Кому из русских и почему отказали в Нобелевской премии
Несмотря на то, что ими становились ученые и писатели из России, немало других, не менее достойных претендентов из числа наших соотечественников, в этом списке не оказалось.
За все время 21 гражданин России и СССР получили 17 нобелевских премий. Среди них Иван Павлов, Илья Мечников, Николай Семёнов, Лев Ландау, Петр Капица, Андрей Сахаров, Жорес Алфёров и другие.
Александр Фрумкин — основоположник русской электрохимии
Учёного номинировали на Нобелевскую премию 11 раз с 1946 по 1966 год. Среди прочих его кандидатуру предлагали нобелевский лауреат Николай Семенов и выдающийся американский химик Исаак Кольтгоф. Возможно, Фрумкина выдвигали и позднее, но пока обнародована информация только до 1966 года.
Александр Наумович Фрумкин — автор основополагающих работ в современной электрохимии, основоположник электрохимической кинетики, один из основателей современного учения об электрохимических процессах, создатель советской электрохимической научной школы. За руководство исследованиями влияния радиоактивного излучения на материалы атомного реактора А. Н. Фрумкин в октябре 1949 года секретными указами правительствам в группе создателей первой советской ядерной бомбы был награждён орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией II степени.
Ученый умер в 1976 году, так и не получив Нобелевскую премию. Его имя носит Институт физической химии и электрохимии Российской академии наук (ИФХЭ РАН). С 2000 года Международное общество электрохимии совместно с МГУ и ИФХЭ РАН вручают наиболее авторитетным химикам мемориальную медаль Фрумкина.
Евгений Завойский открыл электропарамагнитный резонанс
Известный советский физик Нобелевской премии не удостоился, хотя с 1958 по 1966 год его кандидатуру предлагали 22 раза, причем сразу по двум дисциплинам — физике и химии. И это несмотря на то, что учёный открыл новый метод
электронного парамагнитного резонанса (ЭПР), с помощью которого проще всего обнаружить и изучить свободные радикалы. Открытие ЭПР считается одним из ключевых в науке ХХ века. Без него немыслимы многие современные разработки в области физики магнитных явлений, физики твердого тела и неорганической химии. На ЭПР основан, например, квантовый парамагнитный усилитель, обеспечивающий дальнюю космическую связь.
На Нобелевскую премию советский физик-экспериментатор номинировался как минимум десять раз — с 1947 по 1965 год. Но не получил ее, хотя именно без него человечество не приобрело бы коллайдера.
В 1944 году ученый открыл и теоретически обосновал принцип автофазировки — закона, объясняющего стабильность частицы в резонансном циклическом ускорителе в продольном направлении. В 1947 году под его руководством построили первый советский синхротрон — ускоритель заряженных частиц, разработанный на основе принципа автофазировки. В 1949 году ученый создал первый советский протонный ускоритель. Но в 1951 году Нобелевскую премию присудили американским физикам Эдвину Макмиллану и Гленну Сиборгу — за исследование на ускорителе ядер трансурановых элементов. Среди заслуг Макмиллана Нобелевский комитет также отметил открытие принципа автофазировки, который американский исследователь сформулировал через год после советского учёного.
Векслер работал в Физическом институте Академии наук СССР (ФИАН), в 1957 году под его руководством был создан синхрофазотрон в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, на то время крупнейший в мире.
Советского учёного как автора сразу нескольких открытий в квантовой физике номинировали с 1959 по 1966 год девять раз. Боголюбов занимался изучением сверхтекучести и сверхпроводимости, теорией спонтанного нарушения симметрии. Кроме того, он ввел понятие цвета у кварков. Речь не о привычном нам цвете (кварки слишком малы, чтобы их можно было наблюдать в лучах видимого света), а о некоем квантовом числе, приписываемом этим частицам. Впоследствии на основе данной гипотезы разработали квантовую хромодинамику, объясняющую, как в протонах и нейтронах сосуществуют кварки с одинаковыми квантовыми числами.
В 2004 году американским ученым Дэвиду Гроссу, Дэвиду Политцеру и Фрэнку Вилчеку вручили Нобелевскую премию за объяснение поведения кварков. Они доказали, что если кварки растащить в стороны, выделится энергия, на несколько порядков превосходящая ядерную. Аналогичную теорию в конце 1960-х годов выдвинул и Николай Боголюбов в соавторстве с Альбертом Тавхелидзе и Виктором Матвеевым. Однако разработка была секретной и потому осталась неизвестной научной общественности.
То, что открытия советских учёных являются весомым вкладом в науку и были своевременны, у научного сообщества не вызывает никаких сомнений. Сама Нобелевская премия получила явно идеологический крен, и советские учёные в неё не вписывались. Признать их заслуги означало согласиться с тем, что СССР
— сильная держава, способная осуществлять научные прорывы.
Ранее «Живая Кубань» сообщала, что замминистра образования РФ не продержался на посту и года.
Другие новости этой же рубрики