Фермер пожаловался на «полицейский беспредел» в Брюховецком районе
В редакцию «Живой Кубани» обратился житель Брюховецкого района Андрей Петренко. Он поведал свою историю. Она на первый взгляд выглядит как ненаучная фантастика: человек ни за что попал под пресс закона. С другой стороны, любой взрослый читатель, знающий неписаные кубанские правила игры, отнесет эту историю к жанру реализма.
Андрей Андреевич - типичный кубанец: ему чужого не надо, но и свое он не отдаст. Всю жизнь мужчина занимался пчеловодством, в последние несколько лет - еще и рыбой. Сначала арендовал часть речушки Незайманка. А позже пересадил выращенную рыбу в свой же, на своей земле, пруд. С документами все честь по чести: лицензия, разрешение на зарыбление.
Первая попытка
Пару лет назад - в ночь с 9 на 10 января 2020 года - на прудик покусились четверо воров.
- Залезли по-серьезному: украли тонну рыбы. Мы с другом их всех задержали - с рыбой и электроудочками, с лодкой и двумя машинами. Как позже выяснилось, из них двое - ранее судимые за тяжкие преступления: один - за наркотики, другой - за грабеж. А самое любопытное то, что эти люди владеют магазинами по продаже рыбы. Я вызвал полицию на место происшествия, - рассказал рыбовод.
Андрей Петренко - заядлый охотник. Воришки не сумели убежать и не оказали сопротивление потому, что в руках у фермера в ту ночь был карабин. По вызову - вместе с опергруппой - приехала следователь-дознаватель Дарья Литвинова. По словам Петренко, уже в ее присутствии один из воришек позвонил кому-то, а потом передал телефон Литвиновой. После чего ситуация поменялась. Следователь отложил в сторону заявление Петренко и принял заявления от его обидчиков. Теперь уже воры стали потерпевшими. Они заявили, что Петренко, якобы, в них стрелял.
Тут бы фермеру промолчать, но нашего героя буквально занесло - от обиды и несправедливости. Следующим утром он позвонил в Краснодар, в ГУ МВД края, и сообщил, что следователь Литвинова была сильно подшофе во время ночного дежурства. В тот же день следователь прошла медицинское освидетельствование. И в ответ написала на Петренко заявление - дескать он на нее напал, ударил в левое предплечье и ушиб мизинец.
- В акте освидетельствования упоминается синяк. Бред! Ведь там были и другие полицейские. Такое вообще возможно...чтобы кто-то безнаказанно напал на сотрудника полиции в присутствии других сотрудников?!, - вопрошает фермер.
В итоге Андрей Петренко становится фигурантом сразу двух уголовных дел - за два выстрела в сторону похитителей рыбы и за нападение на сотрудника полиции. По здравому смыслу, дело должно было развалиться. Потому что эти четверо, дают разные показания - на следствии, и в суде: где находился каждый из них и где находился Петренко, в какую сторону он стрелял - варианты ответов сильно разнятся. Более того, есть заключение эксперта, согласно которому из карабина Петренко в ту ночь вообще не стреляли! Ни следствие, ни суд особо не интересовало - а что эти четверо делали ночью на чужой земле и откуда в бурьяне около дороги в непосредственной близости от из машин оказалась тонна живой еще рыбы?!
У Андрея Петренко был приберегаемый до поры козырь. В ту злополучную ночь на карабине был установлен тепловизор. Все происходящее около пруда он фиксировал на флешку. Фермер дважды заявлял ходатайство, чтобы представить оружие суду, ему дважды отказывали. В третий раз Петренко рассказал о записи с тепловизора. Тогда адвокат потерпевших тут же попросил перерыв. А после него прямо в зале заседания предложил заключить мировое соглашение и закрыть дело. Но Андрей Петренко отказался, заявив, мол «вор должен сидеть в тюрьме».
- Почему они предложили примирение? В записи постоянно есть дата и хронометраж - то есть практически невозможно что-то смонтировать, - говорит Андрей Андреевич.
Следующее судебное заседание случилось спустя три или четыре недели после признания, что запись существует. При ее просмотре выяснилось, что два файла - самые любопытные по времени происходивших в ту ночь событий - удалены. Андрей Петренко полагает, что удалить запись мог следователь, который вёл дело.
- У меня сохранилась диктофонная запись разговора со следователем Дмитрием Спиглазовым, где он косвенно признается в этом. Я был готов представить эту запись в суде, но судья почему-то отказал мне: якобы, она не имеет отношения к делу, - рассказывает Андрей.
Приговор Брюховецкого районного суда был на удивление - все-таки статьи 119 и 318 УК РФ - мягким: два года ограничения свободы. Подсудимого не изолируют от общества, но на него налагают ряд запретов. А еще у Андрея изъяли карабин, который стоит порядка полумиллиона рублей и оштрафовали на сумму 150 тысяч рублей.
Потом, в апреле 2021 года, Петренко подал апелляционную жалобу в Краснодарский краевой суд. Там обратили внимание на заключение эксперта, который подтвердил, что из злополучного карабина в ту ночь не стреляли. И приговор был смягчен на 2 месяца. То есть свободу фермеру ограничили не на два года, а год и десять месяцев.
Уже на этом этапе рассказа Андрея Петренко у «Живой Кубани» возникло ощущение, что фермера целенаправленно травят, хотят посадить. И дальнейшие события лишь подтверждают это наше предположение.
Попытка № 2
Спустя полгода - осенью 2021 года - инспекция ГУИН совместно с брюховецкой полицией выступили с ходатайством об изменении меры пресечения Петренко на реальный срок. Мотивировка? Жег листву в собственном огороде и оказал неповиновение полиции.
- На самом деле листва горела на соседнем участке, я к этому костру не имел отношения. А неповиновение - это требование полицейского, чтобы я немедленно прекратил разговор по телефону, а мне для завершения этого звонка потребовались еще пара минут. Вот такое неповиновение, - объяснил Андрей.
28 января 2022 года судья Елена Дорошенко оставила приговор без изменений: все то же ограничение свободы, а не исправительная колония.
Попытка № 3
10 февраля следователь Евгений Шевцов предъявляет Андрею Петренко обвинения. Во-первых, тот, якобы, еще прошлым летом кого-то ударил веслом. Во-вторых, у него изъяли порох и патроны, которые он не имел право хранить, поскольку осужден и лишен лицензии на владение оружием.
- Что касается истории с веслом, то я шапочно знаю того человека. Никакого удара не было, но я готов к разбирательству, к даче показаний, к очной ставке, - рассказывает фермер.
По его мнению, гораздо интереснее история с боеприпасами. Они принадлежали Андрею Петренко и по закону полиция должна была изъять их в 5-дневный срок после вынесения приговора, то есть еще год назад. Силовики этого не сделали. А теперь обвинили Андрея в незаконном хранении боеприпасов.
Если на самом деле все так, как рассказывает Петренко, то брюховецкая полиция собственную халатность использовала, как повод для возбуждения очередного уголовного дела в отношении Андрея Петренко? И он уточнил, что на акте изъятия боеприпасов должна быть и его, владельца, подпись, - мол, если вы раньше изымали патроны и порох, то предъявите подтверждающий это документ с его, Петренко, автографом.
И рыбку съесть, и закон соблюсти
Параллельно всем этим событиям Андрей Петренко пытается найти ответ на простой вопрос: куда делась его рыба, которую пытались похитить, с которой, собственно, и началась вся эта история? Тонна толстолобика - это примерно 250 тысяч рублей. Деньги на дороге не валяются!
Петренко от местной полиции получил акт об уничтожении его рыбы, подписанный начальником Приморско-Ахтарской рыбинспекци Н.А. Бугаевской. Андрей Андреевич не поленился и съездил в это учреждение.
-А рыбинспекторы вначале мне отвечали, что в глаза не видели мою рыбу. А потом, после консультаций со своим руководством, признали, что уничтожили рыбу, сожгли, - едва сдерживая невеселую усмешку, говорит Петренко.
Его иронию понять можно: согласно акту рыбу изъяли 10 января, но только 4 марта - то есть без малого через два месяца - ее уничтожили. Где она хранилась два месяца? И еще... спалить тонну рыбы это сколько надо было потратить солярки, или бензина, или дров!
И, кстати, об огне. Самый последний эпизод этой истории: месяц назад, точнее - 22 февраля у Андрея Петренко сожгли машину. По его словам, прибывшие на место полицейские старались подать происшествие как несчастный случай, мол закоротила в машине электропроводка. Да только нечему было коротить, потому что аккумулятор машины в это время был в доме, на подзарядке.
А вот пожарные честно указали вероятную причину пожара - умышленный поджог!
Понятно, что Андрей Петренко обращался в поисках правды и в Следственный комитет, и в прокуратуру. Но без особого успеха. Многое в этой истории осталось «за кадром» - что невозможно доказать или документально подтвердить. Но невозможно избавиться от ощущения, что наш герой перешел кому-то дорожку, и теперь его планомерно пытаются загнать за решетку.
Андрей Петренко требует лишь беспристрастного расследования всего, что произошло с ним за последние два года. Он хочет сохранить свое честное имя.
А «Живая Кубань» в свою очередь просит считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру Краснодарского края, в СУ СКР по Краснодарскому краю, а также в ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Мы верим, что они смогут защитить фермера Андрея Петренко из Брюховецкого района и объективно разобраться в ситуации.
На Кубани фермерша хозяйничает на земле соседа, посчитав ее своею, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.
Другие новости этой же рубрики