Перейти к основному контенту
13.11.2020 15:07

Кубанская Хатынь: 78 лет назад фашисты сожгли Михизееву Поляну

В 1942 году оккупанты расстреляли жителей поселка за помощь партизанам

Кубанская Хатынь: 78 лет назад фашисты сожгли Михизееву Поляну
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Эта чудовищная трагедия — одна из самых печальных страниц в истории Кубани. Если белорусская Хатынь буквально для всего мира превратилась в символ бесчеловечности нацизма, наряду с Освенцимом, Бухенвальдом и Бабьим Яром, о судьбе маленького кубанского поселка знает куда меньше людей. Хотя количество погибших здесь превысило число жертв в уничтоженной несколькими месяцами позже белорусской деревне.

Точка на карте

Фото: открытый источник

Рабочий поселок в живописнейших местах Мостовского района основали в 1934 году: красивая поляна, окруженная вековыми дубами и буками, приглянулась лесорубам. До войны здесь проживало более 200 человек. Работала небольшая лесопилка, были своя начальная школа, клуб, столовая да сельский магазин. Жили небогато, но дружно, как сотни других советских рабочих поселков.

Война отняла все. В 1941 году практически все мужское население ушло на фронт. Кто-то из них пережил войну, но вернуться было уже некуда.​ После прихода немцев на Кубань в 1942 году в лесах поблизости от Михизеевой Поляны начали действовать партизанские отряды. За то, что местные жители оказывали им содействие, нацисты в буквальном смысле стерли маленький поселок с лица земли.

Семь черных крестов

Фото: открытый источник

Дата 13 ноября 1942 года выжжена огненным клеймом в летописи войны. В этот день по приказу военного коменданта фашисты и полицаи окружили Михизееву Поляну. Жителям, которыми были оставшиеся в поселке женщины, дети да старики, приказали собраться в центре. Им зачитали приказ, по сути, приговор: за связь с партизанами всех до одного расстрелять.

После войны на месте Михизеевой Поляны нашли семь братских могил. Над каждой установили по кресту — символу скорби. Каждую из могил люди копали себе сами. Их ставили лицом к яме, а затем расстреливали из пулемета. По свидетельству немногочисленных выживших, раненых добивали из пистолетов и штыками. А следом и сам поселок был сожжен фашистами дотла.

Первая братская могила располагалась возле кладбища, здесь остались лежать 23 человека, в основном старики. Во второй​ позже были найдены тела 22 жителей, женщин и детей. Среди расстрелянных и семья Анны Кузнецовой, единственной, выжившей из всей родни, потерявшей мать, двух сестер и брата. Всю оставшуюся жизнь она прожила в Лабинске, ее воспоминания помогли восстановить те страшные события.​

Еще одно захоронение обнаружили возле здания школы. Драма разыгралась на глазах учительницы Нины Плешивой. Здесь погибли ее дети: и ученики, которым она преподавала в школе, и ее собственный младенец. И только после этого фашисты убили саму учительницу. Вместе оказались погребены​ 56 человек.

Среди расстрелянных в районе рощи более 30 жителей поселка выжил один мальчик — Николай Копанев. Он также стал свидетелем зверства и рассказал позднее о «Кубанской Хатыни».

Фото: открытый источник

Еще один черный крест отмечает место, где стояла трибуна. Здесь расстреляли 32 человека. Среди них оказались и эвакуированные из блокадного Ленинграда взрослые и дети. Их имена до сих пор не удалось восстановить. По некоторым сведениям, среди убитых были воспитательница и 11 ленинградских детдомовцев.​

Свидетелями расстрела еще 23 сельчан возле местной бани стали сын и муж погибшей здесь Евдокии Лукьяновой.

Седьмая яма, в которую сбросили тела 28 михизеевцев, находилась рядом с лесопилкой. Из них в живых осталась одна девочка, Анна Малакеева, чья семья осталась лежать в могиле.​

 

Нестираемая память

Фото: открытый источник

В результате этой карательной операции в Михизеевой Поляне погибли 207 человек: 115 детей, 72 женщины и 20 мужчин. Оставшиеся в живых и жители ближайших поселений рассказывали, что после расстрела полицаи на протяжении недели не подпускали родственников к телам погибших. Позже захоронить убитых земляков заставили согнанных на это место подростков и женщин из соседнего хутора.

В 1956 году в станице Махошевской останки погибших перезахоронили в братской могиле.​ Позже в станице открыли музей «Михизеева Поляна». А на месте сожженного поселка​ построили​ мемориальный комплекс из монумента и семи крестов, установленных в местах расстрела мирных жителей.

Непросто сюда добраться – некоторые кресты окружает молодой лес и высокая трава. Но как незарастающая рана, память об этом страшном событии напоминает о себе болью даже спустя почти восемьдесят лет. Никаких объяснений, никакого прощения, никакого переписывания истории после такой трагедии не может быть. Поколениям, выросшим в мире и благополучии, сложно дается сострадание и понимание ценности жизни. Но именно поэтому история исчезнувшего с лица земли поселка должна жить.

На Кубани перезахоронили летчиков Великой Отечественной войны, сообщала ранее «Живая Кубань».