35 лет назад в Новороссийске затонул лайнер «Адмирал Нахимов»
31 августа 1986-го года в 23:12 на выходе из Новороссийской бухты столкнулись пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» и балкер (судно для перевозки насыпных грузов, в момент столкновения грузом было зерно) «Петр Васев». «Нахимов» получил большие повреждения корпуса, вода хлынула в открытые иллюминаторы, и через восемь минут – в 23:20 - затонул. Погибли 423 человека: 359 пассажиров и 64 члена экипажа. 64 погибших так и остались под водой. В ходе поисковых работ погибли два военных водолаза.
«Адмирал Нахимов» был спущенного на воду 24 марта 1925 года, и на 4 квартал 1986 года планировался его вывод из флота Черноморского пароходства. То есть злополучный рейс был одним из последних.
В 22:00 «Нахимов» отошел от новороссийского причала, а «Петр Васев» приближался к бухте. По правилам навигации «Адмирал Нахимов» должен был пропустить сухогруз, но диспетчер порта связался с капитаном балкера Виктором Ткаченко и попросил пропустить лайнер. Тот согласился, и почти сразу же оба корабля связались друг с другом и подтвердили готовящийся маневр.
В 23:00 капитан «Нахимова» Вадим Марков выставил курс 160 градусов, передал управление помощнику и ушел в свою каюту (там были приборы, показывающие курс). Помощник капитана несколько раз запрашивал пеленг, видел, что расстояние между судами сокращается, и по радиотелефону вышел на связь с сухогрузом, - мол, в силе ли договоренность о пропуске, и получил на то подтверждение. А вот капитан сухогруза Виктор Ткаченко, полагаясь на систему автоматической радиолокационной прокладки курса, не следил за обстановкой. Команду уменьшить ход, а затем «полный назад» он отдал слишком поздно.
Столкновение произошло почти под прямым углом. Сухогруз врезался в правый борт «Адмирала Нахимова» и сделал пробоину около 10 метров (позже посчитали общую площадь пробоины – 80 квадратных метров). Лайнер же продолжал движение (капитан пытался и увести «Нахимова» на мель) - из-за чего пробоина только увеличилась. С него успели спустить лишь несколько надувных плотов. Почему-то не была объявлена эвакуация, началась паника. «Нахимов» перевернулся на правый борт и затонул за восемь минут. Многие, оказавшись в воде, попали под винты сухогруза, продолжавшие работать.
Спасательная операция продолжалась несколько дней, хотя все выжившие спаслись в ночь катастрофы. В спасении участвовали «Петр Васев», лоцманский катер ЛК-90 (он шел к сухогрузу, чтобы помочь зайти в грузовой порт) и корабль пограничников. Некоторые выжившие провели в воде более 4 часов – в том числе среди тел погибших, а иногда возникала борьбы за спасательные жилеты. Мазут и дизельное топливо вытекали в море, и большинство спасенных оказались перепачканы ими с ног до головы, скользкий мазут мешал людям хвататься за веревки во время попыток спасти их. Еще раз: из 897 пассажиров и 346 членов экипажа погибли 423 человека.
После случившегося водолазы обследовать помещения затонувшего парохода и доставали тела. Около причала № 15 стояли пять вагонов-рефрижераторов, и всех погибших переносили туда. Там же шло опознание. Но 19 сентября, после того как в завалах в затопленном пароходе погиб второй водолаз, поиски решили прекратить.
Виновными в трагедии признали троих: обоих капитанов — Маркова и Ткаченко. И помощника капитана «Адмирала Нахимова» Чудновского – того самого, который наблюдал сближение судов, связывался с «Петром Васевым», но по сути ничего не предпринял. Обоих капитанов приговорили к 15 годам лишения свободы, но в 1992-м мужчины оказались на свободе после помилования президентами России и Украины. Чудновский же утонул вместе с «Нахимовым»: некоторые свидетельства говорят, что он сам заперся в каюте.
Сейчас над местом, где лежит «Адмирал Нахимов», - буй. Суда обходят этот участок стороной, здесь нельзя становиться на якорь, погружаться водолазам и использовать подводные аппараты. В хороший бинокль этот буй виден с монумента, который через год, 31 августа 1987 года - в память погибших - был установлен в Кабардинке на мысе Дооб, у маяка.
Родные жертв сочинской авиакатастрофы 2016 года обратились в ЕСПЧ, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.
Другие новости этой же рубрики