«Вольное Дело» спасает кубанскую реку
Река всегда была неотъемлемой частью жизни кубанских станиц и хуторов. Испокон веков, с момента переселения, казачьи станицы строились по берегам рек. Ведь река – это и источник воды, и транспорт, и естественная преграда от возможного нападения врага. Тут тебе и рыбалка, и купание, и для водоплавающей домашней птицы раздолье. Потому и слагали о реках песни казаки как о живом, одушевленном существе.
Имя реки стало именем нашего региона. И когда говорят – Кубань, то подразумевают Краснодарский край. Имена рек стали названиями городов – Лабинск и Усть-Лабинск от Лабы, Белореченск от Белой, да и южная столица России называется так же, как река, на которой стоит Сочи.
Но времена, когда люди относились к реке с уважением и даже почтением, уходят безвозвратно. Все чаще и чаще приходят сообщения, похожие на апокалиптические картины или напоминающие вести с фронта: «река пересохла», «рыба погибла», «вода отравлена». Былой, некогда хозяйский подход сменился варварским. Если не предпринять меры, то совсем скоро ценные природные объекты, как и высохшее Кипарисовое озеро в Анапе, останутся лишь на картинках.
В прошлом году жителям Краснодара показала свое дно даже главная река региона, некогда полноводная и судоходная Кубань. К слову, о ней. Страшно сказать, но до чего нужно было довести реку, если в миллионном Краснодаре нет НИ ОДНОГО МЕСТА для купания! Пляжи на Затоне и на Старой Кубани закрыты по требованию Роспотребнадзора уже много лет. И подобная ситуация с отсутствием речных пляжей повсеместна, что по меньшей мере противоестественно в жарком климате нашего степного региона. И потому неудивительно, что обезумевшие от жары люди лезут в фонтаны в парках. Ведь вода в реках из-за пагубной, преступной деятельности тех, кто на них или в их непосредственной близи осуществляет, с позволения сказать, «хозяйственную деятельность», грязная настолько, что купание в ней может причинить непоправимый вред здоровью, в первую очередь детей.
В сельской местности в погоне за лишним рублем «аграрии» незаконно возводят дамбы, направляя речные потоки на свои поля, а то и попросту выкачивая их мощными помпами. В результате всего этого варварства пересыхают реки, гибнет рыба в Динском, Тимашевском, Брюховецком, других районах. Алчность затмевает разум и тех, кто это творит, и тех, кто должен строго пресекать подобного рода деяния. Однако, находясь в «тесной дружбе» с такими вот «бизнесменами», контролирующие органы делают вид, что «все нормально». И даже если выписывают штрафы за нарушения природоохранного законодательства, то их размеры ничтожны в сравнении с получаемой выгодой.
Если в прежние годы реки чистили и люди, и государство, а ценный ил использовался в качестве удобрения, то со времен СССР их расчисткой не занимается никто. Потому малые кубанские реки заилены, заросли камышом и фактически погибают. Такая же участь постигла и главную водную артерию Усть-Лабинского района - речку Кирпили.
Но Кирпилям несказанно повезло. На бедственное положение реки обратил внимание Олег Дерипаска, и вот уже полтора года как Фонд «Вольное Дело», основанный промышленником и меценатом, осуществляет в хуторе Аргатов уникальный в современной истории Краснодарского края проект по спасению целой реки. Несмотря на более чем внушительные расходы, работы ведутся ежедневно, и уже можно с уверенностью говорить о втором рождении Кирпилей.
Это лишь один из семи участков, на которых ведутся работы. Как говорят специалисты, реку питают многочисленные родники. В период, когда разделенные дамбами участки наполняются, то по проложенным еще во времена СССР трубам-водоводам река соединяется. О масштабах работ говорит то, что к ним привлечены весьма немалые ресурсы.
В планах «Вольного дела» продолжить эту работу, чтобы в самом скором времени Кирпили вновь стали полноводной рекой. Уже сегодня очищенные берега привлекают местных жителей, а в перспективе благодаря уникальному инвестиционно-благотворительному проекту «Вольного Дела» эти места обещают стать одной из жемчужин Усть-Лабинского района.
Уже сегодня всем видно, что Аргатов получил новый, динамичный импульс в своем развитии. После того, как были созданы новые рабочие места, в хутор стала возвращаться молодежь. Ремонт школы, детского сада и фельдшерско-акушерского пункта, оснащение их самым современным оборудованием, строительство уникального по красоте храма, возрождение реки и многие другие достопримечательности хутора уже стали привлекать туристов. Сегодня разрабатываются программы агро- и этнотуризма, а также православные паломнические туры. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что старый казачий хутор обрел большие и долгосрочные перспективы.
Ранее "Живая Кубань" сообщала, что Фонд Олега Дерипаски увековечил память о малолетних узниках концлагерей.
Другие новости этой же рубрики