Перейти к основному содержанию

21 сентября православные христиане отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы

21.09.2019 06:51

Что это за праздник и какова его история, рассказал иерей Екатеринодарской епархии Дионисий Зубан.

При чтении Евангелия обращает на себя внимание то, что там есть упоминание о родителях Иоанна Крестителя, однако нет упоминания о родителях Марии и ее детстве.

С одной стороны это связано с тем, что Евангелие - весть об Иисусе Христе, а с другой - многие детали Его жизни попросту не вошли в текст, поскольку живая память очевидцев лиц и событий, связанных с Иисусом, хранились и без письменной фиксации.

Если учесть, что до IV века Церковь, находясь в условиях гонений от римской власти, не была чем-то единым, и обычаи и правила могли существенно отличаться при единстве веры в Иисуса Христа, чему пример споры о праздновании Пасхи в эту эпоху, то, соответственно, и почитание Девы Марии долгое время было локальным явлением, присущим обычаю христиан города Элии то есть Иерусалима (в древних церковных документах вплоть до VI века город носил название Элия).

WhatsApp Image 2019-09-21 at 08.34.26.jpeg

В V веке, попутно с христианизацией римской империи, внутри церкви шли острые дискуссии о том КТО такой Иисус, и если Он действительно Бог, принявший человеческое тело, то, следовательно, родившая Его Дева Мария вполне логично должна называться Богородица.

Таким образом, почитание Марии привело к появлению цикла Богородичных праздников в церковном календаре, что тоже датируется V веком. Это почитание не было навязано «сверху», а существовало независимо от богословских баталий. К этой же эпохе относится зарождение нового жанра богослужебного обихода - гимны. Музыканты составляли оды (песни) и гимны (кондаки, каноны, стихиры) в честь разных праздников, содержательный материал для которых брался не только из библейских текстов, но и других источников.

В случае с богородичными праздниками, то основной их материал - так называемое «Протоевангелие Иакова», раннехристианский апокриф, написанный после 160 г. н.э. имевший в церкви известность в первые века. Втрое возможное его название - «Рождество Марии».

faaf9393-4130-4aa6-a078-dded7f8ee362.jpg

В нем описана история о том, как праведная супружеская пара (Иоаким и Анна) не имела детей, терпела унижения соседей за свою бездетность, и под конец жизни наконец вымолила ребёнка. Родив дочь, Анна дала обет посвятить ее Богу, что и исполнила спустя три года.

Это история о терпении, вере, доверии Богу, любви к Нему и друг другу несмотря ни на что. Нравственный урок этой истории весьма прост: в ответ на молитву Бог даёт благословение любящим Его.



Ранее "Живая Кубань" писала, что предстоятель Русской православной церкви посетит Геленджик.

Другие новости этой же рубрики