Весной прошлого года «Живая Кубань» рассказала о фантастически циничной ситуации, сложившейся в селе Нижнее Уч-Дере Лазаревского района Сочи. Если вкратце, то суть дела в следующем. Еще при советской власти – в 1990-м году, к 45-летию – жители в сельском парке поставили памятный знак своим 33 односельчанам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны. Почтили погибших.
Деньги на сам обелиск и его установку собрали по принципу «шапка по кругу», никакого согласования или разрешения от тогдашних властей на этот шаг не просили. Таким образом, каким бы эмоциональным фоном их поступок не обладал, возведенный общественностью памятник погибшим односельчанам является незаконным самостроем. Чтобы объект был осенён Федеральным Законом № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия…» в контексте финансирования, охраны и прочего.. памятник должен быть включен в Единый государственный Реестр объектов культурного наследия.
Важно, что обелиск был поставлен не в чьем-то огороде, а в сельском парке, территорию для которого официально выделил (как и финансирование для благоустройства) тогдашний глава администрации Сочи Николай Карпов.
Уже в постсоветские годы каким-то чудом в сельском парке появились два частных земельных участка. Причем так, что незаконно установленный памятный знак, «не сходя с места», оказался на территории одного из этих новоявленных участков. Спустя немного времени обелиск в память погибшим односельчанам …оказался разрушенным. «Железных» доказательств нет, но общественное мнение села Нижнее Уч-Дере винит в этом тех, кто более всего заинтересован.
В ответ жители села воссоздали обелиск. Правда, в несколько измененном виде: вместо былой стелы теперь был железный крест с закрепленной на нем мраморной плитой с фамилиями павших защитников Родины. Но и плита с фамилиями спустя немного времени оказалась разбитой; крест, правда, устоял.
Потом пошла череда судов: владельцы участков требовали демонтировать или снести памятный знак на своем участке. Ответчиком почему-то выступал Геворг Гугулян – старик, ветеран Великой Отечественной, участник боевого траления на Балтике. Его в незапамятные времена общественность села упросила присматривать за парком и, соответственно, памятным обелиском. Как выражается современная молодежь, Геворг Саакович «вообще не при делах», а подишь ты - ответчик! Своими руками ему придется ломать обелиск ровесникам, навечно оставшимся молодыми. По крайней мере есть решения Лазаревского районного суда и Краснодарского краевого.
«Живая Кубань» недавно возвратилась к этой теме, рассказав, что окончательное решение теперь за кассационным судом. Заседание состоится в Краснодаре 11 февраля. И, конечно же, мы выразили свое мнение, что неправильно это, несправедливо уничтожать памятник. Получается, год Памяти и Славы закончился – значит, можно и забыть о погибших воинах, защищавших Родину. «Живая Кубань» выразила надежду, что право и справедливость для кубанской Фемиды - синонимы, а понятия патриотизм и память о людях, отстоявших рубежи родины, не стали пустым звуком.
На нашу публикацию оперативно откликнулись в мэрии Сочи. Оказывается, по поручению главы курорта Алексея Копайгородского городская администрация уже инициировала в 2020 году ряд судебных разбирательств, выявив нарушения в распределении земельных участков.
Так, земельные участки на месте городского парка, на одном из которых и расположен памятник, появились на основании постановления главы Верхнелоосской сельской администрации, датированном 1995 годом. По действовавшему тогда законодательству, главы сельских администраций (и Верхнелооской – в том числе) не обладали полномочиями по предоставлению земельных участков. Получается, что выделение из общественной территории частных земельных участков объясняется либо чиновничьей халатностью, либо коррупцией?
Надо сказать, что мэрия Сочи многого добилась. Лазаревским районным судом решения о предоставлении этих земельных участков в сельском парке Нижнего Уч-Дере признаны недействительными, как и последовавшие позже договоры купли-продажи.
У ветеранов появилась надежда, что земельные участки будут возвращены в муниципальную собственность, а памятник будет узаконен и напоминать последующим поколениям сочинцев о подвиге их земляков.
«Живая Кубань», первая вступившая за правое дело, будет и дальше рассказывать о судьбе сельского парка в Нижнем Уч-Дере и обелиска.
В Армавире отметили годовщину окончания немецкой оккупации, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.