Из-за отсутствия у властей Кубани государственной позиции страдает природа.
Так было изначально: станицы и хутора на Кубани создавались вдоль рек. Река была кормилицей, естественным укреплением – охранной частью от врагов, транспортной артерией: этот бесплатный вид передвижения был доступен для всех.
Одна из таких кубанских станиц – Кирпильская. Имя свое получила по названию реки. Это место необычное – здесь люди расселились не по ширине степи, а по длине реки – на целых пятнадцать километров. Долгое время она служила лучшим другом для кирпильских казаков, но сейчас Кирпили не просто в опасности: водоем при смерти.
Нынешнее положение исключает рачительность предыдущих хозяев реки – казаков. Они относились к водоемам бережно, чистили дно чуть ли не каждое лето. Понятное дело, заиление – процесс естественный, который способствует перекрытию родников и выходу подземных вод, питающих реку. Раньше жителям кубанских станиц было не все равно на источник жизни, а сейчас…
Да и потом – кто обязан следить? После ЧП, когда в Краснодарском крае река вышла из берегов и затопила дома, власти должны были понять, что хозяин реке нужен все-таки один – тот, кто непосредственно там живет. А не четырнадцать, отвечающих за неё из московских офисов и кабинетов.
«Живая Кубань» уже публиковала материал о серьезном обмелении реки Кубани прямо в центре Краснодара, о практически полном пересыхании Кирпили в станице Динской. На днях в интернете появилось видео подобной ситуации в станице Кирпильской Усть-Лабинского района. В комментарии содержится информация о том, что река обмелела из-за насоса, который ведет подачу воды в частные теплицы. «В окрестностях стоит ужасный запах, так как весь берег усыпан погибшей рыбой», – сетует автор видеозаписи.
На кадрах отчетливо видны крыши многометровых теплиц. И, если посмотреть на спутниковые карты, можно увидеть, какое количество теплиц действительно расположено вдоль реки.
Фото: Яндекс Карты
«Живая Кубань» связалась с главой Кирпильского сельского поселения Сергеем Запорожским. Он уверил журналистов в том, что незаконного забора воды для полива в станице нет.
– Все наши фермеры получают официальные разрешения в минприроды края: подают заявку, приезжают сотрудники, смотрят и дают разрешение, за которое водопользователи должны заплатить. По теме реки надо интересоваться не у меня, есть рыбнадзор, в их ведении водоохранная зона, здесь я ничего не прокомментирую. Дождей нет, засуха бешеная. Но у администрации нет полномочий исправлять ситуацию, мы не можем ни одной копейки из бюджета потратить на это дело, – заявил Сергей Анатольевич.
Трудно утверждать, что лето-2019 выдалось жарким и без дождей. Так что считать его аномальным, по сравнению с прошлым годом, неправильно. Поэтому, скорее всего, здесь все же не природная катастрофа, а человеческий фактор. Кадры с видео, снятого в станице Кирпильской, это апокалипсис, который происходит на виду у всех. Нет у реки хозяев – есть потребительское отношение. Восстановить водную артерию Кубани никто не пытается.
И самое странное в этой истории – тот факт, что все якобы «по закону». Однако как может проверяться объем воды, которую фермеры берут из реки для полива угодий? В теории разрешение есть, только вот на практике, полагаем, цифра, которая на бумажке, значительно отличается от цифры, которая выходит по факту. И никак не узнать об этом, земля впитывает воду. Вот на что обязаны обратить внимание наши законодатели.
Главная проблема в том, что все чиновники «переводят стрелки» друг на друга, а вопрос так и остается нерешенным. Если бы все было действительно в рамках закона, Кирпили бы не погибла.
И эта бездумная жажда наживы, уход от бережного отношения как раз и сыграли свою злую роль – и теперь мы можем наблюдать апокалипсис сегодняшнего дня. А дальше что: не станет реки Кубани, Азовского и Черного морей?
Конечно, о полномочиях говорить можно без конца… Но ведь люди, живущие в эпицентре этого апокалипсиса, включая и главу поселения Сергея Запорожского, и исполняющего обязанности главы Усть-Лабинского района Алексея Гедзь, должны сами трубить во все инстанции. А отговорки об отсутствии полномочий воспринимаются как отсутствие государственной позиции. Ничего не мочь – убийственная поза. Ведь власть дается для того, чтобы защищать интересы государства. Поэтому, если стал чиновником, – делай. Сегодня стал модным «плач Ярославны» для людей государевых, но он их не украшает, а делает смешными. Если одно не могут, другое не могут, зачем во власть идти?
Река Кирпили, судя по сообщениям, которые поступают в редакцию от наших читателей, наверное, одна из самых страдающих в регионе. Ведь она обмелела в самой Кирпильской – там, где в принципе начинается, пересохла в центральных частях – Динском и Тимашевском районах.
Кирпили в станице Динской
Фото: gazeta-rvs.ru
Что же получается – теперь наши дети не смогут увидеть ни рыбу, ни раков, ни птиц? Какая-то диверсия против природы и всего человечества. Страшно оставить после себя пустыню…
Ранее "Живая Кубань" писала об отношении власти к высыханию рек на Кубани.