О подвиге павших в боях на «Голубой линии» новым поколениям будет неизвестно
На месте братской могилы построена пекарня
История о том, что на месте захоронения воинов, погибших в боях на Голубой линии, ведется строительство, не новая. Мы писали о ней в 2014 году в статье «В Крымском районе строительство магазина на братской могиле признали незаконным».
Тогда в селе Экономическом несколько местных предпринимателей затеяли было строительство недвижимости вблизи массового захоронения останков советских воинов. При этом нарушались действовавшие тогда нормы 60-метровой охранной зоны памятника, но администрации Киевского сельского поселения вновь и вновь давала «добро» на согласование границ намечавшегося (и начатого в 2009-м) строительства в этой охранной зоне. Возмущенные жители села создали инициативную группу, которая писала об этом случае во все инстанции, а позже – отстаивала с переменным успехом справедливость в судах.
По ходу дела два из намечавшихся к строительству коммерческих объекта удалось-таки остановить. Но третий – магазин-пекарня – предприниматель Валентина Скибенко построила. Якобы инициативная группа уже добилась документа, предписывающего строящийся объект демонтировать. Но к тому времени его уже почти выстроили и инициативной группе села Экономического предложили оставить пекарню в покое.
А параллельно краевые депутаты законодательно «подкорректировали» - в сторону уменьшения - старые требования к охранным зонам и определили подобные «объекты» передать в ведение краевого управление госохраны объектов культурного наследия. Формально предмет спора сам собой …исчез.
Сокращается территория мемориального комплекса
Ну, а если неформально? Из-за чего, собственно разгорелся сыр-бор? Чего это какая-то строящаяся пекарня так возмутила жителей Экономического?
По соседству с этим селом находится знаменитая Сопка Героев – здесь в 1943 году шли тяжелейшие бои по прорыву выстроенной немцами защитной «Голубой линии». В наше время Сопка Героев – это памятный мемориал, музей под открытым небом, кубанский Мамаев Курган. Воинских захоронений на Сопке практически нет: павших на ее склонах хоронили в селах Киевском (порядка 16 тысяч воинов) и Экономическом – сразу после освобождения и позже, перезахоранивая останки. Сколько именно воинов лежат в Экономическом возле Дома Культуры – цифры разнятся. Официально, по информационной карточке, которую мы приводим здесь – 1505 человек. Но это – в 1975 году.
Позже краевое Управление (тогда) по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей называло останки 1707 советских солдат и офицеров. А один из активнейших общественников села Экономического и участник упоминаемой выше инициативной группы Владимир Сланко говорит о 2007 похороненных. Якобы поименный список с таким числом он получил от Крымского райвоенкомата.
- Сразу после войны на Сопке Героев и вокруг нее было девятнадцать воинских захоронений. Но к 20-летию Победы в нашем селе был сделан мемориальный комплекс (не нынешний), куда перенесли погибших солдат из других мест, - рассказал нам Владимир Анатольевич. - Разночтения можно объяснить тем, что происходили перезахоронения тех, кого находили поисковики.
А теперь внимание! – можно ли уместить две тысячи тел на площади двадцать на двадцать метров? Примерно таковы сегодня размеры официального мемориального комплекса близ магазина-пекарни и Дома культуры. Понятно, что площадь реальных захоронений была гораздо большей.
Закрыты комнаты Славы
Вот что нам рассказала Людмила Стороженко, местная жительница:
- Я здесь родилась, и родители здешние: отец был 1905 года рождения, мать – 1914-го. Отец воевал, медали у него были. Мама рассказывала, что в Экономическом вдоль дороги шел большой противотанковый ров. Когда они вернулись из эвакуации, их заставили - на плащ-палатках, на тележках - свозить погибших в этот ров. Была ранняя осень, еще жарко было. Там и русские, и немцы были. Мертвыми закидали ров на протяжении метров триста! Все участники тех событий поумирали, остались мы, их дети, кто знает об этом от родителей. После войны прямо на рве этом противотанковом, метрах в тридцати от дороги, поставили маленький памятник. Если памятник занимает площадь …ну пять на пять метров, то само захоронение было триста на …допустим десять метров. Потом - уже я работала в колхозе специалистом – появился Дом культуры. А от него до ближайшего огорода был пустырь. И покойный дядя Сеня Полтавченко, парторг колхоза, никогда и никому не разрешал там строиться. Он не распространялся, только приговаривал: «Тут нельзя! Тут такое горе…». Время прошло, всё поменялось. Колхоз «ушел»; старики, которые знали это все, тоже «ушли». Мы «уйдем» - вообще никто не вспомнит…
В качестве подтверждения своих слов Людмила Стороженко вспомнила, что в прежние времена были две Комнаты Славы: в самом Экономическом, при клубе, и еще одна на хуторе Плавненском. Сейчас нет этих комнат, и люди, простые селяне, не ведают, куда делись исторические экспонаты.
Да и воинский мемориал не очень-то присмотрен, за крохотным парком никто особо не ухаживает.
- В прошлом году я со своими единомышленниками посадил вокруг парка 28 саженцев кедра. Но ни один не выжил, потому что ухаживать некому. А в детском саду «наши» кедры растут, потому что там о них заботятся, поливают, - рассказывал Владимир Сланко. – Мемориал время от времени убирает уборщица Дома культуры: выметает грязь, листья. Еще администрация села дает разнарядку на покос травы вокруг мемориала. Но у нас большая школа - № 31, на 650 мест - она в официальных документах значится шефская над братской могилой. Однако школьники очень редко проводят там свои торжественные линейки. А ведь место идеально подходит для патриотической работы!
Хотя, по словам Владимира Анатольевича, есть и другие примеры. Так, на въезде в село - если ехать из Крымска в сторону Варениковской – стоит памятник погибшим воинам дивизии НКВД: она в мае 1943-го году понесла здесь поистине гигантские потери. Так вот за этим памятником ухаживает местный предприниматель – Максим Лазарев, кафешка «Маяк» у него. Он то покрасит ограду, то мостики на дорожке отремонтирует.
И не поклониться праху
Ну и совсем «под занавес» этой истории довелось переговорить с Тамарой Ивановной Аскеровой. Ее свекор, Аскеров Захар Давидович, 1907 года рождения, погиб 28 мая 1943 года и похоронен в Экономическом.
- Он вообще-то из Дагестана, но, когда заработали нефтяные промыслы на Кубани, его послали на помощь в Апшеронский район, в Кутаис, мастером или начальником участка. Когда война началась, он работал до прихода немцев: консервировал скважины, чтобы не досталось врагу. В ноябре 1942 его призвали в Майкопскую дивизию, в 14-й мотострелковый полк войск НКВД, - вспоминала Тамара Ивановна историю семьи. - После его гибели жена с четырьмя детьми попала под оккупацию. Так как она была еврейка, то пряталась от немцев по страницам. Потом её с детьми взяли в партизанский отряд, что где-то на перевалах действовал. Она была ранена. Когда Кутаис освободили, дом ее оказался разбомблен, жила с детьми в подвалах. Пленные отстроили посёлок, и ей дали квартиру. Во всех этих перипетиях «похоронка» потерялась, семья не знала, где погиб хозяин дома. И только молодые поколения, знакомые с интернетом, вычислили, где конкретно это случилось. Родные долгие годы искали хутор Мелеховский, он был указан в похоронке. Но не нашли, потому что хутор Мелеховский был переименован в село Экономическое.
Здесь где-то, возле пекарни или там, где она стоит, он, наверное, и похоронен, говорит Тамара Ивановна и сетует, что и не поклониться его могиле.
В преддверии 23 февраля, знаем наверняка, местные руководители возложат цветы. Может, приведут школьников из соседней войсковой части приедет отделение: грянет салют. Пекарня – из уважения к павшим защитникам Родины – на пару часов приостановит работу… И все, до 9 мая.
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.
Другие новости этой же рубрики