данный момент работаю над Аллеей Героев России, большую серию делаю по Отечественной войне 1812 года: Петр Багратион, Надежда Дурова, Александр Первый… Все останется на Кубани? Нет, скульптуры уедут за пределы края. Здесь плоды моего творчества не нужны. Полгода работал над Поддубным для Ейска. Но в конкурсе выиграл московский скульптор… А у вас нет желания уехать? Зачем? У меня здесь похоронены мать, отец. Здесь живет моя семья: супруга, сыновья, внуки. Работаю на этой земле уже 35 лет. 40 памятников моих по городу. Не представляю себя без Краснодара. Кстати, как отнеслись к идее переименования города? Да замечательно! Представьте, отец с матерью дали вам одно имя, а потом пришли самозванцы и нарекли вас по-своему. Раз сегодня совершаются попытки воссоздать и сохранить исторический облик города, было бы правильно вернуть и родное название. Очень понравилась идея двойного наименования краснодарских улиц: современное и историческое. Дальновидное решение. Искусство и время Какие нынче времена настали для скульптора? Слабое внимание к профессии, творчеству. База, от которой отталкивались начинающие скульпторы в советское время, сейчас уже почти разрушена. Выбирая между художником-скульптором и дизайнером, несложно догадаться, какой специальности отдает предпочтение молодежь. Недавно был на открытии выставки в честь известного художника Ката в Майкопе. Публика собралась с проседью на висках, молодых людей я там так и не увидел… Удручает и то, что нас убрали из градостроительных советов. Выходит, вопросы возведения памятников решают не совсем компетентные лица. Как оцениваете работу современных кубанских мастеров? То, что вижу на наших улицах, порой удручает. И дело тут не столько в скульпторах, сколько в чиновниках. Им откуда знать все тонкости нашей работы? Мне, например, на моих казаков год дали, а ведь не объяснишь, что хорошая работа требует времени. Сейчас все лепят по принципу: хотите Суворова за неделю? Получите. За два месяца запорожцев? Не проблема. И потом эта вещь стоит сырая где-нибудь на площади. Люди, привыкайте! И люди привыкают. Вот откуда появился под Святой Екатериной разбитый колокол!? Это вообще антироссийская вещь. Признак развала, раскола семьи, общества. Так и хочется крикнуть в ответ: не разбивайте страну! Не зря же во все времена к скульптуре, особенно к символам, относились трепетно, с осторожностью. Ведь все эти образы действуют на подсознании и рано или поздно срабатывают. Часто ли вам в общении приходится сталкиваться с такими понятиями как честь, совесть? Пришел к выводу: сделал человеку должное и будь что будет. Другого варианта не вижу. Сегодня все больше среди нас неинтеллигентных, необразованных, больных властью и деньгами. Самая большая беда общества в том, что теряется стремление к духовным знаниям. Все пытаются что-то урвать, на чем-то и ком-то нажиться. Чего лично вам не хватает? У меня есть две мечты: создать музей слепков и чтобы судьбы наши зависели от порядочных и грамотных людей. Ирина БОГДАНОВА, газета Аргументы и Факты-ЮГ. Досье Александр Алексеевич Аполлонов родился в 1947 году во Фрунзе. Окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Заслуженный художник РФ. Член-корреспондент Российской Академии художеств.

Другие новости этой же рубрики