Гостей на Кубани не звали и не ждали
Трасса Краснодар - Тамань: в отражении проблем
Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев любит каждый год отчитываться, сколько отдыхающих принял край, на сколько благодаря им пополнилась наша казна. А что же делается для гостей, маленьких инвесторов курортных территорий?
Отправляясь в путешествие по Кубани, не забудьте прихватить ночную вазу
Основной поток гостей, как известно, в Краснодарский край въезжает на автомобилях. А здесь, оказывается, нежданчик!
Направление в сторону Таманского полуострова после открытия Крымского моста приобрело ещё бОльшую популярность среди российских туристов. Вся страна после долгого перерыва устремилась на вновь обретенный полуостров. Старшее поколение — за прежними ощущениями, молодое — за новыми впечатлениями. В этом транзите Кубань — промежуточный пункт, на который в последнее время с удивлением и разочарованием взирает из окон автомобилей проезжающий народ, не узнавая главную житницу и жемчужину родной страны.
Угораздило же кого-то из больших кубанских начальников приводить в порядок дороги в летнее время, в разгар отпусков. То одна полоса закрыта, то другая. Более отчаянные водители прут по обочинам. Благо, что доблестных ДПС-ников днём с огнем не сыщешь там, где идут ремонтно-восстановительные работы и где самые большие заторы. Например, вокруг "волшебного" хутора Коржевский. Основная масса машин в многокилометровых пробках в обе стороны стоит здесь. Каждый день! В жаре! С детьми! Интересно, Вениамин Кондратьев, передвигающийся в основном на вертолете, видит там, с небес, эту картину? Может, стоит ему проехаться по дороге, как все смертные это делают. И ощутить все прелести передвижения по трассе Краснодар — Тамань. Глядишь, услышал бы, как чертыхаются автолюбители и куда указывают пойти власть предержащим. Направление обозначают простым и вполне доступным языком.
Этим летом ещё и судебные приставы решили активизироваться и заняться своей непосредственной деятельностью, не отходя от федеральных трасс. Что придаёт особую «прелесть». А в конце июля Вениамин Кондратьев поручил законодательно закрепить требование об установке барьерных ограждений на дорогах региона. Представляете, сколько их будут устанавливать? И не иначе как летом и как обычно — в дневное время.
- Дорога — ужасная. Везде пробки. Крымский мост построили, а доехать до него невозможно, - говорит Владимир из Ростовской области.
Он уже во второй раз стоит в пробке: сначала под Тимашевском, теперь - у Славянска-на-Кубани.
- Это раздражает, поскорее бы уже доехать, - добавляет он.
Вот и наш навигатор наливался красным цветом, регулярно намекая, что стоять мы будем «долго и всерьез». Водитель нервничает, а мы выходим размять ноги.
Солнце палит. Вода закончилась, а поблизости — никакой инфраструктуры. До заправки, где можно купить напитки и посетить помещение с заветными буквами М и Ж, несколько километров.
Из машины со ставропольскими номерами выходит мамочка с ребёнком. Усаживает его на горшок, предусмотрительно взятый в дорогу. Его провожают завистливым взглядом все, кто в это время, как и мы, вышли размять ноги.
- Знаете, даже в туалет толком сходить негде, - признается Ольга. – Мы едем с маленькими детьми, им очень трудно объяснить – потерпите, скоро доедем. По трассе туалетов вообще нет, приходится заезжать на заправки.
Первый туалет по пути из Краснодара в Темрюк встретил нас через 40 километров. Потом был биотуалет на частном подворье и на одном из рынков.
А здесь посещение туалета просто опасно.
Да что там туалеты! Специально отведенные места для торговли выглядят непрезентабельно: таблички и вывески выгорели на солнце, территории неухоженные. Посмотрели бы на эту неприглядную картину авторы легендарного фильма «Кубанские казаки». В их представлении Кубань — красавица, яркая, солнечная, налитая соками. А что сейчас?
Вот Ивановское подворье. На входе – не прибрано. Сотрудники рынка, увидев, что фотографируем, обещают все убрать. Старые прилавки, все вокруг серо и облезло. Никакого зазывного продуманного дизайна.
По дороге нам попадались многочисленные кемпинги и отели. Практически все – пустые. Некоторые просто закрыты или продаются. И это в туристическом центре России! Печальное зрелище.
Самое интересное нас ожидало в поселке Красный Октябрь. Жители там установили баррикады из покрышек, чтобы перекрыть дорогу тем, кто объезжает многокилометровые пробки. Предприимчивые мальчишки сидели рядом и просили 50 рублей, тогда, мол, преграду уберем…
Местных жителей можно понять: их спокойные улочки превратились в пыльные и шумные автострады, по которой сутками передвигается сотни машин. Основная трасса просто не выдерживает наплыва желающих попасть на море.
Арбузный рай превратился в ад
Кубань всегда славилась достойным урожаем бахчи. Где, как ни в Краснодарском крае, выращивать вкусные и сладкие арбузы? Южное солнце и степные просторы словно созданы для этого. Недаром ярмарки вдоль кубанских трасс, манящие дарами природы, всегда изобиловали зеленой сочной ягодой. Кавун, главное летнее лакомство, и
в этом году хозяин ярмарок. Только из-за просчетов великих стратегов, засевших в министерстве сельского хозяйства Кубани, с реализацией арбузов беда случилась: произвели их столько, что не продать хоть тресни. Перенасытили рынок.
Горы арбузов – покупателей нет.
Как ранее сообщали СМИ, в министерстве сельского хозяйства Кубани великие и компетентные специалисты посчитали, что на бахчу в крае спрос высокий, и в 2019 году посевную площадь бахчевых культур в регионе увеличили. В этом году арбузами, дынями и тыквой засеяно девять с половиной тысяч гектаров и планируется собрать 72 тысячи тонн арбузов. А вот как справляться фермерам с таким достойным урожаем - в ведомстве не сообщили.
Многие предприниматели попытались реализовать арбузы через торговые сети, в основном, Московской области. Но лето в столице выдалось холодным, и нужды в арбузах не было.
- Арбуз покупают в жару. А в плюс шесть градусов его совсем не хочется, вот и нет спроса, - говорит Владимир, руководитель одного из кубанских плодово-ягодных хозяйств.
Через Темрюкский район, арбузную столицу России, ежедневно проезжают сотни тысяч машин с туристами. Казалось, вот он — покупатель. Но и на трассе лакомый товар лежит зеленой грудой не востребованный.
Из-за перенасыщенности рынка цена на продукт падает. На трассе его уже предлагают по 3 рубля за килограмм. И то не берут.
- День на день не приходится, сегодня покупателей мало. Их вообще мало в этом году, приходится снижать цены, хоть как-то надо продать, ведь все испортится, - жалуется Татьяна, продавец.
К тому же конкуренты из Волгоградской и Астраханской областей, где оптовая стоимость арбузов вообще доходила до 50 копеек за килограмм, сбивают цены. Предприниматели несут убытки, поэтому им проще бросить поле неубранным, что они и делают, чем тратиться на сбор, подвоз и реализацию урожая.
По словам фермеров, для успешной деятельности аграрных хозяйств арбузы нужно продавать оптом хотя бы по шесть рублей, но никак не за три рубля и тем более не за 50 копеек. Производство это достаточно затратное: вспашка земли, посев семян, работа транспортной техники на дизельном топливе, которое стоит сегодня более 40 рублей за литр, оплата рабочей силы. А оборот, получается, значительно меньше.
Налоговую ставку на ягоды только в ближайшее время обещают понизить до 10 процентов – пока же она составляет 20 процентов.
А помочь фермерам в этой трудной ситуации должен был местный минсельхоз, организовав, к примеру, арбузные фестивали и ярмарки. Причем не только в этнической Атамани, где, кстати, такой праздник всегда проходил на «ура». А почему нет? Фестивали винограда, красок, фейерверков же есть. Устроить на площадях Краснодара или в районных центрах муниципальных образований яркие, веселые арбузные праздники, где фермеры и продавали бы арбузы по 6 рублей. И им хорошо: они хотя бы покроют свои затраты. И любителям арбузов неплохо: цена-то ниже, чем у перекупщиков.
Но у нас в крае, все по-прежнему – рекорды важнее всего. Вот только нужны ли они, если создают людям такие глобальные проблемы?
Расту, где хочу
Обочины трассы – в зарослях камыша и сорной травы. Самое ужасное, что аллергенная амброзия захватывает все больше и больше земли. Никто ее не убирает. Чиновники отчитываются о борьбе с вредителем в Краснодаре, как будто бы она растет только там. Что творится за пределами кубанской столицы, их, видимо, не интересует.
Сорняки захватывают поля с подсолнухом.
Продается поле с амброзией. Налетай!
Зато вот приглашение посетить долину лотосов. Думаете, такая реклама сработает?
Машину мне, машину! Сюда я больше не ездок!
- Неуютно как-то. Запущенность во всем. Хочется после унылых северных пейзажей праздника. Природа, конечно, радует. Но то, что сделано руками, видимо, создавалось по принципу «и так сойдет», - делится Александр из Сургута. Он тоже держит путь в Крым. - Раньше отдыхали на Азовском море, теперь вынуждены искать другие места.
И путешественников можно понять – то, что они видят, не радует глаз. «Некомфортно, неудобно и некрасиво», - так часто они отзываются о своем пути в отпуск. Не встречает хлебосольная Кубань гостей с распростёртыми объятиями – инфраструктуры нет, дорога скверная. Из-за этого и проезжают транзитом. Хотя еще несколько лет назад она была местом назначения, а не промежуточной станцией. А значит, не узнают ни то, какие тайны хранит Таманский полуостров, не посетят древнюю фанагарийскую землю, не побывают в хате героев Лермонтова. Не полюбуются завараживающей картиной встречи двух морей: Черного и Азовского. Увидев именно это место, Пушкин воскликнул: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!". Они лишаются возможности видеть Кубань глазами первых переселенцев - запорожских казаков, а также богатство и колорит народной культуры.
Много, где ещё не ступит нога туриста, а значит, бюджеты Краснодарского края и местных жителей недосчитаются денег .Такое вот невеселое путешествие из "варяг в греки".
«Живая Кубань» ранее писала, что Темрюк входит в десятку самых непопулярных мест для отдыха.
Другие новости этой же рубрики