Недавно краевая пресс-служба громко заявила об открытии рынков, ярмарок и базаров в крае. В действительности радужной картины не наблюдается, один сплошной пшик. Одни рынки закрываются, не успев открыться. Другие не ломятся от изобилия товаров, потому что фермеры не могут доставить свою продукцию. Логистика из-за отсутствия пропусков не работает.
Вот очередной «крик души»: Валентина Полинецкая из поселка Лазурный, что в Прикубанском округе краевой столицы, привезла со своим внуком клубнику, выращенную в своем хозяйстве. Если кто не знал, в нашем городе-миллионнике есть не только улица Красная с Музыкальным микрорайоном. У нас тут еще сельское хозяйство имеется. И пшеница, и ячмень, и картошка, и клубника – все в черте города выращивается!
Так вот не получилось у Валентины Михайловны распродать свой вкусный и полезный продукт на ярмарке. Вопреки ожиданиям была она закрыта. Бросились тогда бабушка с внуком звонить всем своим знакомым, чтобы они помогли им реализовать скоропортящийся продукт. Это ведь не заморская «химия», которой в супермаркетах торгуют, неизвестно чем удобренная. Их клубничка - товар недлительного хранения, как, впрочем, все качественное и натуральное. Слава Богу, раскидали они свои лукошки, но чего это стоило!
А вот другой наш кубанский аграрий не выдержал карантинных мер. Фермер в Гулькевичском районе «запахал урожай, так как не видит возможности его убрать и продать».. Да гори оно все синим пламенем, называется. Пользователи соцсетей понимающе отнеслись к его жесту отчаяния: «Редис запахивают, если цена резко падает. Его дешевле запахать, чем собрать, помыть, обрезать и упаковать», «Просто ужасно. Сколько труда вложено, сколько финансов, и все коту под хвост»...
А причина отчаянного поступка фермера более чем очевидна: не смог привезти людей на сбор, сортировку, расфасовку, потому что не получил пропуска ни на себя, ни на них. Он же не «МАГНИТ» или «МЕТРО». А ведь не только на ветер пущены труд и затраты фермера. Сезонные рабочие могли принести в свой дом честно заработанные средства. А где же наши уполномоченный по правам предпринимателей Якимчик? Председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Даниэль Башмаков? Руководитель Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова, которая вводила в заблуждение губернатора, говоря, что его карантинные меры поддерживает все население Кубани, и которая восхищалась организацией выдачей пропусков? Где депутаты «Единой России? Народный Фронт? Где вице-губернаторы Швец, Галась, Коробка в конце концов?
Выходит, что никакого пресловутого контакта сельхозпредпринимателей с торговлей как не было, так и нет! Получается, что администрация и города, и края в лице минсельхоза и департамента потребительской сферы сработали «в ноль», и все разговоры о том, что «будут работать рынки, мы поможем фермерам с реализацией их продукции», так разговорами и остались!
Но ведь совсем недавно главный по торговле в нашем крае Роман Куринный рассказывал, что «все у нас отработано, никого не забудем». И как же теперь?
На днях фонд «Росконгресс» провел довольно интересную онлайн-конференцию: «Меры региональной поддержки бизнеса в условиях эпидемиологической изоляции». Ни для кого не секрет (и никакого экстремизма в этом даже не стоит пытаться выискивать), что в разных регионах эти карантинные меры были и есть разные по своей степени «подавления всего живого». Принимающий участие в этом действе наш старый знакомый, руководитель департамента потребительской сферы Краснодарского края Роман Куринный открытым текстом сказал, что «у нас в крае были предприняты одни из САМЫХ ЖЕСТКИХ КАРАНТИННЫХ МЕР». Да это и понятно, никто на улицу нос не высовывает, боится, что оштрафуют. Все под запретом – рестораны, кафе, парикмахерские, фитнесы. Всех закрыли и опломбировали. Верят, что все закончится и все будет нормально? Да не будет оно нормально! Роман Куринный сам говорит, что «общепит «просел» на 85 процентов, а услуги так вообще на все сто!».
Только вот роль Романа Куринного - не потери фиксировать: для этого Росстат есть . Задача краевых властей - в кризисных условиях, какие сейчас и наступили, помочь эти потери компенсировать и дать возможность отрасли не умереть. Нужны не восхваления себя, а конкретные меры для тысяч. Подсчитал Куринной, сколько у нас в крае, с его простыми и дизайнерскими кафе и ресторанами, с его авторскими пекарнями и крафтовыми пивными занято рабочих рук? Сколько парикмахерских «у дома», равно как и крутых салонов красоты закрыли свои двери? Можно лишь догадываться, сколько они, а не штрафы, могли бы принести денег сотрудникам, чтобы заплатить за коммуналку, купить одежду детям и клубники у той же Валентины Михайловны.
Пока же вот уже почти месяц, как все замерло. А вот в других регионах руководство потребительской сферы не предпринимало таких строгих мер, как на Кубани, смертей – ноль! Например, в Самаре, страшно сказать, даже парикмахерские уже почти две недели как открыли! Компьютерные салоны так и вовсе не закрывали, понимая, что в условиях самоизоляции эти товары будут пользоваться повышенным спросом.
У нас же пресс-служба администрации края какое-то голосование устроила в интернете – открывать цирюльни или дождаться, пока волосы сами выпадать начнут. Смех, да и только! Так и хочется спросить – неужели никто не знает, что в «инстаграммах да вконтактах» люди заказывают на дом и парикмахеров, и массажистов? Кого же пытаемся мы обманывать и, главное, зачем?
Послушайте руководителя департамента торговли и развития потребительского рынка Самарской области Алексея Софронова. В отличие от своего кубанского коллеги самарский «главный по торговле» разговаривает как-то иначе, по-людски, что ли. Называет все своими именами, не ссылаясь на «решения губернатора». Видно, что проблемы простых людей, отважившихся зарабатывать на жизнь самостоятельно, не чужды ему и понятны. Интересны и понятны подходы
Слушая начальника управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития Белгородской области Владимира Зубова, тоже понимаешь, что забота и чуткость не умирают в людях, когда они пересаживаются в чиновничье кресло. Послушайте, как в области нестандартно подошли к тому, чтобы без излишнего насилия над народом (со штрафами и наказаниями, слава Богу пока не телесными) ненавязчиво придержать людей на приусадебных участках.
Молодцы, здорово придумано! Целая даже не отрасль, кластер дышит, живет - и торговля, и транспорт. И люди при деле, не скучают, что называется. И что тоже важно – Белгородская область занимает 53 место по распространению коронавируса, причем это самая открытая территория. Видимо, заболеваемость растет там, где слабое управление? И навряд ли вице-губернатор и министр, курирующие сельское хозяйство, представляют себе, как это запахать уже выращенный урожай?
Вот и получается, что в Самаре и Белгороде несмотря на отсутствие драконовских мер, ситуация по «короне» куда лучше, меры поддержки (ну или хотя бы невмешательства) куда ощутимее в сравнении с нашим крайне непонятным «потихоньку-потихоньку». Так что фермер Валентина Полинецкая, не спешите вы со своей клубникой. Сказано вам и всем остальным - по-ти-хонь-ку! Не будоражьте вы начальство. Оно не хочет знать, что вам надо платить за кредиты, лекарства, коммуналку. Со всеми вами ясности еще нет.Зато в чем ясность есть, так это в тратах на СМИ! Как говорится, война войной, а пиар по-расписанию! Накануне этой онлайн-конференции администрацией края был опубликован целый пакет договоров на информационное обслуживание себя любимых в своих же любимых СМИ. Не два-три, а ДЕВЯТЬ! Всего на сумму свыше СЕМИДЕСЯТИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ! Вот уж на чем экономить нельзя, так это на прославлении собственных успехов.