«Джентльмены удачи»: 50 лет на экранах и в сердцах
50 лет назад – 13 декабря 1971 года - на экраны Советского Союза вышла криминальная комедия «Джентльмены удачи». Годом позже фильм стал лидером проката: его посмотрели 65,2 миллиона человек. Со временем фильм стал одной из самых популярных лент, культовой: многие фразы из фильма стали крылатыми.
«Моргалы не выкололи»
В первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа!
Первоначальный сценарий под названием «Рецидивист», написанный Георгием Данелией и Викторией Токаревой, сильно отличался конечного. Главными действующими лицами были фальшивомонетчик, брачный аферист, угонщик автомобилей, карманник и майор милиции — точная копия одного из бандитов. В роли уголовников первоначально рассматривались Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в этом проекте. Каждый – по своей уважительной причине: Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Потом изменился и сценарий, и воровские «специализации».
Сценаристы переделали свой труд в тот вариант, который мы видим на экране. Чтобы смелая для тех времен кинокартина не отправилась сразу «на полку», сценарий дали крупным милицейским чинам. В целом история получились положительные отклики, но было требование сократить число жаргонизмов. Поэтому в репликах уголовные слова заменили на невинные «сарделька», «редиска», «петух гамбургский», «Навуходоносор». И все-таки когда фильм сняли, чиновники из Госкино решили показать его министру внутренних дел СССР Щелокову, а потом и Брежневу. Обоим «Джентльмены» понравились, и это «им» открыло дорогу в кинотеатры.
Режиссёр Александр Серый сам побывал в местах заключения, куда попал после того, как приревновал невесту и избил мужчину – да так, что сделал человека инвалидом. За это его осудили на 8 лет, но через 4 года он вышел на свободу. Георгий Данелия хотел помочь близкому другу, с которым вместе учился на режиссерских курсах и который недавно освободился. Вместе с Викторией Токаревой Георгий Николаевич написал сценарий и получил добро на съёмки от Госкино. Данелия принимал активное участие в подборе актёров и съёмках фильма, которые шли с февраля по апрель 1971 года - в Москве и Самарканде, а профессорская дача снималась в Серебряном Бору. Данелия называл себя «художественным руководителем», хотя режиссёром оставался Серый. Но Данелии пришлось-таки переснять некоторые эпизоды, потому что материал, снятый Серым, не соответствовал данелевскому видению.
Куда пропал Вицин
Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому: пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровские «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — все настоящее, с зоны. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся на закрытом показе, по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».
- Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор, — рассказывал Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич). — Оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул… Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий… В душевой только минут через сорок-сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость.
Но одежду уголовников окунули в настоящий цемент – она, как помните, застыла так, что не поддавалась ударам булыжника, и пришлось героям фильма дальше бежать голышом.
Кстати, актера на роль Василия Алибабаевича искали дольше всего: пробовались Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш, Илья Рутберг. После многих неудачных проб обратили внимание на Раднэра Муратова, у которого уже была роль начальника тюрьмы. Ее сократили, а Муратов получил главную роль жизни.
Худсовет не сразу утвердил Георгия Вицина на роль Хмыря: на эту роль пробовались Лев Дуров, Рудольф Рудин и Виктор Сергачёв.
Георгия Данелия вспоминал, что когда сценарий писался, в его голове сценариста Доцентом безоговорочно виделся Леонов, Косым – Крамаров, Василий Алибабаевич – Мкртчян. Но жизнь внесла коррективы. Например, Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Его просто не отпустили из Еревана!
Верблюд был бритый, а шампунь настоящий
Леонов, готовясь к съемкам, ходил в Бутырскую тюрьму и подглядывал за заключенными в отверстие в двери тюремной камеры. Актер тщательно записывал все услышанное в тетрадку, подмечая при этом каждую деталь в их поведении. Кстати, тюремные сцены снимались в настоящей тюрьме строгого режима в Самарканде. Актеров и членов съемочной группы – как бы чего не вышло - постоянно сопровождали сотрудники милиции.
Верблюд не плевал в Косого – почему-то эта легенда очень популярна: вместо слюны при съемке использовался вспененный шампунь. С верблюдом произошла такая история. Он жил в кузове грузовика во дворе гостиницы. Хозяину животного почему-то не заплатили суточные, и, чтобы прокормиться, он постриг верблюда с одной стороны и продал эту шерсть. Потому-то в фильме его (верблюда, конечно) показывают только с одной, небритой стороны.
Дом, где прятались «джентльмены удачи», действительно предназначался под снос, поэтому съемочной группе разрешили его сжечь. При этом один из операторов едва не угодил в огонь —слишком близко подошел к пламени, и директор картины Александра Демидова оттащила его за шкирку.
А ледяная горка, по которой скатываются «преступники», убегая от дворничихи, не делалась специально для съемок, а была изначально. До сих пор, спустя полвека, местные жители зимой заливают ее и детвора катается.
Когда Крамаров выпил – вместо алкоголя – шампунь, это был настоящий шампунь: киношники так и не придумали какую-то замену.
Приколы артистов
При съемке сцены зимней зарядки Леонов, Вицин и Крамаров заранее договорились не раздеваться: все-таки был мороз минус 17. А Муратов немного опоздал и, не зная о договоренности, разделся. Остальным пришлось сделать то же самое: сыграла актерская ревность. Чтобы «отомстить» Муратову, Крамаров неожиданно натер его снегом, а Вицин начал тереть и самого Крамарова. В итоге эта импровизацией вошла в фильм.
Олег Видов в роли старшего лейтенанта милиции, несколько раз срывал съемку сцены поездки на такси. Он не мог удержаться от хохота на фразы Крамарова: «Карту купи, лапоть! О! Вон мужик в пиджаке! А вон оно, дерево!» Поэтому в фильме в этой сцене Видов говорит, стараясь не смотреть на Крамарова.
Кстати, о Крамарове. Данелия вспоминает, что, когда актёр эмигрировал в США, его пытались вырезать из «Джентльменов». «Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было», - вспоминал Крамаров.
Ну и последнее. Шлем Александра Македонского был создан в бутафорском цехе «Мосфильма», и по завершении съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова. «Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, - рассказывала она. - Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез!»
«Кинотавр» останется в Сочи и после смерти Рудинштейна, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.
Другие новости этой же рубрики