В Краснодаре специалисты так называемого центра современного искусства «Типография» сообщили в своем аккаунте в сети Instagram, что работа над всеми проектами, которые были анонсированы на этот год, остановлена:
- Выставок и публичных событий (кино, лекций, лабораторий) во время проведения Россией на территории Украины «спецоперации» (Роскомнадзор требует называть происходящее именно так) не будет. Работа над всеми проектами, которые мы анонсировали на этот год, остановлена.
Они уточнили, что «приняли решение менять формат работы», и вспомнили про свои «достижения» в Украине, а именно работу группировки ЗИП в 2015 году в рамках второй Киевской биеннале.
Сотрудники центра там же написали, что продолжат «работать как пространство». То есть, видимо, будут предоставлять свои площадки, следуя западным кураторам Киевской биеннале, «для размышления вне логики текущих конфликтов», чтобы «бросать вызов политическому контексту». По крайней мере так учат кураторы выставки в Украине из зарубежья.
Чем спецоперация России на Украине помешала мероприятиям данного центра с мощной медийной поддержкой в Краснодаре, понять простому человеку довольно-таки сложно. Скорее всего, это связано с проявлением какой-то особой позиции, которой всегда отличалась эта кубанская организация. «Хайли лайкли», как сказали бы в таком случае кураторы на Западе, в частности в Великобритании.
О миссии центра один из учредителей «Типографии» Степан Субботин заявлял следующее:
- Мы никак не связаны с официальными институциями, держимся подальше от администрации. Мы основали самопровозглашенный Краснодарский институт современного искусства — КИСИ, ведем образовательную деятельность, делаем выставки местных молодых художников и художников из других регионов, фестивали паблик-арта, в том числе Кубанский фестиваль дадаизма. У нас есть арт-дача на море, налаживаем связи с западными институциями, сейчас работаем над проектом «Цех», который направлен на интеграцию современного искусства в социальное пространство города, в магазины, торговые центры, в информационное пространство.
Возможно, в «Типографии» подумали, что будет сложно наладить отношения с западными институтами.
Сотрудниками центра на официальном сайте «Типография» позиционируется как «независимая и некоммерческая инициатива». Однако до не давнего времени были всем известны учредители юридического лица: Николай Мороз, Степан Субботин и Евгений Руденко.
Особенно хорошо краснодарцам в связи с появлением скандальных фигур на Кубанской Набережной известно имя Евгения Руденко. Он являлся меценатом арт-объектов, которые через несколько дней после их установки неизвестные закидали яйцами.
Г-н Руденко, генеральный директор портала Южного региона ЮГА.ру, стал совладельцем центра «Типография» в 2013 году.
Он публично обещал участникам данного проекта от своего СМИ не только онлайновую, но и организационную поддержку.
- Мы намерены широко освещать мероприятия, которые будут проходить на территории культурного центра, способствуя тем самым продвижению всей деятельности «Типографии», - заявлял тогда Евгений Руденко.
Как следует из публикации на сайте центра «Типография», эта организация основана в 2012 году в Краснодаре меценатом Николаем Морозом и художниками из группировки ЗИП. И многие обращают внимание на название сообщества.
Не команда, не группа, не союз, а именно - группировка. Вряд ли только как бы вызывающим креативом и попыткой разрыва шаблона восприятия можно объяснить выбор столь оригинального названия. Возможно, за ним кроется более глубокий идейный смысл.
Сама же аббревиатура ЗИП художниками практически заимствована. На Кубани эти заглавные буквы в сознании нескольких поколений горожан ассоциируются с заводом измерительных приборов, успешно функционировавшим в советское время.
Развал некогда мощного, перспективного завода, выпускавшего продукцию в том числе и для отечественной оборонки, многими его работниками был воспринят как трагедия. Ну а группировка основателей «Типографии» вдохновилась его заброшенными пространствами, с 2009 года там располагалась их мастерская.
Примечательно, что в 2015 году часть участников группировки ЗИП (Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины), художники Вероника Злобина и Антон Польский создали объединение «Подпольная типография». Чем занимались удивительные «подпольщики», широко доподлинно не известно.
Вместе с тем, все знают, что на территории «Типографии» работают детская и взрослая арт-школа. Однако на сайте центра почему-то акцентировали внимание, что в его стенах поднимают «больные вопросы и важные темы». Как связаны искусство, дети и политика? И для чего? Или это одна из моделей взаимодействия с различными социальными группами и сообществами?
В настоящее время центром руководит приезжая из столицы Елена Ищенко. Некоторое время назад она давала интервью программе «Все свои» на радио «Комсомольская правда», где ее представляли художественным критиком и куратором центра.
А ещё г-жа Ищенко - со-основательница так называемого независимого журнала о современном искусстве России aroundart.org. Содержание медиаресурса, мягко говоря, достаточно своеобразно на фоне последних событий. Впрочем, самобытна и жизнь центра «Типография».
- Нам очень горько, что столько лет нашей последовательной, упорной и местами непростой работы оказались раздавлены - как и мы сами, - написали сотрудники центра.
О какой непростой работе ведется речь? К чему такие слезливые заявления, когда организация, образно говоря, живее всех живых? Перед кем разыгрывается эта трагедия и с какой целью? И что значит «раздавлены»? Чем же так раздосадованы «кураторы»?
И, наверное, ни у кого не вызовет удивления, если кто-то из «сочувствующих» и осуждающих спецоперацию России на Украине в вузах, в органах власти и в силовых структурах проявит оберегающее внимание к центру «Типография». За годы его работы сложилась вполне определенная коммуникация из модераторов, критиков, экспертов, привлекаемых к мероприятиям центра.
На Кубани еще двое военных погибли в ходе спецоперации на Украине, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.