21 сентября православные христиане отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Что это за праздник и какова его история, рассказал иерей Екатеринодарской епархии Дионисий Зубан.
При чтении Евангелия обращает на себя внимание то, что там есть упоминание о родителях Иоанна Крестителя, однако нет упоминания о родителях Марии и ее детстве.
С одной стороны это связано с тем, что Евангелие - весть об Иисусе Христе, а с другой - многие детали Его жизни попросту не вошли в текст, поскольку живая память очевидцев лиц и событий, связанных с Иисусом, хранились и без письменной фиксации.
Если учесть, что до IV века Церковь, находясь в условиях гонений от римской власти, не была чем-то единым, и обычаи и правила могли существенно отличаться при единстве веры в Иисуса Христа, чему пример споры о праздновании Пасхи в эту эпоху, то, соответственно, и почитание Девы Марии долгое время было локальным явлением, присущим обычаю христиан города Элии то есть Иерусалима (в древних церковных документах вплоть до VI века город носил название Элия).
В V веке, попутно с христианизацией римской империи, внутри церкви шли острые дискуссии о том КТО такой Иисус, и если Он действительно Бог, принявший человеческое тело, то, следовательно, родившая Его Дева Мария вполне логично должна называться Богородица.
Таким образом, почитание Марии привело к появлению цикла Богородичных праздников в церковном календаре, что тоже датируется V веком. Это почитание не было навязано «сверху», а существовало независимо от богословских баталий. К этой же эпохе относится зарождение нового жанра богослужебного обихода - гимны. Музыканты составляли оды (песни) и гимны (кондаки, каноны, стихиры) в честь разных праздников, содержательный материал для которых брался не только из библейских текстов, но и других источников.
В случае с богородичными праздниками, то основной их материал - так называемое «Протоевангелие Иакова», раннехристианский апокриф, написанный после 160 г. н.э. имевший в церкви известность в первые века. Втрое возможное его название - «Рождество Марии».
В нем описана история о том, как праведная супружеская пара (Иоаким и Анна) не имела детей, терпела унижения соседей за свою бездетность, и под конец жизни наконец вымолила ребёнка. Родив дочь, Анна дала обет посвятить ее Богу, что и исполнила спустя три года.
Это история о терпении, вере, доверии Богу, любви к Нему и друг другу несмотря ни на что. Нравственный урок этой истории весьма прост: в ответ на молитву Бог даёт благословение любящим Его.
Ранее "Живая Кубань" писала, что предстоятель Русской православной церкви посетит Геленджик.
Другие новости этой же рубрики