История с огромной свалкой в Лермонтово, как это зачастую бывает, началась с обращения местных жителей в социальных сетях. Женщина из села Тенгинка, что в пяти километрах от курортного Лермонтово, в конце 2016 года пожаловалась, что уже на протяжении длительного времени ее дети страдают хроническим конъюнктивитом. По ее словам, причиной этому стало резкое ухудшение экологической обстановки в районе «благодаря» разросшемуся в непосредственной близости от населенных пунктов мусорному полигону и свалочному газу.
По словам известного туапсинского общественника Валерия Хота, свалка эта начала формироваться еще в далеком 2010 году, сразу после большого наводнения в поселке Новомихайловском. Все обломки разрушенных стихией домов и зданий, останки домашних животных, различный мусор стали вывозить в Лермонтово. Тогда, в режиме оперативного устранения последствий стихии, она планировалась лишь как временная. Но как известно, нет в России ничего более постоянного, чем то, что объявлено временным... И вот уже сюда складируют регулярные городские отходы.
— В 2016 году я приехал на местную перевалочную базу, отследил загрузку отходов в мусоровоз и весь его маршрут до самой свалки зафиксировал на видеорегистратор. Прямо на месте ко мне подошла группа молодых людей, которым очень не понравилось, что я тут что-то снимаю. Стали меня заверять, что буквально неделю назад на полигоне уже проводили проверку, по результатам которой эксплуататоров оштрафовали на три тысячи рублей. Но несмотря на эти заверения, я все равно написал жалобу в Росприроднадзор о том, что не согласен с результатами этой проверки, - рассказал «Живой Кубани» Валерий Хот.
После обращения общественника в Росприроднадзор ведомство провело еще одну проверку деятельности полигона и — о, чудо! — через суд приостановило работу свалки на 90 суток. Но закрылся на прием нового мусора Лермонтовский полигон, как впрочем, и нашумевший Белореченский, увы, только на бумаге… И хотя по истечении трех месяцев ограничения были сняты, и сейчас нет действующего решения суда о закрытии свалки, данный земельный участок не внесен в территориальную схему обращения с отходами, в связи с чем деятельность свалки находится под запретом.
В январе следующего (2017) года снимать сюжет об огромной «мусорке в лесу» на курорте приехал один из федеральных телеканалов, тогда же примчались даже представители ОНФ. Но почему-то (угадайте, почему!) в эфир отснятые материалы так и не вышли. Говорят, немалыми усилиями экс-главы Туапсинского района и нынешнего депутата Законодательного собрания Краснодарского края Владимира Лыбанева…
В 2019 году по факту непрекращающегося нелегального складирования мусора в лесу общественникам удалось добиться возбуждения уголовного дела по статье 254 Уголовного кодекса РФ («Порча земли»), в рамках которого специалисты оценили ущерб экологии от действий «Райводоканала» почти в 7 миллионов рублей. Однако денег для возмещения этой суммы на тот момент у МУП уже не было, к тому же в деле тут и там мелькали «интересные фамилии» — и уголовное дело вскоре было закрыто. Что это за «интересные фамилии» - догадаться нетрудно: тогда за все «мусорные дела» отвечали главы поселений и районов.
Сейчас мусорный полигон вырос практически до размеров девятиэтажного дома: уже в прошлом году, когда администрация Туапсинского района полностью регулировала сбор и размещение там твердых коммунальных отходов (поскольку именно она — учредитель арендатора «свалочной земли» — МУП «Райводоканал»), он вмещал в себя 3,5 миллиона кубометров спрессованного мусора, который постоянно горит, вредит экологии и здоровью местного населения.
Причем Лермонтовская свалка «славится» не только удушливым свалочным газом, разносящимся на многие километры вокруг, но и огромным «озером инфильтратов», которые попадают в прибрежные воды Черного моря.
Получается, вот так равнодушно администрация Туапсинского района наблюдает за попаданием безумно вредных для здоровья токсинов прямиком к «оздоравливающимся» на курорте детям и отдыхающим, ведь рекреационные комплексы — детские лагеря, пансионаты, базы отдыха и санатории, которыми так славится Кубань, расположены в непосредственной близости от свалки.
Никаких подвижек в сторону рекультивации у местных властей так и не наблюдается, несмотря на то, что проблема тянется уже многие и многие годы. А что же руководство лагерей, санаториев, пансионатов? Почему не бьют тревогу, почему не выносят проблему на широкое общественное обозрение, спросите вы. Да потому что боятся! И знают: если только попробуешь «пикнуть» - твой бизнес полетит ко всем чертям… И вовсе не потому, что к тебе резко перестанут приезжать туристы, а потому, что местные «решалы» (ой, простите, чиновники!) контролируют в районе все до последней мелочи, и такой удар по репутации вряд ли смогут простить... Уж если даже к нашей съемочной группе во время поездки в Туапсе был приставлен негласный автомобильный «хвост», говорят, оперативно передавший информацию о приезде независимых журналистов в один из самых «проблемных» районов региона... То что говорить о местных бизнесменах?.. Они-то скорее всего постоянно в поле зрения.
Однако свалка в Лермонтово — не единственная мусорная проблема Туапсе. Например, в течение предыдущего года на всей территории Туапсинского района не было создано ни одной площадки для раздельного сбора отходов, а те две, что построили еще в 2019 году (между прочим, на территориях многоквартирных домов — по сути, на чужой земле!), до сих пор не поставлены на кадастровый учет.
Между тем положение на Лермонтовской свалке только ухудшается. Несмотря на то, что официально постановлением суда она так и остается закрытой, мусоровозы продолжают «по-черному» свозить на нее отходы. «По-черному» - потому что завозят в основном ночью.
Так, перед самым Новым годом, 27 декабря, на свалку заехал груженый «Тонар», предположительно с сочинским мусором. Этот факт общественникам удалось зафиксировать на видео.
Предыдущих «нелегалов» ловили двумя неделями ранее - 15 декабря. Остается только догадываться, почему такие огромные мусоровозы «остаются незамеченными» как для властей и руководства мусороуборочной организации, так и для местных правоохранителей, несмотря на то, что каждый «Тонар» оборудован системой ГЛОНАСС и отследить траекторию его передвижения проще некуда. Было бы желание...
Но самое интересное кроется в лицензионных документах участка, якобы предназначенного для складирования отходов. Лицензия от 20.12.2018, выданная «Райводканалу» руководителем межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, разрешает сбор мусора на участке с кадастровым номером 23:33:1504001:303. Площадь лицензированной под свалку земли составляет - внимание! - всего 170 «квадратов».
По факту же «мусорная гора» занимает площадь в 270 раз (!) больше: весь земельный участок с совсем другим кадастровым номером - 23:33:1504001:394!
В том, что свалка занимает вместо положенных 170 аж 46 тысяч метров, легко убедиться, если включить спутниковый режим просмотра любой карты.
Любопытно, что постановление о возможности использования данного участка под строительство комплекса по переработке твердых бытовых отходов было подписано еще в конце 2014 года тогда еще исполняющим обязанности главы Туапсинского района, а ныне первым вице-губернатором Кубани Андреем Алексеенко.
Помимо самого Алексеенко, в комиссии по выбору подходящего участка значится еще немало интересных должностных лиц: глава Джубгского городского поселения (того самого, где расположен участок) Караченцева Т.Ю., начальник отдела по делам ГО и ЧС администрации МО Туапсинский район Ковалева О.В., начальник управления архитектуры и градостроительства администрации МО Туапсинский район Авхименко А.И., гендиректор - вот неожиданность! - МУП МО Туапсинский район «Райводоканал» Иванов В.С. и другие.
Прошло шесть лет, а никакого комплекса по переработке на выделенном для этого участке под Туапсе так и не появилось. Ни одной линии сортировки, никаких мероприятий по обезвреживанию мусора на Лермонтовской свалке до сих пор не видать, даже несмотря на четко обозначенную в постановлении установку, которая теперь звучит как насмешка: «Комиссия считает при проектировании объекта учесть следующие требования: запроектировать мероприятия, исключающие возможность вредного воздействия объекта на окружающую среду». Впрочем, определенная логика в этом есть, ведь объект так и не построили, а раз нет объекта - значит нет и вредного воздействия на окружающую среду?
Вот только мусор и сегодня «по-тихому» продолжают тоннами завозить под Джубгу, по всему району разносится свалочная вонь, а стоки все также отравляют подземные, речные и морские воды...
По факту мы имеем не только чудовищно вредный объект прямо под боком у населенных пунктов и детских курортов, но и феерически наплевательское отношение к попранию всех возможных законов со стороны целого ряда контролирующих органов. Правоохранителей, которые в упор не замечают творящийся у них «под носом беспредел», местных администраций - от поселенческой до районной, министерства природных ресурсов Кубани, департамента по надзору в строительной сфере и, наконец, якобы независимой экологической комиссии, которая была направлена в Туапсе осенью 2020 года. Но и та, видимо, просто «забыла донести»... Даже Росприроднадзор, регулярно выписывающий предписания «Райводоканалу» об устранении нарушений, выполнение которых предприятие раз за разом игнорирует, каждый раз просто дает предприятию новую отсрочку для выполения требований ведомства, а не выписывает крупные штрафы и не применяет другие виды административного наказания...
И это несмотря на то, что по рассказам местных жителей, Туапсинский район с давних времен - зона особого внимания в администрации Краснодарского края, «курируемая» тем самым первым вице-губернатором Андреем Алексеенко, в свое время подписавшим постановление о согласовании места размещения свалки практически «под окнами» селян...
Жители Туапсе боятся остаться без земли, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.