Россия наравне со многими странами Европы постепенно переходит на экологический вид общественного транспорта. Электробусы, например, успешно эксплуатируются в Скандинавии: Финляндии, Швеции, Норвегии. В Москве уже существует самый большой в мире парк электробусов, по прогнозам, через десять лет автобусов с двигателями внутреннего сгорания в столице не останется вообще. Первые электробусы появились в столице осенью 2018 и уже в прошлом году на московских маршрутах курсировали в общей сложности 300 новых машин (сейчас их уже более 550). В 2019 электробус был признан «Автомобилем года в России». К концу 2023 года планируется увеличить парк электробусов до 2,3 тысяч единиц, что составит треть наземного транспорта столицы. А к 2030 году на маршрутах будет ходить только экологически чистый общественный транспорт. На сегодняшний день это, пожалуй, самый надежный вид пассажирского транспорта и лучшее решение для больших городов нашей страны, где автомобили дают до 95% загазованности воздуха.
В чем главные плюсы электробусов, кроме отсутствия вредных выхлопов? В его салоне уровень шума и вибрации на треть ниже по сравнению с обычными автобусами. В салоне могут поместиться 85 пассажиров. Есть пандус для инвалидов и места для слабовидящих, климат-контроль, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств и медиаэкраны. Водители могут контролировать дорожную обстановку с помощью камер кругового обзора, а работу машины - с планшета на приборной панели. Запас энергии, достаточный для преодоления 40–50 километров, современные электробусы пополняют в течение 10-15 минут с помощью быстрых зарядных станций на конечных остановках. Не боятся электробусы тяжелых погодных условий, могут работать от плюс 40 до минус 40 градусов, им не страшен «ледяной дождь».
Некоторые минусы, впрочем, тоже есть. Смущает цена «транспорта будущего». По предварительным планам московских властей, на первые 300 машин собирались потратить около 17 миллиардов рублей. То есть, стоимость одной – около 57 миллионов. Для сравнения – один новый троллейбус стоит около 20 миллионов, а автобус – 8-10 миллионов.
Краснодарский край от Москвы далеко, но проблемы экологии у них схожие. Экологическая обстановка в главном городе региона оценивается как напряженная. Особую актуальность имеет проблема загрязнения атмосферы автомобильным транспортом. В районах города, через которые проходят крупные автомагистрали, превышение допустимой нормы по содержанию углеводородов, оксида углерода, оксида азота — от 1,5 до 7 раз.
По подсчетам, в 2020 году в среднем в России на тысячу жителей приходится 309 легковых автомобилей. А в кубанской столице – 347. Это наивысший показатель в стране. Для сравнения, у идущего на втором месте Санкт-Петербурга – 317 авто на тысячу горожан, у Воронежа – 315. Сейчас в Краснодаре зарегистрировано 355 тысяч автомобилей. И это без учета ежедневно въезжающего в город транспорта из других районов и регионов.
О том, что Москва активно переходит на общественный транспорт, говорит этот же авторейтинг. Российская столица, наоборот, вошла в список с более низкой обеспеченностью автомобилями — на тысячу москвичей приходится всего 287 «легковушек». Но тут, безусловно, нужно учитывать несопоставимую по размерам и численности населения разницу между кубанской и отечественной столицами. Воздух сильно загазован и там, и там.
В сентябре 2010 года в Краснодаре на маршрут № 2Е «Железнодорожный вокзал Краснодар-I - Троллейбусное депо № 1» вышли первые четыре экобуса – гибрида автобуса и троллейбуса, сошедшие с конвейера завода в Саратовской области. Так началось знакомство кубанцев с экотранспортом. 10 лет назад такие экобусы не имели аналогов не только в России, но и в Европе. Практически беззвучные, соответствующие уровню экологической международной классификации, с газотурбинными установками и электрическим приводом. Цена - в полтора раза ниже стоимости зарубежных моделей, но все равно высокая для российского рынка. Казалось, это был прорыв в светлое и чистое экобудущее. Но на этом история экобусов на Кубани закончилась. Семь лет спустя две машины вернулись на место своего рождения – саратовский завод, где их переделали в троллейбусы. Еще две заехали однажды в депо да так там по сей день и стоят.
В 2014 году на испытания прибыл троллейбус с увеличенным автономным ходом того же завода «Тролза» - первый в Краснодаре электробус с динамической подзарядкой. Машина также была выпущена на маршрут 2Е, где использовала автономный ход для работы по участку без контактной сети. Но и тут через несколько лет начались проблемы. Батареи постепенно теряли ёмкость и вскоре электробус тоже превратился в обычный троллейбус.
Тем не менее, городским властям идея понравилась и в 2019 году они выделили 123 миллиона рублей
на покупку 12 троллейбусов с автономным ходом. Вот только без электричества они могут проехать максимум 15 километров. Сейчас курсируют в основном по улице Красной, с которой решили убрать троллейбусные провода из «эстетических соображений».
Разбавить общественный транспорт краевой столицы несколькими суперсовременными электробусами хочет предприниматель и меценат Олег Дерипаска, которому небезразлична экология родной Кубани. Корпуса электробусов изготавливают на подмосковном заводе ЛиАЗ, электронику для них делает частная российская компания Drive Electro. Планируется, что «транспорт будущего» будет выполнять маршрут от Международного аэропорта Краснодар до центра города и обратно. Кстати, контракт на поставку электробусов в Москву ЛиАЗ уже получил.
Сегодня использование электробусов экономически целесообразно: производители отвечают за функциональность подвижного состава и зарядных станций в течение 15 лет, а также берут на себя все риски и расходы по закупке комплектующих. Да, по цене электробусы дороже транспортных средств с обычной тягой, однако, по словам специалистов, километр пробега на электричестве гораздо дешевле. Меньше придется тратиться и на техобслуживание – в электромобиле по сравнению с машиной с двигателем внутреннего сгорания на 30 % меньше деталей. И все-таки, экология – это главное, что должно заботить и простых пассажиров, и чиновников. И когда встает вопрос о будущем нашей планеты, денежные траты отходят на второй план.
Более 200 автомобилей направит Дерипаска в волонтерские центры страны , сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.