Президент СССР Михаил Горбачев подписал 1 июля 1991 года закон «Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий». По данным на начало 1990 года, национальное достояние СССР оценивалось в 2,7 триллиона рублей в дореформенных ценах, из которого 70% имущества было государственной собственностью.
В 1991 году реальный̆ объем ВВП по отношению к предыдущему году снизился на 5%, в 1992 году на 19-20%, а в 1993 году на 12%. Всего к 1996 году ВВП сократился на 38% по отношению к 1991 году.
Зарубежная практика свидетельствует, что массовой̆ распродаже госсобственности должны предшествовать реструктуризация предприятий и отраслей̆, повышение прозрачности их финансово-хозяйственной̆ деятельности. Российская приватизация отличалась от классических форм «перевернутой логикой»: сначала произошел массовый переход госактивов в частные руки, и лишь затем — реструктуризация.
В странах с развитой рыночной экономикой передача в частные руки госимущества решала задачу повышения эффективности отдельных отраслей. В России приватизация была направлена на радикальное изменение отношений общества к собственности.
В начале 1992 года, несмотря на процесс передела госимущества, государственная форма собственности оставалась преобладающей. Но ситуация быстро менялась: по указам президента РФ в 1992 году были введена система приватизационных чеков (ваучеры), которые наряду с деньгами использовали до 1 июля 1994 года в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации. Каждый житель страны получил ваучер стоимостью 10 тысяч рублей.
По статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), 40 миллионов — в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров продали их.
Счетная палата приводит объекты федеральной собственности в престижных районах Москвы и Санкт-Петербурга, которые были реализованы по ценам, не превышающим размера арендной платы за них на срок от года до двух лет. Два самолета Ан-72 были проданы на аукционах по ценам 7,7 миллионов рублей и 11,0 миллионов рублей, или в 6 раз дешевле их остаточной балансовой̆ стоимости. Таких примеров множество.
В целом продажи госсобственности не привели к значительному увеличению доходов федерального бюджета и расширению налогооблагаемой базы.
Эксперты отмечают, что ускоренная приватизация совпала по времени с глубочайшим экономическим кризисом в России, что негативно отразилось как на приватизированных предприятий, так и на работающих на них людях.
Уровень среднемесячной заработной платы в 1996 году составлял примерно 120 долларов США, работники образования и науки получали в среднем на треть меньше.
Ошибки прошлого были учтены в законе о приватизации государственного и муниципального имущества, принятого Госдумой в 2001 году. Документ внес ряд серьезных усовершенствований в управлении процессами приватизации. Ззакон устанавливает четкую последовательность действий. Теперь президент страны в соответствии с конституцией формирует перечень стратегических предприятий и акционерных обществ и определяет возможность их приватизации. При этом приватизация естественных монополий может быть проведена только на основании законов, принимаемых парламентом. Правительство с учетом решений Президента и Федерального Собрания должно планировать и руководить процессом приватизации, а также ежегодно отчитываться перед депутатами о результатах.
Эксперты признают, результаты приватизации сегодня выглядят спорно. В конце мая в Счетной палате сообщили, что план приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы в России был исполнен только на 25 процентов, что стало самым низким показателем за последние десять лет. Поступление средств в федеральный бюджет от приватизации также сократилось: в 2017 году оно составило 15,1 миллиарда рублей, а в 2019 году — 12,1 миллиарда рублей. Всего в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества за период 2017-2019 годов поступило 40,8 миллиарда рублей.
Правительство недавно внесло в Госдуму законопроект об ускорении темпов приватизации невостребованного государством имущества. Действующий сейчас порядок включения имущества в программу приватизации и внесения в нее изменений носит довольно долгий характер и не позволяет оперативно принимать решения, что приводит в том числе к дополнительным расходам на содержание невостребованного имущества. По законопроекту, в стране будет ускорен темп вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого и движимого имущества госказны РФ с балансовой или кадастровой стоимостью менее 100 миллионов рублей.
Законопроектом предусмотрено, что порядок формирования и утверждения перечня федерального имущества, подлежащего ускоренной приватизации, будет устанавливаться правительством. Наделить полномочиями по формированию перечня и внесению в него изменений предлагается Росимущество, а полномочиями по утверждению перечня — Министерство финансов. Список будет публиковаться Росимуществом в интернете для последующего проведения торгов, что позволит обеспечить доступ к нему неограниченного круга лиц.
Сколько госпредприятий перешло в частные руки на старте приватизации:
1992 г. — 46 800
1993 г. — 88 600
1994 г. — 112 600
Сергей Рябухин, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам: «По поручению президента Владимира Путина и Государственной Думы Счетная палата ранее уже провела комплексный анализ того, что произошло 30 лет назад. Отчет опубликован на русском и английском языках. Если в двух словах, то можно отметить, что приватизация проводилась в спешке под влиянием, видимо, каких-то политических факторов на фоне противостояния президента и парламента. Сама идеология программы приватизации была принята с большими организационными, технологическими и смысловыми нарушениями и противоречиями. В результате большие объемы госсобственности перешли в частные руки по бросовым ценам. К примеру, эсминцы тогда продавали по стоимости автомобиля марки «Форд» — за 12-15 тысяч долларов. В тот период мы потеряли торговый флот, рыболовецкий… была даже попытка приватизировать не имеющий аналогов в мире российских атомный флот. С точки зрения пополнения доходов федерального бюджета и на тот период времени приватизация не дала никаких результатов, но привела к большим потерям. Это была, по сути, насмешкой над здравым смыслом».
Сергей Марков, директор Института политических исследований: «Уже в 90-ые годы абсолютно ясно и понятно, что приватизация прошла с чудовищными социальными искажениями, нарушением законов, справедливости и здравого смысла. Поэтому итоги ее не признаются гражданами до сих пор. Народ не против, чтобы бизнесмены создавали частные предприятия и с ними работали, но граждане абсолютно справедливо возражают, чтобы собственность, созданная всем советским народом и государством, переходила в частные руки и эксплуатировалась в частных интересах. Несогласие абсолютного большинства россиян с ходом приватизации и ее итогом является до сих пор миной замедленного действия».
Владимир Гутенев, первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике: «Гайдаровская приватизация — это медаль с двумя сторонами. Она всегда будет восприниматься обществом двояко. С одной стороны — недовольство значительной части граждан… Но с другой стороны, нельзя не отметить, именно благодаря этому произошел динамический переход от плановой экономики к рыночной. Возможно, стоило бы посетовать на то, что мы не в полной мере использовали наши возможности, как поступили китайцы, например, которые успешно сочетали преимущества плановой экономики, постепенно вводя рыночные механизмы. Тем не менее, шоковая терапия привела к тому, что быстро начала перестраиваться экономика, обретя собственников. Нужно признать, что частный собственник, зачастую, на рыночных позициях бывает эффективнее государства. Я убежден, что нужно отдельно развивать малый и средний бизнес».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.