«Участие города в федеральном проекте по обновлению общественного транспорта экономически нецелесообразно», – такое заявление было опубликовано на официальном сайте администрации и городской Думы Краснодара.
Причиной отказа от федерального проекта стало коллективное мнение рабочей группы, сложившееся после посещения Ижевска и Казани, которые осуществляют федеральную программу «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»» (часть нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2021 году). Вдобавок группа изучила ситуацию в Ульяновске.
Что же так напугало краснодарских чиновников? Ведь понятно же, что национальный проект подразумевает огромные федеральные деньги, которые регион или муниципалитет самостоятельно вряд ли могут выделить на решение серьезно задачи. И возникает недоумение – зачем же отказываться от «подарка»?!
Если вкратце, то общий бюджет программы – 5,1 трлн рублей. Он складывается из 2,9 трлн рублей платежей, которые будут собраны с потребителей за проезд в новых автобусах, трамваях и троллейбусах, еще 1,1 трлн рублей – платежи из региональных бюджетов, 750 млрд рублей – «федеральные» деньги и 370 млрд рублей – внебюджетные инвестиции. Авторы программы посчитали, что за счет реализации этой программы бюджеты всех уровней через четверть века смогут получить не менее 1 трлн рублей дополнительных доходов. То есть на бумаге участие в программе должно быть экономически выгодным участникам. А Краснодар заартачился!
Первая причина – якобы дороговизна трамваев, предлагаемых по федеральной программе. Александр Грачев, директор Краснодарского трамвайно-троллейбусное управления сообщил, что стоимость одного трамвая (на примере Ульяновска) с учетом договора лизинга составит 48,5 млн рублей, в то время как Краснодар по договорам прямых поставок покупает один вагон трамвая за 31,4 млн рублей. И по федеральной программе – даже с учетом «московских» субсидий, даже с учетом лизинговых, растянутых во времени, платежей «федеральный» трамвай будет стоить неоправданно дорого. Мало того, вся городская техника по федеральной программе якобы без систем кондиционирования и на газомоторном топливе, что, по мнению краснодарцев из рабочей группы, ухудшает ее потребительские качества.
Александр Грачёв, докладывая о результатах поездки, настаивал на невыгодности федерального программы, потому что транспортное предприятие вынуждено само оплачивать лизинговые платежи, не получая возмещения в виде повышения тарифа на перевозку пассажиров. Но, простите, надо ли обязательно повышать тариф, если можно решением городской Думы принять бюджет, в котором будет отдельная статья о компенсации КТТУ лизинговых платежей?
Создается впечатление, что Александр Грачев «и иже с ним» преследуют какие-то свои цели, отказываясь от федеральной программы.
Иначе непонятно, почему, например, ульяновцы считают обновление парка «за счет» нацпроекта экономически выгодным? По крайней мере, врио губернатора Ульяновской области Алексей Русских заявил, что регион уже подал заявку на продолжение участия в программе и готов выделить на эти цели из областной казны 300 млн рублей. Похожие расчеты дает и Казань: «Субсидия из федерального бюджета на обновление парка составляет в размере 60% от стоимости. Для оплаты оставшихся 40% стоимости автобусов транспортные предприятия Казани оформили лизинг, заключив контракт с ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания», – сообщает официальный сайт мэрии Казани.
И гендиректор МУП «Ижгорэлектротранс» Андрей Батов рассказал СМИ, что регион совершенно конкретно экономит: за трамвай, стоимостью в 47 млн рублей, его предприятие платит 20 млн рублей, а оставшиеся 27 млн – «федералы». Причем 20 млн – это лизинг, рассчитанный на пять лет. Республика Удмуртия, в свою очередь, приняла решение выделять субсидию для покрытия лизинговых платежей транспортного предприятия.
А Краснодар нашел «изъяны» в нацпроекте. Что мешало кубанской столице, где требуется обновить 50 автобусов, 150 троллейбусов и 100 трамваев, повторить этот опыт?!
- Пока при поддержке администрации края и Законодательного собрания рассчитываем продолжить обновлять трамвайный парк Краснодарского ТТУ через прямые закупки, – отчитался Евгений Первышов.
Заявлено, что 103 трамвая город приобрел по программе «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». За счет средств городского бюджета - 10 троллейбусов с автономным ходом. Еще два троллейбуса – за счет собственных средств МУП КТТУ.
То есть мэр Краснодара отказался от «федеральных» денег, потому что обновляет городской пассажирский транспорт за счет «краевых». Или потому что, как предполагает эксперт издания «РЖД-Партнер», прямые закупки в отличие от федерального проекта могут подразумевать «агентские вознаграждения»? Интересно, испытывают ли на Красной, 35 гордость оттого, что «краевыми» деньгами смогли заместить «федеральные»?
Мэрия Краснодара признала, что в городе сорван федеральный проект, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.