30.06.2020 16:00
У художника по коже нет права на ошибку - это слишком дорого
Краснодарский художник Александр Кустря рассказал Живой Кубани о том, как он создает гравюры на коже, почему для работы лучше всего подходит кожа коровы, какие заказы были самыми интересными, и почему человеку проще потратить 100 тыс. рублей в ночном клубе за ночь, чем приобрести предмет искусства.
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Краснодарский художник Александр Кустря рассказал Живой Кубани о том, как он создает гравюры на коже, почему для работы лучше всего подходит кожа коровы, какие заказы были самыми интересными, и почему человеку проще потратить 100 тыс. рублей в ночном клубе за ночь, чем приобрести предмет искусства. Что представляет собой гравюра на коже? Классически, гравюра выполняется на металле, камне или другом материале. Я использую технику рисунка на коже. Ее смысл заключается в том, что изображение наносится острым инструментом - кожу царапают в нужном месте и с нужным усилием, за счет чего создаются перепады цвета и тона. Меня не совсем правильно называть гравером, так как у гравера узкая специализация - это нанесение символов и букв, а я, все-таки, - художник. В Краснодаре гравюрами на коже кроме вас еще кто-нибудь занимается? Есть ли в этом деле конкуренты? В Краснодаре точно нет. Вы еще в России попытайтесь поискать - их тоже нет, либо единицы. А за рубежом есть американец Марк Эванс, у которого очень мощные работы, и это пользуется спросом. У нас же с этим все сложнее. Человеку проще потратить 100 тыс. рублей в ночном клубе за ночь, чем приобрести какой-то предмет искусства. Я уже давно понял, что в этом случае никого не надо менять, просто надо находить людей, которые этим интересуются, и раскачивать их. Сначала, купив одну работу, человек понимает, что больше нигде такого не найдет, он покупает еще, растет аппетит. Вот, я бы уехал в Австралию - там ценится такое творчество. Где вы научились этой технике? Когда решили всерьез заняться этим делом? Знакомство с предметом гравюра произошло в художественной школе в Краснодаре, где я учился. Сам я из Курганинска. Приехал учиться в 2000 году, когда мне было 19 лет, и так получилось, что остался в этом городе. В художественной школе нас обучали классическому исполнению - мы наносили изображения на линолеум при помощи острых приспособлений методом резьбы. После этого делали оттиски на бумаге при помощи печатной краски. Техника рисунка на коже - это некая интерпретация классического исполнения, но вместе с тем кожа позволяет делать определенные эффекты, которых было бы трудно достичь на других материалах. Сначала мне просто попалась куртка - я заметил, что у нее вытерты швы, и подумал, что из этого можно что-то сделать. Тогда же и начал свои изыскания: где и какую кожу раздобыть, что с нее можно выжать. Начиналось мое увлечение с маленьких кусочков, которые я выискивал в районе Кооперативного рынка в обувных магазинах. Да, сначала были маленькие кусочки, а сейчас есть работы размером по три метра. Я занимаюсь гравюрой на коже около двух лет. Это все до сих пор, грубо говоря, выполняется на коленке. Работаю дома - у меня в квартире специально отведенное место под мастерскую. Сейчас вместе с сыном этим занимаемся. Расскажите подробнее о процессе создания работ. Как проходили ваши первые опыты? Какие материалы и инструменты используете? Ножи для работы похожи на скальпели, приобрести их можно в любом магазине. Тонким лезвием, которое сравнимо с иглой, выполняются штрихи. Первый свой инструмент я купил в магазине медтехники, это были скальпели японского производства. Методом проб и ошибок пришел к определенному инструменту, который и использую. Также и с кожей. Я перепробовал многие варианты, но остановился на коже коровы. В моей работе используется галантерейная кожа, из которой изготавливаются куртки и мелкие изделия. Сейчас кожаные полотна я заказываю из Америки по Интернету. Чтобы прийти к этому, я много экспериментировал, так как у нас такой выделки нет. Максимум, что я находил, было качеством хуже, чем мебельная кожа. Также я пришел к двум цветам - черному и коричневому. Для интерьера иногда используется и белая кожа. Темы своих работ я разделяю обычно на две категории: для ретро будет использована черная кожа, а коричневая - для более домашних вещей (из-за теплого оттенка). Чтобы получились более фотографичные работы, необходимо, чтобы верхний слой был темнее, чем нижний. Цветные гравюры я не выполнял, так как работаю только в технике графики. От простых работ с монохромной, грубой текстурой до изображений фотографического качества у меня ушло полтора года. Среди моих работ есть леопард, у которого проработана каждая шерстинка, ус и орнамент. Бывают заказы и портретов с фото. Сколько времени уходит на создание одной гравюры? Вы чаще делаете работы по своим эксклюзивным рисункам или используете чужие эскизы? Бывает по-разному. Иногда два или три месяца уходит - это если большие полотна. А, например, чехол для планшета я могу выполнить за четыре часа, предварительно сшив заготовки. Со временем чехол стареет и затирается рисунок, становясь красивее. Даже у певицы Светланы Сургановой есть такой чехол. В работе использую как свои эскизы или фотографии, так и чужие, если это эскиз дизайнера - такое вот коллективное творчество. Я сотрудничаю с большим количеством дизайнеров. Когда поступает задание от заказчика, работаю в каком-то определенном ключе. Одна из таких работ - это самолет, с помощью которого была оформлена одна из экспозиций на Неделе дизайна, которая прошла в Краснодаре летом прошлого года. Этот заказ поступил от салона Benelux, который хотел подчеркнуть технологичность напольных покрытий, которыми он занимается. В любом случае, использую ли я собственные эскизы или дизайнерские, они всегда должны быть заранее одобрены, так как в ход идет дорогостоящий материал. Какие работы вам больше всего запомнились? Всего их много? За границей у меня три работы, которые находятся в частных коллекциях: две в Австралии и одна в Израиле. В России законченных около десяти. Они все запоминаются, например, у меня есть скандально известные работы, где используются эротические сюжеты. У директора Бакры (официальный дилер BMW в России, - прим. авт.) тоже есть моя работа - изображение BMW 45 лет фотографического качества. Также я наносил на кожу портрет девушки (с фотографии). При создании этой работы испортил два полотна, так как очень тяжело передавать схожесть с лицом человека. Какие люди становятся вашими клиентами? Как ищете заказчиков? Для себя я сформировал некий образ - это человек, в основном, мужчина, старше 40 лет, с тонким пониманием материала. И это всегда люди, знающие, что такое ручная работа. Сначала заказчиков я искал сам, сам показывал работы. Сейчас этим занимается специальный человек, ведь у любого художника должен быть организатор, чтобы было время на творчество. При этом у меня нет ни одного объявления о продаже работ, потому что я не считаю, что так нужно продавать - хороший продукт сам себя продает. Разговор с заказчиком о цене ведется, когда утвержден эскиз, размер и цвет кожи. Работа может быть оценена и в 500 тыс. рублей, а средняя стоимость - 60 тыс. рублей. Эксперименты с кожей требуют больших финансовых вложений, так как одно полотно размером 1 на 1,2 м стоит около 40 тыс. рублей. А испортить можно все, ведь рисунок переносится аморфно. У художника по коже нет права на ошибку - это слишком дорого выйдет. В своей практике я испортил полотен на 120 тыс. рублей. Начиналось все, как увлечение. Я не мог предположить, что это выльется в коммерческий проект, ведь чтобы что-то продавать, надо делать это качественно, дорого и эксклюзивно. Да и потом, у меня есть вторая работа с основным заработком. Много в Краснодаре ценителей искусства? Для чего, в основном, приобретают предметы искусства? Считаю, что для интерьера. Я не думаю, что предметы современного искусства можно подарить человеку, который в нем не разбирается, хотя еще труднее найти человека, который в нем разбирается. А по поводу ценителей искусства - у меня есть мощный арт-дилер, который работает по регионам. Он говорит, что на Кубани такие вещи тяжело продавать, а работает он в Ульяновске, Москве, Санкт-Петербурге. Думаю, если там он продает, а у нас нет, значит, у нас что-то не так. С чем это связано, я не знаю. Если бы знал, то постарался бы изменить эту ситуацию по мере своих возможностей. Что сейчас модно? Я все время сам себя спрашиваю: Что модно? Чего хотят?. Наверное, если бы я знал, то давно бы уже работал и продавал по-другому. Сейчас, мне кажется, это повальное увлечение современным искусством, которое, честно, я не понимаю. Я уважаю это искусство, так как оно хорошо себя продает. Но почеркушки, которые через год может сделать мой сын, искусством трудно назвать. У меня другое - труд и большое терпение. Мы с ними в разных плоскостях. В выставках вы принимаете участие? Одна уже была - в декабре 2011 года в Краснодаре, в коммерческом центре Кристалл. Связей в художественном мире у меня нет, поэтому я все организовывал сам, помогал брат. Директор Кристалла пошел нам навстречу и дал нам место - экспозиция заняла 10,5 м. Всего было представлено девять работ, включая ковер из обрезков, которые остались от чехлов, в центре которого был нанесен орнамент. Еще одну выставку открывать я не собираюсь, так как пока показывать нечего - чтобы наработать материал нужно время. Не собираетесь мастер-классы проводить? Делиться своим опытом не думал, наверное, потому, что я в какой-то мере эгоист. Да, я пока и не вырос до того, чтобы проводить мастер-классы. Кроме того, не многие возьмутся этим заниматься, ведь это очень затратно, поэтому смысла кого-то обучать нет. Дарья КЕКОШ, ИА Живая Кубань. Фото Андрея ПОМИДОРРОВА
Другие актуальные новости