Современное искусство – это создание идей
Участники краснодарской арт-группировки ROOF с головой ушли в ремонт и стройку. В краевом центре 8 июня на улице Зиповской, 5 откроется их одноименная лофт-галерея, где пройдет выставка AB EX KR (Abstract Expressionism Krasnodar). О том, что увидят гости ROOF, ожидать ли скандала в связи с открытием выставки и как может вдохновить на творчество рентгеновский снимок или коровник, рассказал Живой Кубани руководитель арт-группировки, фотохудожник и создатель инсталляций Михаил Лернер. Михаил, кто они - члены ROOF? Однажды я написал в своем микроблоге в Твиттере: ROOF - это два острых постмодерниста, дюжина неоклассиков, два архитектора-фанатика, шесть проектных фотографов и три параноика-скульптора. По-моему, это самое точное определение. Причем все люди из разных сфер. Это не обязательно дизайнеры, фотографы или художники. Кто-то - медик, кто-то - бухгалтер. Вот, например, Полина Алехина - как раз тот самый бухгалтер, а на деле - супермозг в плане инсталляций. Кстати, для меня самое поразительное - это наблюдать, как раскрывается их талант. Представь, что автор долгое время находится в ступоре, ты сопереживаешь, а потом – БУМ! Происходит настоящий взрыв - и рождается идея. Есть у нас Наташа Клонина. Она ходила ко мне на курсы по фотографии, потом посещала курсы Виктора Хмеля, но так и не зажглась. Затем я снова позвал ее к себе, как чувствовал: спустя четыре месяца ее прорвало. И знаешь как? Помогла ее профессия. Она по образованию медик. Наташа придумала потрясающий проект из обыкновенных рентгеновских снимков. Он будет на выставке. Какими еще экспонатами удивит AB EX KR? Мы планируем показывать нечто такое, на что захочется смотреть, а потом рассказывать об этом друзьям. Например, Ира Чучуева создала проект о жизни работников офиса. Сама Ира – одна из них. Ее снимки, иллюстрирующие тяжесть существования в офисе, были сделаны в… коровнике. Мысль о том, как доят коров и как доят людей, воплотилась в серии фотографий Фирма=ферма. Будет мини-инсталляция на тему оцифровывания всего пространства. Ее автор Слава Гусев задумывается над тем, чему мы будем поклоняться в будущем: иконам или изображениям икон на своем iPad? Вообще, Слава, как и Ира Чучуева, много размышляет о социальной сфере и политике. В одной из своих работ ему удалось совместить изображения известных полотен Марка Ротко (американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма. - Прим. ред.) с изображениями Путина и Медведева. Вот, к примеру, картина из трех разных по цвету полосок: широкая, узкая, снова широкая. Несложно догадаться, с какими именами политических лидеров автор ассоциирует эти полоски. Еще будет крупная инсталляция, придуманная Аленой Растатуриной. Ей пришла в голову идея смешать различные химические элементы, но так, чтобы они не растворялись друг в друге, а красиво расслаивались. Для этого она провела огромную работу с химиками. Получилось здорово. Помимо всего, у нас будет видеоарт Живой Ротко, интерактив Живой Поллок (Пол Джексон Поллок - американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма. - Прим. ред.). Это именно те авторы, которые нас вдохновляют. А ваши работы будут представлены? Нет. У меня есть проекты, но я физически не успеваю их реализовать. Времени не хватает. На мне сейчас и стройка галереи, и кураторство авторов, и реклама AB EX KR. Как отреагируют зрители на арт-проекты ROOF? Будет скандал? Мне кажется, что многие будут бурчать и рычать, но кому-то это обязательно понравится. Я не стремлюсь к скандалу. Это не наша стратегия. Хотя есть несколько скандальных работ. Особенно это касается объектов на религиозную тему. Однако пусть недовольные сначала нас найдут (смеется) - это не так просто сделать. Мы находимся очень далеко и неудобно. Добраться до ЗИПа несложно, но ROOF располагается в глубине завода и нас придется поискать. Сейчас мы активно работаем над навигацией. Есть интересные задумки, которые мы хотим воплотить, помимо банальных указателей. Например, мы ранее реализовали лэнд-арт-проект Синяя линяя. Это такая дорога, сооруженная из камней. Своеобразный мост, который начинается из большого разлома горной породы и уходит в море. Получился метров двадцать в длину и метр в ширину. Этот каменный мост мы покрасили в синий цвет - цвет ROOF. Так вот, мы собираемся нарисовать одну большую синюю линию от улицы Зиповской до нашей галереи. На каких условиях вы получили помещение? Все очень просто. Мы собрали деньги и взяли его в аренду. У нас не было спонсоров. Никого. А вы планировали найти спонсоров? На это не было времени. В данный момент мы обладаем полной свободой и можем делать все, что хотим. Думаю, это нам пойдет на пользу – все делать самостоятельно, когда никто не помогает. Насколько это трудно? Сил у нас хватает, не хватает только денег на материалы. Работаем по вечерам и в выходные. В помещении мы не стали ничего менять, все оставляем как есть, реставрируем - даже окна, перекошенные, простоявшие лет пятьдесят. Мне думается, что строить самому – это большой опыт. Нужно пройти через мозоли, боль, усталость. Вход на выставку будет платным? Мы не будем брать деньги за вход. Знаю, что существует практика добровольных пожертвований, когда каждый посетитель выставки оставляет столько денег, сколько пожелает. Но в Краснодаре это не особо принято. Наверное, и мы не станем практиковать. Возможно, со временем нам придется думать о том, где брать деньги. Может быть, мы найдем человека, который будет нас поддерживать. Кроме того, мы планируем предоставлять наши площади и некоторые материалы для того, чтобы здесь работали создатели видеоарта, художники. На платной или бесплатной основе - еще не решено. Все зависит от того, откуда мы будем черпать средства. Свои работы продавать не планируете? Нет. Но у меня есть другая мысль - это выход на международные фестивали. Мне хотелось бы, чтобы работы ROOF экспонировались по всему миру, чтобы росло имя авторов, чтобы сама по себе арт-группировка была востребованной. Лично себе я поставил цель. Быть может, это прозвучит дико, и те люди, которые это прочтут, будут плеваться. Однако я рассчитываю, что в ближайшие десять лет ROOF будет присутствовать на Венецианской биеннале, в русском павильоне. Арт-группировка ROOF открыта для других авторов? Есть мнение, что мы никого не берем. Вообще никого. Но галерея открыта для соавторства. Если кому-то захочется сделать совместный проект с одним из наших авторов, то мы эту возможность даем. Есть планы организовать после проведения первой выставки открытый вечер для тех людей, которые нами заинтересуются. После этого станет яснее, сможем ли мы брать еще кого-нибудь. Вообще, считаю, что даже 20 человек— это уже много. Как появилось название ROOF? Однажды мне кто-то сказал: ROOF – это крыша. Вы крышуете искусство? На самом деле, название родилось у меня в голове из ряда ассоциаций. Я представлял себе мансардное помещение, которое точно лофт. Я не мог назвать галерею Лофт - это слово слишком заезженное. Думал - крыша, roof… ROOF? А почему бы нет? Очень коротко, классно, удобно. Кстати, с названием уже случался казус. Когда мы собирались ехать в Новороссийск и Джанхот заниматься лэнд-артом, из Новороссийска откликнулся человек. Он написал мне: Михаил, здравствуйте, скажите, а где будет работать R8F? Ведь, правда, две буквы О похожи на перевернутую восьмерку. И открытие 8 июня… такая получилась шутка. Что будет с галереей после выставки AB EX KR? Она будет открыта как лофт-спейс, свободный для входа. Там будут проходить лекции, будут залы для видеоарта, скорее всего, откроется фотостудия. Это помещение очень большое и перспективное —300 квадратов плюс над головой 4 тыс. кв. м. Мы планируем в сентябре 2012 года сделать здесь грандиозный фестиваль видеоарта. Почему в Краснодаре в последнее время стало проходить больше выставок современного искусства? На это повлияло несколько факторов: первый – совпало, второй – созрело и третий - толчок. Что, на ваш взгляд, стоит за определением современное искусство? Современное искусство – это искусство создания идей. Не искусство создания картины или скульптуры. К примеру, есть мастер, который может так нарисовать женщину, что ее не отличишь от настоящей. Как фотография. Это есть искусство мастера. Но это уже БЫЛО. И этим не удивишь. А современное искусство – это когда визуальный образ совмещается с новой идеей, которая меняет все или преображает до неузнаваемости. Ирина ВОРОНИНА, ИА Живая Кубань. Фото из архива Михаила Лернера
Другие новости этой же рубрики