Награждение руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко стало, наверное, самым неординарным событием первых месяцев 2022-го. Престарелый маэстро подробнейшим образом рассказывал президенту про патриотизм и боговерие рекордные 10 минут. Если бы всю эту пафосно-призывную речь положить на музыку, случилась бы минимум оратория, а то и гимн.
Вот только верилось словам мэтра как–то не очень. Что такое «патриотизм», поведано в десятках научных работ. Все авторы сходятся во мнении, что патриотизм - это политический принцип, социальное чувство, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради нее. Патриотизм предполагает… желание сохранять идентификацию себя с другими представителями своего народа….
Очевидно, что реальный патриотизм человека – сильный аргумент в глазах общества. Вот только при чем здесь Захарченко, для которого патриотизм, на наш взгляд, не более чем выгодно эксплуатируемая «фишка»? Говорит о нем Виктор Гаврилович много (где к месту, где нет). Но вот с «идентификацией» с народом слова никак не вяжутся. Даже с тем «народом», что у мэтра в подчинении, – с десятками простых артистов хора. Скандальные истории, связанные с весьма своеобразными пониманием Захарченко «привязанности к Родине», стали предметом проверки краевой прокуратуры, краевого минкульта. На полштыка проверяющие капнули - и хлынул целый фонтан возможных финансовых нарушений: зарплата у Виктора Гавриловича оказалась в полмиллиона рублей – в полтора раза выше, чем у губернатора Кондратьева, не поймешь куда были «распределены» родичами, расставленными мэтром по должностям, почти 130 миллионов рублей - средства краевого бюджета и президентского гранта. «Идентификация с народом» у патриота Захарченко, как выясняется, заключалась в перераспределении средств не для его певческого коллектива, а, видимо, в обратную сторону - в сторону собственной семьи.
Конечно, когда трогательный, поджарый старичок выходит на сцену и обрушивает на публику мегатонны высоких слов, верить хочется. Но зная теперь об особенностях хоровой бухгалтерии, прекрасно понимаешь: Захарченко - артист, и для него весь этот показной патриотизм – скорее всего не более чем очередная роль. Талантливо сыгранная, но все же роль. С расчетом на неплохой бюджетный гонорар.
И при этом под патриотизм порой подсовывается то, что к российскому патриотизму в принципе никак не имеет права относиться.
В семье Захарченко, плотно присосавшейся к финансовым бюджетным потокам, есть представители различных профессий: коммерсант, менеджер, секретарша, водитель. Но, к сожалению, нет историка. А пригодился бы, скажем, для хотя бы поверхностных изучений тестов песен, что исполняет хор. Ведь слова песен стоит не только петь, но и читать. И думать. Но когда перед глазами миллионы бюджетных рублей, которые необходимо «утоможить», - не до таких «мелочей».
Была бы возможность перенестись на четыреста лет назад, в Смутное время, и спросить жителей той России, что боль для них? Ответ бы сильно удивил начальника Кубанского хора Захарченко. Ведь хор по его настоянию распевает на каждом концерте: «Ой на горі та жныці жнуть. А попід горою, яром-долиною козаки йдуть». С подачи Захарченко сейчас эту песню эксплуатируют, что называется, и в хвост и в гриву. Нет ни одного детского песенного конкурса, где бы юные таланты (которым о фактах российской истории никто, понятно, не рассказывает) горланят про персонажей 1618-го года: «Попереду Дорошенко веде своє військо. Військо запорізьке. Хорошенько…. А позаду Сагайдачний, що проміняв жінку на тютюн та люльку. Необачний».
Если бы данное народное творчество Кубанский казачий хор исполнил бы в смутной Москве, и руководитель, и рядовые сотрудники хора гарантированно бы оказались на дыбе. Потому что москвичи образца начала XVII века были более патриотами – любили Родину, и не любили тех, кто осмеливался на нее покуситься.
Напомним: Пётр Сагайдачный — гетман Войска Запорожского, предводитель реестровых казаков на службе Речи Посполитой, православный шляхтич герба Побог из Перемышльской земли. Пётр Дорошенко — гетман Войска Запорожского на Правобережной Украине в 1665-1676 годах с правом наследственной передачи власти под покровительством турецкого султана Мехмеда IV, противник Ивана Серко, кошевого атамана Запорожской Сечи, участника и организатора многочисленных походов и сражений, главным образом против «басурман», а также гетманских властей, проводивших пропольскую или протурецкую политику. Прославился как ревностный защитник православия.
Наш главный праздник 4 ноября – День народного единства, «опирается» на события 1612 года. Но в 1612-м русско-польское противостояние не было завершено. В 1617-1618 поляки предприняли попытку водрузить «своего» на русский престол, сместив только что избранного русского царя Михаила Романова. Польский королевич Владислав двинул свои войска на Москву.
Сагайдачный с Дорошенко были главными участниками тех событий. Но только с другой стороны – против русских. Сил на обозначенную цель по силовому водружению на российский престол у Владислава было явно недостаточно, но по его призыву на помощь пришел гетман Петр Конашевич-Сагайдачный с 20 тысячами запорожцев. Сечь в то время входила в состав Речи Посполитой. И к Москве казаки шли, по пути «огнем и мечем» разоряя многие русские города.
Сохранилась «Повесть о мужественной защите жителями города Михайлова в Рязанских пределах». Процитируем текст без перевода на современный русский. Картинка более чем впечатляющая.
- В лето 7126 (1618) при государе Царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России король Польский и Литовский Жигимонт, хотя Московское государство поглотити и конечному потреблению предати, а веру православную искоренити и превратити в свою латынскую веру, посла сына своего Владислава со многими людьми и вои под Царствующий град Москву, а на Украйну посла - гетмана именем Петра Конашевича Сагайдачнаго, и с ним запороги до двадесяти тысящ, который, яко начальной сему всепагубному воровству и разоритель Московскаго государства, внезапу прииде с вои своими на Христово стадо. И, яко змии и лютии «волцы хищницы», нападоша на град Ливны и Елец и разорению предаша, люди же Божии, вкупе с женами и детьми, «усты меча» поядоша и сих кровию землю обагриша, а монастыри и церкви Божии расхитиша и огнем сожгоша. Но еще злочестивии крови христианския не насытишася, паки на достояние Божие вооружишася. Собрався в «сонмище сатанино», умыслиша напасти на область Рязанскую и на прочие грады, хотяще разорити их, яко же Ливны и Елец. Михайла Дорошенко Цапырковъ и товарищи его со многими вои приидоша, грады поплениша: Лебедянь, Донков, Скопин, Ряской. А мужи, жены, дети до ссущих младенец, многими муками мучаще, посекоша. И нападоша на область Рязанскую, посады пожгоша, люди и священники побиша, и ко граду Переяславлю Рязанскому приступиша. Но Божиею милостию и заступлением Владычицы нашея Богородицы чудотворныя иконы Федотиевския и помощию страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба и молитвами святаго Василия, епископа Рязанскаго, на приступе мнози побиени быша. А прочия отшедше от града, воеваша Рязанской уезд, и паки к Елцу поидоша и плениша Воронежский уезд.
Сами героические жители Михайлова в боях свой город отстояли:
- Полезна воспоминанию о преславном чудеси, како гетман Сагайдачный и запороги град Михайлов облегоша бранию и мнози от запорог погибоша, Божиим судом «искушени бывше», град же невредим бысть молитвами Пресвятыя Владычици нашея Богородицы и заступлением небесных сил Архистратига Михаила и великаго чудотворца Николы.
И в память избавления своего города от разорения и погибели жители Михайлова стали ежегодно 17 августа (день отбитого первого приступа) «молитвенно чтить память архангела Михаила», а 27 августа (тогда был отбит второй приступ неприятеля) - святителя Николая. Это были главные городские праздники до самого 1917-го.
Прибыв на соединение с войсками королевича Владислава, запорожские казаки вместе с польскими жолнёрами в ночь на праздник Покрова Пресвятой богородицы стали штурмовать московские стены. Штурм окончился неудачей. После чего королевич Владислав двинулся на север. Нападению подверглась Троице-Сергиева обитель. Но и этот приступ был отражен. И только после этого начались мирные переговоры…
Гетман Петр Сагайдачный на обратном пути разорял пригороды Калуги.
Учитывая, что Петр Сагайдачный и Михаил Дорошенко именно в этом походе «плечом к плечу» жгли русские города, убивали женщин, младенцев, сжигали церкви, то песня, которую сегодня поет хор Захарченко, как раз из того времени. И про те события. Но почему она такая радостная, бодрая и исполняется на подъеме?
Виктор Захарченко всегда позиционирует себя как лучшего в России знатока фольклора. Можно предположить, что смысл слов песни им тоже был досконально изучен. Тогда почему бравурная мелодия преобладает над сутью и тем самых как бы прославляет тех, кто с особой жестокостью уничтожал русских?
Ситуация в общем-то сильно парадоксальная: наша пропаганда не дает россиянам забыть о злодеяниях бандеровцев в годы Великой Отечественной, но хор Захарченко с удовольствием распевает о тех, кто в начале XVII века переплюнул бендеровцев по части уничтожения русского народа.
То, что этими подвигами атаманов гордится сейчас Украина, – это понятно. Вряд ли можно считать случайностью, что фрегат проекта 11351 «Нерей» - флагман украинских ВМС - носит имя «Гетман Сагайдачный». Не совсем понятно одно: как можно пением прославлять тех, кто жег русские города и, при этом вещать президенту в уши, про хранение традиций и святость. В той самой Москве. В том самом Кремле, который четыреста лет назад выстоял под натиском Сагайдачного. О ком ором теперь поёт хор. Для патриота такое было бы просто невозможно. А для того, кто только играет роль патриота, – вполне.
Глава Кубанского хора с мегамиллиоными доходами пожаловался Путину, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.