Как бы не «нахимичили»: депутаты готовы принять скандальный закон в ущерб здоровью людей
На «Кубань-24» прошел благостный сюжет о радужных перспективах Туапсинского балкерного терминала. Улыбающиеся студентки, которых только что поводили с экскурсией, говорили о том, как им любопытно наконец оказаться на территории за шлагбаумом. Экологи, подчеркивая свою независимость, сообщали, что к ним прислушивается руководство и к терминалу у них претензий нет. И хотя на экскурсантах (в том числе и на детях) не было масок (хотя про необходимость ношения масок на территории полно предупреждающих табличек), это в общем-то объяснялось легко. Как ты в маске снимешь на видеокамеру широкие улыбки и приободренность? Заметим, что по этой безмасочной экскурсии общественники уже обратились в прокуратуру с просьбой дать ей правовую оценку…
Хотя, в общем, этот телевизионный елей должен был показать, как туапсинцы всем сердцем стремятся к дальнейшему развитию портового объекта, принадлежащего офшорной швейцарской компании «ЕвроХим». Швейцарской она, понятно считается, исключительно по месту регистрации (штаб-квартира — в швейцарском Цуге). Основным владельцем «ЕвроХима» является Андрей Мельниченко, вместе с родственниками владеющий бермудской Linea Ltd., которой, в свою очередь, принадлежат 90 % EuroChem Group SE.
Мельниченко за последние недели стал одним из главных «поставщиков» российских новостей. И все они напрямую касаются Туапсе. Поговаривают, сегодня олигарх бросил свои силы на принятие скандального закона, разрешающего строить склады с удобрениями и пестицидами в границах водоохранных зон.
Учитывая, что производственные мощности «ЕвроХима» расположены вдали от крупных водоохранных зон (включая работающее на территории края ООО «ЕвроХим-Белореченские минудобрения»), очевидно, лоббируемый закон нужен исключительно для получения возможности строить логистические центры вблизи от мест погрузки. То есть на припортовых территориях.
В планах «ЕвроХима» - строительство перевалочного комплекса в Усть-Луге. Вероятно, новый закон понадобился и для «расширения возможностей» при реализации этого проекта. Но где гарантия того, что «открывающиеся возможности», если закон будет принят, не будут использованы на уже работающих мощностях «ЕвроХима»?
Самый крупный перевалочный комплекс «ЕвроХима» на территории края – тот самый туапсинский балкерный терминал. И если отбросить лишние рассуждения, то речь может идти о разрешении на стройку химскладов на прибрежной территории…
Давайте вспомним, с чего вообще начинался в Туапсе балкерный терминал.
Он строился с 2003-го по 2010-й год. Туапсинцы никаких восторгов по поводу нового портового сооружения не высказывали. Тогда недовольства, опасений было более чем. Запуск терминала ознаменовался грандиозным скандалом. Владельцы бизнеса распустили по домам евро-специалистов, контролирующих стройку, решив, что справятся сами. От великого ума пробную погрузку было решено провести сразу же сельхозхимией. Хотя энтузиастам говорили, что лучше бы попробовать вначале каким-то инертным материалом. В общем, во время пробной погрузки балкер пыхнул химией в город. Итог - многотысячный протестный митинг. Еврохимовцы заменили руководящий состав. После слетел с должности и глава района Виктор Кошель.
Чтобы периодически успокаивать общественность, новое руководство терминала стало раздавать многочисленные интервью СМИ. Каждый год по нескольку штук.
Некоторые высказывания стоят того, чтобы их процитировать: «Жизнь показала, что опасались горожане напрасно. Терминал спроектирован таким образом, чтобы минимизировать возможную нагрузку на экологию в городе. Одной из приоритетных задач было сделать предприятие экологичным и безопасным… Терминал был построен по последнему слову техники, с применением новейшего оборудования. Много лет работы терминала, постоянный мониторинг окружающей среды на территории предприятия и на границах санитарно-защитной зоны, а также контроль надзорных органов показали, что деятельность предприятия оказывает минимальную нагрузку на экологическую обстановку в городе…. Со дня появления в Туапсе компании ЕвроХим она постоянно живет с городом в одном ритме, участвует в социально значимых для города и района мероприятиях… Терминал регулярно посещают школьники и студенты, депутаты и представители администраций муниципалитета… В пристальном контроле со стороны общественности есть очевидные плюсы. Это позволяет нам близко общаться с горожанами на короткой ноге, благодаря советам неравнодушных граждан, экологов и экспертов, мы постоянно держим руку на пульсе и своевременно оперативно реагируем на поступающие сообщения. Это достигнуто благодаря политике открытости компании, постоянному общению с представителями общественности».
В общем сплошной информационный леденец на палочке. Сладко, до липкости. Но, как показывали некоторые «досадные недоразумения», построенный по последнему слову техники терминал все же порой давал сбои. Отчего не прикормленные общественники периодически высказывают свое возмущение в соцсетях и даже организуют пикеты. Последняя такая неожиданность на терминале случилась во время недавних ливней. Ветер оборвал часть обшивки погрузочного комплекса. Общественники тут же выкинули в сеть снимки этих дыр, оперативно «прикрытых» целлофановой пленкой.
Нет, все мы понимаем: бизнес есть бизнес. И никто не будет раскручивать-демонтировать уже построенное. И если есть спрос на удобрения и другую сельхозхимию в мире, то надо ее вести туда, где есть покупатели. Но все же, думается, что Туапсе и так несет немалую экологическую нагрузку: балкер, перевалка нефтепродуктов, угля (при ветре угольная пыль несется вверх столбом). Плюс невнятные перспективы реконструируемого НПЗ, который должен был быть готов еще к Олимпиаде. Плюс многокилометровые летние пробки вдоль всего города. Итог? Говорить об экологии Туапсе в оптимистичных тонах сегодня вряд ли стоит. Туапсе на сегодня является единственным приморским городом, население которого сокращается. Не впечатляет «тесное социальное сотрудничество властей и нефтяников-химиков» тот факт, что почему-то из города уезжают целыми семьями.
А тут еще попытки протащить закон, который, вполне вероятно, сделает перспективы Туапсе просто сумрачными. Да, интерес Мельниченко очевиден. Спрос на сельхозхимию в мире растет, желательно заработать на этом замечательном процессе побольше. То есть увеличить объемы поставок. Но возможности загрузки пароходов практически прямиком с железнодорожных вагонов (как это делается сейчас) не сравнить с возможностями загрузки с мощных складов. Склады позволили бы накапливать пестициды и удобрения в существенно больших количествах. Очевидно, что единственным привлекательным местом для строительства логистического центра является территория, прилегающая к терминалу. То есть считай - в центре Туапсе. А это водоохранная зона, рекреация, где получить разрешение на строительство нечто подобного просто невозможно. Исходя из нынешних законов.
Заметим, что Мельниченко предлагалось инвестировать средства в строительство портаТамань. Отказался. Сегодня планируется построить терминал в Усть-Луге, под Питером. Но это же будущее. А в Туапсе - действующие мощности по перевалке. И где гарантия того, что в случае принятия закона, лоббируемого олигархом, свои склады-хранилища не получит и Туапсе.
Кажется удивительным, что способствуют проталкиванию этого закона правовое управление Госдумы и Минприроды РФ. Которые по логике должны были бы наоборот стоять на страже экологической безопасности. Противостоит же принятию закона правовое управление Администрации Президента. Юристы АП считают недопустимость строительства подобных складов в границах населенных пунктов, особоохраняемых зон, а также зонах санитарной охраны…
Когда 8 июля Государственная дума РФ рассматривала в первом чтении законопроект Федерального закона № 865816-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о хранении агрохимикатов в границах водоохранных зон на территории портов), за него проголосовали 313 депутатов, против - 51. В числе голосовавших «за» наши кубанские депутаты-единороссы: Наталья Боева, Дмитрий Ламейкин, Владимир Евланов, Светлана Бессараб, Константин Затулин, Алексей Воевода, депутат от ЛДПР Юрий Напсо.
Второе чтение законопроекта Мельниченко прошло со скрипом. Его «пропустили» на третье чтение 274 депутата ГД (необходимое количество голосов 226).
21 июля Госдума вернула из третьего во второе чтение законопроект, который разрешает терминалам складировать минеральные удобрения вблизи береговой линии. На данный момент 65-я статья Водного кодекса приписывает запрет на размещение складов ближе, чем в полукилометре от морских берегов. С помощью законопроекта эти ограничения утратят силу. Авторам инициативы из комитета Госдумы по транспорту и строительству дано время до 1 сентября на его доработку.
К чему может привести желание бизнеса к непродуманному наращиванию своих оборотов, не так давно наглядно показала ситуация с потанинским «Норникелем».
Разлив около 21 тысячи тонн дизельного топлива после ЧП под Норильском на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке« «Норникеля», стал темой совещания у президента Владимира Путина. Обстановка вокруг компании негативно отразилась и на котировках ее акций. Если утром 3 июня акции «Норникеля» торговались на Московской бирже по цене 22 398 рублей за штуку, то 4 июня на минимуме стоили 19 738 рубля. Состояние Потанина с 4 июня сократилось на $3,6 млрд, с $26,7 до $23,1 млрд, свидетельствуют данные Forbes Real Time. Затраты на ликвидацию аварии сам Потанин оценивал в 10 млрд рублей. Последнее по времени резкое падение котировок «Норникеля» произошло в понедельник, 13 июля, после того, как 12 июля стало известно, что около 44,5 т авиационного топлива разлилось у поселка Тухард Красноярского края из разгерметизированного трубопровода, принадлежащего АО «Норильсктрансгаз» (входит в «Норникель»).
Людям, как правило нет дела до финансовых потерь крупных российских бизнесменов. Но есть дело до экологических последствий их непродуманных действий.
Туапсинский район – территория выхода непредсказуемых смерчей. Помимо этого, побережье периодически «трясет». Да, землетрясения слабые – до 3 баллов. Но кто даст гарантию, что стихия будет постоянно обходить стороной все эти сооружения, «построенные по последнему слову техники»?
И еще одна деталь: говорят, Мельниченко никогда не был в Туапсе. Это город, в котором не живут и не отдыхают ни его родные, ни он сам. Но это место его финансовых интересов. Поэтому вполне понятно, что ему фиолетово до туапсинцев, их семей, здоровья. Как живут, каким воздухом дышат – а оно ему надо?
Ранее "Живая Кубань" сообщала, что облака угольной пыли накрыли Туапсе, в результате жители города вновь оказались заложниками плохой экологии.
Другие новости этой же рубрики