Из открытых источников известно, что митрополит Павел, в миру Пономарев Георгий Васильевич, родился в Караганде 19 февраля 1952 года в семье рабочих. Его отец оказался в Казахстане как сын священника, мать – как дочь раскулаченного. Она была верующей, а глава семьи - убежденным атеистом. В школе Георгий мечтал стать летчиком, но понимал нереальность фантазий, поскольку не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. Будучи в армии, служил в Германии и именно там понял, что Бог рядом. После демобилизации работал шофером, слесарем, учился в профтехучилище.
«Много раз меня спасала божественная сила: молитва матери, монахинь, священников, - признавался в интервью владыка. - В какой-то момент я понял, что жить в атеистическом обществе я не смогу, и ушел в церковь».
В 1973-81 годах он учился уже по духовной стезе: сначала - в Московской семинарии, потом в Московской академии (кандидат богословия), позже был слушателем аспирантуры при духовной академии. В 1977 году принял монашеский постриг и вошел в братство Троице-Сергиевой лавры. На следующий год рукоположен во иеродиакона, а чуть позже — в иеромонаха.
Повздорил с коммунистами
В 1979-81 годах служил референтом Отдела внешних церковных сношений (заместителем председателя этого Отдела тогда служил Кирилл, нынешний патриарх). В 1981 году был отправлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме и через год был назначен заместителем начальника Миссии. А в 1986-1988 годах возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В «израильский» период был возведен Патриархом Иерусалимским Диодором в сан игумена (в 1983 году) и в сан архимандрита (в 1986 году).
В одном из интервью он рассказал, почему был отозван из Иерусалима. У русской духовной миссии в разных городах Израиля был ряд зданий, некоторые из них сдавались в аренду. В Назарете в «Доме дружбы» возник какой-то спор по вопросам аренды, и отец Павел подал судебный иск на арендатора - к Коммунистической партии Израиля! Времена еще были советские, и излишне смелого священнослужителя «сослали» - в Псково-Печерский монастырь, наместником, где он служил до 1992 года.
Миссия за рубежом
Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 года архимандрит Павел был определен епископом Зарайским - управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. Служил в нью-йоркском кафедральном Соборе святителя Николая Чудотворца. Много времени уделял посещению Патриарших приходов в США, Канаде и Мексике.
Жизнь на чужбине заставила будущего митрополита овладеть английским языком. «В школе и семинарии проходил немецкий язык. Английский решил начать изучать в (духовной) академии, а для этого надо было посещать группу интенсивного изучения английского языка. И до сих пор я пользуюсь тем запасом знаний, которые там получил. А в США занимался английским самостоятельно: каждый день учил новые слова, старался читать и общаться по-английски. У меня даже собралась подборка школьных пособий. Первое время я общался через переводчика, а в последующие годы уже старался разговаривать сам, чтобы людям было более комфортно со мной», - вспоминал он.
Об этом как-то не очень много пишется, но судя по всему Павел, епископ Зарайский, в бытность управляющим Патриаршими приходами в США активно контактировал с высшими духовными лицами Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Это создавало предпосылки для объединения Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) с Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ), которое случилось в мае 2007-го.
В 1999 году назначен епископом Венским и Австрийским, а спустя два года возведен в сан архиепископа с титулом «Венский и Будапештский», - поскольку стал одновременно управлять и Будапештской епархией, ставшей самостоятельной с 2000 года. У владыки Павла репутация церковного консерватора, хотя он много лет проработал за границей.
"Россия вам не Грузия и не Украина"
С 2003 и на протяжении десяти с половиной лет служил в Рязани, — сначала архиепископом Рязанским и Касимовским, а с 2011 года – митрополитом Рязанским и Михайловским. Именно в Рязани он на камеру сказал про «чернобыльский краник», что ему вспоминают недобрым словом до сих пор. В декабре 2011 года он прокомментировал акции протеста в России на результаты парламентских выборов: «Все эти собрания, протестующие - у меня это вызывает чувство сожаления. Я думаю, это все делается не без участия западных спецслужб. Пользуясь возможностью, я хотел бы сказать тем, кто делает оранжевые, розовые и другие революции: Россия вам не Грузия и не Украина! Это вам не Египет и не Ливия. В России есть большое количество средств массового уничтожения - и атомное, и бактериологическое оружие. И я должен сказать, что для многих наших людей, в отличие от американцев, жизнь выеденного яйца не стоит. Будут нас донимать - наш народ отчаянным станет, если его загнать в угол, нам ничего не останется, как открыть чернобыльский краник ... типа такого. В этом случае пострадают все, и американцы, и европейцы состоятельные».
Запутался
И вот с таким «багажом» решением Священного Синода в конце декабря 2013 года митрополит Павел назначен Патриаршим экзархом всея Беларуси. («экзарх» - в православии и католицизме глава отдельного церковного округа. Прим. ред.). Если до сего момента церковная карьера владыки почти все время шла по восходящей, то в Белоруссии как-то …не задалось. Человек без белорусского гражданства, без знания белорусского языка, но в такой высокой должности, Павел подвергался постоянной критике. Причем и «снизу», и «сверху». Он обещал получить белорусский паспорт, но до последнего оставался гражданином России. Хотя митрополит Минский должен быть по уставу Белорусской Православной церкви гражданином Белоруссии. Обещал заняться изучением белорусского языка, но, как сам признавал в интервью, «понимаю, но не говорю».
К богослужениям на белорусском языке экзарх относился положительно. Однажды и вовсе он призвал к полной автокефалии (церковной независимости) Белорусской Церкви, однако быстро отрекся от этой позиции, заявив: «…сегодня под благовидным предлогом — свобода, независимость — пытаются навязать новую идею, которая не объединяет людей, а разъединяет». Хотя и Лукашенко, и многие простые белорусы хотели бы чтобы их церковь была самостоятельной единицей в православном мире или – по меньшей мере – не столь зависимой от Москвы.
Еще митрополит Павел противостоял белорусским униатам, называя их «сектантской организацией»: «Задача униатов сказать, что у нас один Бог. Извините, так у нас не один Бог, друзья мои. У вас свой Бог, потому что вы по-другому в Бога верите. Вы по-другому его исповедуете. Бог действительно один, но у корпорации свой бог, у какой-то сектантской организации – свой. Они к нашему общему Творцу и Господу никакого отношения не имеют». Греко-католики на территории современной Белоруссии до сих пор внушительная часть общества. Наверное, довольно рискованно со стороны православного митрополита их всех определять в сектанты.
И вот события текущего августа. 9-го – выборы Президента страны, 10-го митрополит Павел поздравил (!) Александра Лукашенко с победой. Но, получив информацию о разгонах протестующих, принёс извинения за поздравление. Митрополит Павел обратился к Лукашенко с призывом остановить насилие, и позднее он посещал в больнице людей, пострадавших во время акций протеста: призывал их не падать духом.
Такие метания, очевидно, не понравились в Москве. В итоге, пришлось ему написать прошение об освобождении от должности патриаршего экзарха всея Беларуси. Священный Синод РПЦ 25 августа так и сделал, поблагодарил и назначил главой Кубанской митрополии. В белорусском сегменте соцсетей эти кадровые перестановки вызвали неоднозначную реакцию. Но большинство радовалось, что вместо гражданина России БПЦ возглавил гражданин Беларуси.
Ничто человеческое не чуждо
В Интернете можно найти удивительную историю карьеры Дмитрия Варламова, личного секретаря митрополита Павла. Православный блогер Burbalka обратил внимание, что до своего отъезда в Минск Варламов был всего лишь студентом 5 курса Рязанской православной духовной семинарии. Но в 2013-м году он за 40 дней «прошел» девять лет службы: 27 октября был посвящен в диаконы, 24 ноября - в пресвитеры, на следующий день его назначили клириком Кафедрального собора Рождества Христова, 1 декабря наградили набедренником, 22 декабря – камилавкой (головной убор) и в тот же день назначен клириком Епархиального подворья в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, а 4 января 2014 во время первого в Минске богослужения митрополита Павла у иерея Димитрия Варламова уже был нагрудный крест.
Чтобы была понятна скорость возвышения, откроем Положение о наградах РПЦ: «2.3.2. Набедренник. Награждение происходит не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого. 2.3.3. Камилавка. Награждение происходит не ранее чем через три года после награждения набедренником. 2.3.4. Нагрудный крест. Награждение происходит не ранее чем через три года после награждения камилавкой». С чего бы это юноша так быстро поднялся?
Как и большинство обычных людей, митрополит Павел, видимо, любит роскошь и комфорт. Он публично признался, что за последние 15 лет ему несколько раз дарили новые автомобили: «Вот на 65 лет мне подарили «Майбах». Не служебный, не в пользование, а подарили!». В Белоруссии он жил не в скромном епархиальном управлении на улице Освобождения, где зарегистрирован. А в резиденции, которая находится в фешенебельном районе (точнее – парке) Дрозды. Это Лукашенко даровал ему новую резиденцию. Якобы она была «нашпигована» видеокамерами. В результате батька мог в парламенте брякнуть: «Московские попы «втихую где-то что-то косячат, я знаю это».
В настоящий момент митрополит Павел – все еще в Минске. В Свято-Духовом кафедральном соборе в субботу, 29 августа, он служил Всенощную, а 30 августа - божественную литургию преподобного Алипия Столпника.
На вопросы, поставленные в этом материале мы вскоре, когда новый глава Кубанской митрополии прибудет в Краснодар, возможно, узнаем ответы. Будет ли в его окружении Дмитрий Варламов? Появится ли на улицах южной столицы белый «майбах» с московскими номерами? Где будет обитать митрополит Павел – в резиденции владыки Исидора на улице Ленина? Или в регионе ему предложат свои видеокамеры...
Ранее "Живая Кубань" сообщала, что на Кубани простились с владыкой Исидором.