Технологии уничтожения малого придорожного бизнеса на Кубани
Губернатор поставил очередной крест на проблемах простых жителей.
За последние годы Вениамин Кондратьев уже успел приучить нас к определенной последовательности развития событий. Вначале он озвучивает знаковую краевую инициативу, которая будет реализовываться исключительно в интересах определенных категорий жителей края. Но как только она начинает реализовываться, у самых «обласканных» губернаторским вниманием категорий граждан отчего-то возникает желание выйти на улицу с плакатами и матюгальниками.
Не было б печали – не разродись губернатор инициативой.
Например, забота о налаживании прозрачности в сфере строительства, «исключительно в интересах людей» привела к демонстрациям обманутых дольщиков. Улучшение внешнего вида Краснодара, опять же таки «в интересах» самих краснодарцев, приводит к «выживанию» с территории одного из лучших зоопарков страны.
Ну что сказать, всем понравиться невозможно. Одним губернаторские идеи не так чтобы, другие - от них в восторге. Понятно, что ситуация с обманутыми дольщиками очень даже по душе некоторым представителям крупного строительного бизнеса. Во-первых, столько сразу «жирных земельных участков появилось после сносов «незаконного», а во-вторых, дольщики, хоть и обманутые, но все равно без жилья, а, значит, они снова к ним придут, взяв новые кредиты.
И в том, что средний бизнес в крае «успешно» губернаторская команда наворачивает, тоже определенная заинтересованность прослеживается. Вот снесли анапский яхт-клуб, а вместе с ним и детско-юношескую школу парусного спорта. И что на его месте? Дендрарий какой-нибудь или пафосный город детства с приключениями? Да нет - ларьки. Не просто ларьки, а с большой буквы Ларьки! А на месте зоопарка, как думаете, что будет выстроено, если краснодарцы так и не смогут любимое свое семейное место отдыха отстоять? 211 школ и 671 детский сад вместе с сотней поликлиник, которых так не хватает Краснодару? Сильно сомневаюсь. Уже по территории ходят люди в чиновничьей униформе и, указывая перстами, делят лакомые места.
Да, за каждой инициативой Вениамина Ивановича очень четко прослеживаются чьи-то интересы. Исключений практически нет.
В начале месяца состоялись роды еще одной инициативы. На первый взгляд, и она исключительно «в интересах народа». «Развитие придорожного сервиса обсудили на совещании, которое провел губернатор Вениамин Кондратьев. Ему представили схему размещения многофункциональных комплексов сервиса в крае. Ранее глава региона дал поручение разработать такую карту департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя края»,- сообщила 3 сентября пресс-служба администрации Краснодарского края.
Далее конкретика. В схему включили 41 площадку в 18 муниципалитетах. Особенно заботливые слова были о том, что такие комплексы будут строиться возле заправок (таких планируется 13, еще 18 будут строиться с нуля, а 10 уже готовы). А значит, жители и гости Кубани смогут заправить машины, купить продукты, перекусить в уютных кафешках и даже переночевать. Что же здесь плохого? Давайте разберемся.
В эмоциональной части своего выступления губернатор Кондратьев рассказал о том, что вся придорожная торговля в крае уже проверена. 4000 гостиничек, базарчиков и ларьков расположились вдоль трасс. Притом хаотично! И с этой хаотичностью надо жестко бороться, потому что все это «незаконность». Кондратьев прямо на совещании возложил ответственность за борьбу на муниципальных глав. «Чтобы ни у кого не было возможности хаотичного сервиса! Придорожный сервис – лицо края! На этом ставим точку!», - так, говорят, категорично высказался глава региона . При этом Кондратьев не предъявил никаких претензий своему верному Санчо Пансу – вице-губернатору Василию Швецу, который на протяжении 4 лет как раз и занимается развитием в крае малого и среднего предпринимательства. И «доразвивал» так, что губернатору пришла идея убрать с глаз долой торговлю кубанскими дарами на курортных дорогах.
Частникам поставили заслон
И все же поставим не точку, а запятую. То, что строительный бизнес Кубани сейчас «структурируют» под интересы немногих крупных застройщиков, в большей степени из Москвы, – вывод, который уже очевиден для всех. Но почему в новом проекте губернатора реконструкции придорожного бизнеса учтены интересы не местных предпринимателей, а «друзей, приятелей и нужных людей», цель которых - не улучшение краевой экономики, а получение личной экономической выгоды? Достигать ее они будут, застраивая своими ларьками любой участок, «освободившийся» в результате «борьбы за процветание территории».
Только вот малый придорожный бизнес родился вдоль кубанских трасс еще задолго не только до Кондратьева, но и до Ткачева. Возможно, и тогда власти были не в восторге от «хаотичности». Но придорожных предпринимателей не трогали, понимая, что просто нет в городах, станицах, хуторах и поселках рабочих мест. И такая торговля – чуть ли не единственный способ хоть что-то заработать. Чуть позже появились придорожные рыночки. Тоже не шедевральные, прямо скажем, и не в достаточном количестве. Но привели их в свое время к единому облику, с кубанским колоритом. Требовали чистоты и порядка, следили, чтобы у продавцов были кассовые аппараты. От тех времен остались только выгоревшие на солнце баннеры и выцветший интерьер павильонов.
Предприниматели и сами прекрасно понимали и понимают: красивые стены и яркие вывески привлекут отдыхающих. Но ведь все это стоит немало. Не тянет стекло, бетон и неоновые вывески мелкий бизнес - семьи бы прокормить.
И вот, казалось бы, если Вениамин Иванович озаботился «некрасивостью и хаотичностью», ему бы инициировать программу по окультуриванию уже десятилетиями существующей придорожной торговли. Тем более, он же сам постоянно твердит о том, что Кубань должна в выгодном свете подавать всю свою продуктовую привлекательность. Вон даже для того, чтобы познакомить с самобытностью нашей кухни, Кондратьев возил на Питерский экономический форум браконьерскую камбалу. И откуда-то даже тихорецкий рибай взялся для этого мероприятия. А денег на тот кубанский инвестиционный ресторан было потрачено столько, что можно было бы построить придорожный ресторан длиной от Джубги до Дефановки.
Если ты так беспокоишься о том, что все в стране должны знать: кубанские продукты – лучшие, то поработай над созданием местных кубанских брендов. Здесь даже и придумывать ничего не надо. Уже и без Кондратьева эти бренды сформировались. Славянский, Тимашевский районы - яблоки, сливы. Геленджик – персики, инжир. Темрюк – виноград, арбузы, хамса, калкан. Белореченск – клубника. Гулькевичи – редиска и картофель. Анапа, Крымск, Красноармейка – помидоры. Ивановская – парное мясо. Горячий ключ – минеральная вода, кизил, фундук, Сочи – чай, мандарин, хурма.
На всех 4000 точках всем этим наши придорожные малые бизнесмены и торгуют. Ну, уничтожите вы эту хаотичность? И дальше? Во-первых, сколько людей лишатся возможности хоть что-то заработать? Минимум тысяч 100. А если прибавить к этому всех членов в раз обнищавших семей?
Вообще-то озабоченность внешним видом придорожной торговли, как думается, должна была обернуться инициативой по новой краевой программе как раз для этого самого придорожного предпринимательства. Включая обустройство торговых мест в соответствии с современными требованиями. Было бы понятно, с одной стороны – губернатор старается сделать привлекательным придорожные «точки» для гостей края. А с другой - заботится о том, чтобы росли доходы десятков тысяч семей наших же земляков, которые именно «на дороге» и зарабатывают.
Но ведь этого и в помине нет. «Прекратить хаотичность и точка!». А взамен этого – торговые комплексы! Где уже не будет места хаотичным землякам.
Борьба с кубанской самобытностью
Любопытна в связи с такой решимостью губернатора фигура того, кому поручено сносить хаотичность.
Руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя края Роман Куринный рассказал участникам, что 10 из 41 площадки уже работают. 8 - вдоль трассы М-4 "Дон" и два – по дороге к Крымскому мосту. Это, конечно, успех!
Роман Куренной – один из соучредителей и хозяин торговой сети «Табрис». И можно предположить, что во всех новых придорожных торговых комплексах будут учтены и интересы мощных российских ритейлеров.
И в чем тогда кубанская самобытность? В том, что москвичи по пути к морю остановятся и купят те же пластмассовые помидоры, что и в родной Москве? Или молочка порошкового в пакетике - свеженького, прямо из-под станка! Грушки китайские поролоновые. Рыбку, свежезамороженную в начале 90-х.
Впрочем, пока ясно, что это решение Кондратьева, несмотря, на всю конкретику, явно, не последнее. Вспомним, что ровно год назад Вениамин Иванович провел встречу с послом Финляндии в России Микко Хауталой.
«Я знаю, что в Финляндии очень хороший придорожный сервис, - сообщил тогда послу Кондратьев, - а Краснодарский край становится все популярнее у автотуристов. Люди становятся все взыскательнее и взыскательнее. Мы готовы весь пригородный сервис от границ края до Крымского моста и Черноморского побережья, вплоть до Сочи, отдать под сеть, где можно отдохнуть в дороге, безопасно перекусить», — сказал Вениамин Кондратьев. Но сеть уже есть: Роснефть, Газпром, Шелла, Татнефть. К ней уже подтянулись «Магнит» и «Пятерочка», активно размещающие свои торговые точки на трассах. Но они пока не конкуренты: у местных продукция своя и свежая.
То есть год назад губернатор был готов отдать «борьбу с хаотичностью» финнам. Сегодня, судя по всему, на борьбу отряжены уже отечественные борцы за порядок. Не исключено через год состоится еще одно одноименное совещание. Уже с новыми надеждами.
На днях РИА «Новости» сообщили, что летом 2019 года средняя продолжительность отдыха россиян снизилась на 20%. Путешественники из большинства городов-миллионников проводят в отпуске меньше времени: семь дней или даже шесть. Свою роль сыграл и Крымский мост. Теперь туристы по дороге на полуостров минуют хутора и станицы края.
Возможно, это и есть главная причина резкого скачка озабоченности нашего губернатора и его сподвижников. Россиян к морю едет все меньше, и едут они ненадолго. И в отличие от мифических губернаторских почти 20 миллионах отдыхающих реальность не столь обнадеживает. А меньше отдыхающих – меньше рынок сбыта. И понятно, что те 4000 торговых точек, что вдруг перестали ласкать взор Вениамина Ивановича, создают совершенно не нужную конкуренцию крупным торговым сетям. Поэтому сейчас и понадобилось их так оперативно начать выдавливать. В интересах народа, понятно. И гостей нашего замечательного края.
Анатолий ДРОБИЛКО
Другие новости этой же рубрики