Типографии всего четыре месяца, а отсюда искусство уже увозят в столицы
Коворкинг-центр Типография в краевой столице заставляет о себе говорить, как о новой точке притяжения креативной молодежи и художников. С июля 2012 года центр существует на площадях бывшей типографии Советская Кубань. Оформленное в стиле поп-арт пространство для работы или свободного общения интересно не только своей творческой атмосферой и низкими ценами, но и выставочными проектами, которые реализуются в прилегающих к нему галерейных зонах. Живая Кубань побеседовала с хозяином Типографии - предпринимателем, владельцем магазинов авангардной одежды в Краснодаре Ником Морозом. Как возник проект Типографии? Чья идея, ваша? Я ходил на выставки ребят из группировки ЗИП в КИСИ (Краснодарский институт современного искусства - неформальная институция художников из краснодарской арт-группировки ЗИП, ранее существовала на площадях бывшего краснодарского завода измерительных приборов, - прим. авт.) и видел - это все то же, что уже давно есть в Европе. Я часто бывал в Милане по роду деятельности, видел там разные шоу-румы, галереи, в которых представлены работы дизайнеров со своим видением современности. Я приходил на выставки к зиповцам и понимал - вот настоящая жизнь. Без всякого глянца, гламура, белок-стрелок. Для меня современное настоящее не в пафосе, не в дорогих машинах - все это как раз подделка... И вы решили поддержать настоящее. То есть все-таки ваша идея? Я подумал, нужно поддержать проект зиповцев, чтобы такая площадка появилась в центре города, где все смогут легко находить ее. Ребята из ЗИПа деятельные, знают, чего хотят. У них нет вот этого: сегодня вдохновение и полет - буду что-то делать, а завтра не на что купить себе штаны или хлеб, не признали критики, работы не продаются - и уже нет полета. У зиповцев по другому. Они не ждут приходов вдохновения, живут настоящим, творческий процесс всегда. Я решил, что с ними можно создать долгоиграющий проект. Лишь бы с кем я этого делать не стал бы. Например, есть арт-группировка Roof, которая тоже на бывшем ЗИПе открыла свою галерею. На открытие пришло 500 человек - это много. Но прошло полгода, и что-то не слышно про деятельность этой галереи и группировки. Не в упрек. Вы опираетесь на группировку ЗИП и как на художников, и как на менеджеров? Да нет. Какие менеджеры? Они занимаются только творчеством. Просто живут и делают свои проекты. Степан Субботин (член арт-группировки ЗИП, - прим. авт.) курирует экспериментально-выставочную площадку при Типографии, отбирает, кого выставлять. Первая выставка у нас была австрийской художницы Габриэль Эльдбауэр, потом выставка зиповцев Этот цех борется за звание образцового (сейчас уехала в московскую ХL Галерею), потом приняли фестиваль Photovisa, показали скульптуры Валерия Казаса, впереди еще несколько авторов, все расписано. Есть у нас в соседнем помещении Super gallery - там работы на продажу. Уже продали несколько. А лофт по цене 1 минута - 1 рубль - это место в основном для зиповцев или точка притяжения разных людей? Это свободное пространство, сюда приходят фрилансеры, музыканты, художники. Если кому-то порисовать нужно, для этого у нас есть мастерские. Для детей проводим утренние уроки рисования по субботам. Степан Субботин и Юля Капустян преподают. Вы можете сказать, что получили то, что хотели? Или ситуация развивается иначе, чем ожидали, например, появляется не та публика? Все офигенно. Я прихожу сюда, смотрю и думаю: слушай, это самое лучшее место. А что вы тут делаете, когда приходите? Я все делаю. Посуду мою, полы тру, пылесосю, мусор выношу. Кроме вас в Типографии еще есть работники? Три девочки-студентки делят день на смены, дежурят. Типография самоокупаема? Пока нет. А когда начнет окупаться согласно бизнес-плану? Нет никакого бизнес-плана. Моя личная задача - чтобы от меня никто здесь не зависел. Искусство должно быть свободным, только тогда оно будет искусством. Поэтому я хочу, чтобы проходили встречи, лекции, работали мастерские, в город приезжали новые люди, узнавали про наших художников. Например, к нам приезжал художник и куратор выставок Антон Чумак из Питера, читал здесь лекцию, познакомился с Володей Колесниковым, теперь хочет взять его работы на выставку в Санкт-Петербург. Мы существуем всего четыре месяца, а отсюда уже искусство увозят в столицы. То есть схема работает. Не просто ребята играются, балуются, палок настрогали и выставили. Проект зиповцев Утопия вошел в шорт-лист национальной премии Кандинского - его выбрал из 200 работ и выкупил московский фонд культуры Екатерина. Я думаю, эта работа получит премию. Все-таки для вас лично Типография - только идейное начинание или это и возможность бизнеса? В чем ваша личная сверхзадача? Сверхзадача - интересно проводить время (Пауза). Надо, конечно, выйти на самоокупаемость. Мы строим на этом же этаже хостел, 300-400 тыс. туда вложить - и откроем. Будет один двухместный номер и три номера на шестерых. Чтобы творческие люди останавливались, общались, работали, делали выставки. Сможем приглашать художников. Другими словами, планируете делать резидентские программы? Ну, да. Еще хотим открыть барчик. Вот пришли люди на выставку, посмотрели - круто, пообщались - ну, и все. А им, может быть, хочется посидеть, покурить. В Типографии недавно сыграли необычную свадьбу. Это одно из новых направлений - вечеринки? Вечеринки могут быть. Свадьба была наших друзей, они собрали веселую банду, надели роковые костюмы. Хотя, кстати, любые посетители во время их свадьбы могли к нам приходить в обычном режиме до 22.00. Потом мы Типографию закрыли, а ребята попросили остаться подольше. Завтра к вам придут другие люди и скажут: как сыграть в Типографии тематическую свадьбу. Что будете отвечать? У нас не дискотека и не ресторан. В каждом случае будем решать отдельно. Для друзей можем открыть двери. Типография - ваше творчество? Она приносит вам счастье? Не то, чтобы я счастлив. Вот работаю здесь, кто-то наплюет, ногами натопчет или в туалете насвинячит, думаю, нафиг оно мне нужно? Площадь-то 600 кв. м, а тру тряпкой, убираю я все сам. Да еще 140 тыс. в месяц отнеси за аренду, зарплату раздай из своего кармана... Но уже начал... Потом посмотришь, как они с горящими глазами работают, и уже забываешь про обыденное. Может быть, у вас была артистическая семья, или еще что-то повлияло на то, что ваша натура требует незаурядного? Обыкновенная у меня семья: мама - учитель русского языка и литературы, отец на земле работает. У вас есть дети? Да. Двое детей. Здесь часто бывают. Я сейчас покажу стул, который мой Юлик разрисовал (Приносит стул). Видишь, как раскрепощенно, красочно - дети умеют. Ник, личный вопрос: вы верующий? Верующий. Одно время службы не пропускал... Кажется, что тебя там лучше слышат... А пожертвования делаете? (Пауза). Ну, в храме на Комсомольском стена на наши деньги построена. Но это не то, о чем надо говорить. Да и вообще, не обо мне. Когда я занимался магазином одежды, понятно было, что чем больше обо мне будут говорить и писать, тем лучше для работы. А в настоящее время не хочу, чтобы на мне заостряли внимание. Вот есть творческие люди - про них надо писать, чтобы им легче было своим делом заниматься. Вы, собственно, и интервью давать не хотели. Мама воспитала скромным человеком? И мама, и жизнь. Меньше слов, больше дела. Бываете в музеях современного искусства в Москве и мире, посещаете выставки? Мне больше интересно, что здесь, в Краснодаре, происходит. Я начал создавать свою коллекцию произведений, покупаю краснодарских современных художников: Серова, Казаса, зиповцев, Смаглюка. Умные люди объяснили мне, как создавать коллекцию. Мне это интересно. Может быть, потом дальнейшие поколения вспомнят с благодарностью. Я думаю, что все правильно делаю. Анна ЧЕРВЯКОВА, ИА Живая Кубань. Фото Евгения РЕЗНИКА
Другие новости этой же рубрики