В театре на первом месте должна быть культура, а уж на втором - деньги
Из Краснодарского государственного академического театра драмы им. М. Горького уволилась одна из ведущих актрис, заслуженная артистка России Вера Великанова. Актриса служила этому театру 27 лет, сыграла множество ролей - в том числе более 20 главных, всякий раз подтверждая свою самобытность и профессиональную состоятельность. Актриса в прекрасной форме, ее знает и любит публика. И вот, она уволилась в никуда, по собственному желанию... Вера Григорьевна, если бы вы ушли летом, это было бы понятно - новый главный режиссер не задействовал вас в своих работах, снял с репертуара спектакль по пьесе Гарсиа Лорки Дом Бернарды Альбы, в котором у вас была заглавная роль... И даже когда питерский режиссер Вадим Романов, который ставил в нашем театре спектакль Покровские ворота, предложил мне роль Маргариты Хоботовой, Александр Огарев не позволил этого сделать. И вот, Александр Огарев дает вам главную роль в спектакле Жанна. Вы репетируете, режиссер, говорят, был доволен работой, и вдруг пишете заявление об уходе... Почему? (Долгая пауза) Знаете, если тебе выливают компот на голову, ты понимаешь, что тебя унизили, и даешь сдачи. А если тебя каждый день унижают по мелочам? Есть опасность не заметить, как потерял собственное достоинство. То, как функционирует это культурно-массовое учреждение, никак не соотносится с Театром, которому я служу всю жизнь. Чаша переполнилась... В этом театре все перевернуто с ног на голову. Режиссер говорит, что система Станиславского устарела. Директор, у которого зарплата в разы выше зарплаты народного артиста, на сборе труппы считает возможным учить актеров экономно жить и настолько не ценит артистов, что может бросить в лицо: Не нравится - уходите!, прекрасно понимая, что уйти нам некуда - в этом городе только два драматических театра - наш и Молодежный, и в нем тоже не ценят актеров. К сожалению, в Краснодаре это тенденция. В нашем театре многие годы не работал Художественный совет, нет обсуждений спектаклей с критиками и журналистами, как это было когда-то и как должно быть. Теперь режиссер некоторых критиков просто не пускает на спектакль. Говорят, даже списки неугодных есть на проходной. Стыдно... Когда такое было? Горько, что время, отпущенное тебе Богом, уходит на ненужные войны, чужие интриги, творческий простой. Вы, как горькое заклинание, повторяете, что это здание перестало быть театром. Как вы считаете, почему театр утратил былые традиции и славу? В театре давно нет профессиональных руководителей. Нет профессионального отношения как к людям, так и к продукции - спектаклям. В театре давно забыли, что самые значимые в нем люди - те, кто производит эти спектакли, - актеры, режиссеры, художники, композиторы. Кто сегодня в театре помнит, что для этих профессий, прежде всего, нужен талант, и что талантливыми людьми надо дорожить? Из-за войны директора и прежнего главного режиссера уволили Сальникова, Тихонова, Женихова, ушла Иванцова. Кто занял их место? Никто, нет таких артистов в нашем театре. В Молодежном театре после ухода Владимира Рогульченко актеры уже второй год пытаются достучаться до руководства. И уходят... Уже ушли из Молодежного Суханов и Чиров. Почему в министерстве культуры края не понимают, каких артистов теряют? Нельзя, чтобы те, кто производит продукт, как теперь говорят, получали заработную плату меньше, чем те, кто его продает. Нельзя унижать и уничтожать тех, кто приносит деньги в кассу - это неэтично, непрофессионально и нерентабельно. Увы, самое актуальное из сказанного - нерентабельно, поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду? Театр, конечно, должен зарабатывать деньги. Но почему обязательно матом или голой попой? Почему люди ходят на антрепризные (нередко плохие) спектакли? Правильно, потому что там играют известные актеры, которых зрители знают через кино, сериалы и СМИ. Руководство наших театров никак не может взять в толк, что самый лучший, самый верный, годами проверенный маркетинговый ход - сделать известными своих талантливых артистов. И ведь они у нас есть! Хороший актер - вот курочка, способная нести золотые яйца. А директор назначает надбавку за профессиональное мастерство народным артистам 0,2% от оклада в 6 тыс. рублей (оклад в театре одинаковый для всех артистов). Что это значит? То, что этому театру не нужны профессионалы. Нельзя, чтобы зарплата народных и начинающих артистов была одинаковой, разве у молодежи тогда будет стимул учиться? Молодые артисты сейчас получают больше народных, берут не мастерством, а количеством, тогда зачем мастерство? В молодости я играла все - массовку, эпизоды, роли второго плана, по 30 спектаклей в месяц, росла до главных ролей. А иначе я бы не стала Верой Великановой. Но почему мне теперь предлагают то же самое? Дежавю... Чтобы заработать, говорят нам, играйте в массовках. Вы можете себе представить известных актеров любого столичного театра в массовке? В любом театре всегда гордятся корифеями, берегут их, с ними считаются. Ставят на них спектакли. В этом году юбилеи у народных артистов России Алины Кузнецовой и Анатолия Горгуля. У многих жителей нашего города с этими артистами связана вся жизнь. Но для них нет бенефисных спектаклей. А какой спектакль они могли бы сыграть вдвоем! Главный режиссер реализовывает собственные амбиции. А кто должен думать об амбициях актеров труппы? Разрушаются традиции, преемственность. Жизнь меняется, сменилось поколение - это самый веский довод тех, кто считает, что у театра сегодня иные задачи. Как вы считаете, изменилась ли роль театра в современном обществе? Жизнь меняется всегда, но человек, по большому счету, не меняется. И задачи театра теперь те же, что и века назад - через сопереживание помочь человеку понять себя, стать чуть лучше. Театр ведь не зря называется храмом искусства, он имеет очень мощное воздействие на людей. И это наш выбор - какие эмоции мы хотим разбудить - те, что ниже пояса, или высокие душевные порывы. Я не ханжа, но для стриптиза и непечатных выражений есть другие заведения. В интервью, данном Живой Кубани, главный режиссер Александр Огарев говорит, что театр - это территория прекрасного. А посмотрите на рекламу спектаклей Double Пулинович на сайте театра - из нее следует, что главное достоинство этих спектаклей - нецензурная брань. То есть театр осознанно зазывает зрителя тем, что со сцены звучит мат... Вот вам и территория прекрасного… Я уже не говорю о том, что такая реклама унизительна для Академического театра и для актеров, на которых держатся спектакли. Это тем более обидно, что вся суета вокруг мата сильно запоздала, потому что почти принят закон о запрете нецензурной брани в общественных местах, и через месяц - два всю эту брань, слава Богу, придется вырезать. Увы, нет у нас профессиональных театральных менеджеров, маркетологов, специалистов, которые бы понимали, что театр - это учреждение, в деятельности которого на первом месте культура, а уж на втором - деньги. А система Станиславского действительно устарела? Загляните в Интернет. Я бываю в Америке и, конечно, много театров там посетила. Впрочем, сегодня и ездить не обязательно - в Сети можно найти спектакли ведущих театров мира. Но уж где как не в Америке, - где и клиповое мышление, и передовые технологии, и фантастическое техническое оснащение театров, - можно увидеть самые разные спектакли. Но и в театре, и в кино они работают по системе Станиславского. И каждый уважающий себя театр стремится иметь русского репетитора, потому что именно русские профи знают, какие струнки затронуть, чтобы откликнулась человеческая душа. Это нам система Станиславского почему-то неинтересна, а американцам (которые, между прочим, про окупаемость в первую очередь думают) очень интересна. Это не искусство театра изменилось, это люди в нашем, некогда Академическом, сменились, и они выстраивают этот театр под себя. И опять нет взаимопонимания между директором и режиссером, а мы уже знаем, к чему это приводит. Три года назад у нас уже был конфликт директора и главного, в котором и артисты оказались по разные стороны баррикад. Это было так болезненно, что что-то сломалось внутри нас. Больно, что в результате конфликта руководства были уволены актеры. В труппе на их месте зияет пустота, а в сердце каждого из нас осталась незаживающая рана. Вот тогда я поняла, что это здание - уже не театр… Я не хочу войны, в которую неминуемо окажутся втянутыми артисты. Такая война кончается бедой, мы это уже видели... Не хочу воевать, категорически! В этой войне все в проигрыше - и театр, и артисты, и зрители... Что же делать? Я бы хотела задать этот вопрос министерству культуры края. Что же делать? Наверное, надо создавать новые театры. Два театра драмы на миллионный город - это катастрофически мало. Надо создавать новые театры, тогда артисты перестанут быть крепостными, директора, наконец, поймут, что артист - это ценность, у режиссеров будет простор, и у зрителя будет выбор, а это самое главное. Наталья БРАЖНИКОВА, ИА Живая Кубань
Другие новости этой же рубрики